Эх, дороги!
Владельцы автомобилей платят в бюджет 1,8 трлн рублей! Но вынуждены ездить по разбитым дорогам
С приходом весны в Сетях вновь распространился мем про наши дороги. Без ремня, значит, ездить нельзя, опасно, иначе – штраф. Без удерживающих устройств перевозить детей тоже опасно. Превышать скоростной режим – ой, как опасно для жизни. За разметку заезжать также чревато аварией… Зато ездить по разбитым дорогам можно!!! Это не опасно?!
В общем, тема не нова. После того как сходит снег, местами вместе с асфальтом, проблема разбитых дорог становится особенно актуальной по всей России. Не мы первые, кто ее обсуждает. В Сетях даже шутят: как бы не накаркать, а то в Госдуме примут новые штрафы за проезд по дороге с ямами.
Ну а если серьезно: почему этой весной дороги в Тольятти стали как в 90-х годах прошлого века? Почему кругом колеи, дыры, ямы… А ведь каждый год только в Тольятти в асфальт закатывается без малого миллиард рублей. Но дороги-то в целом лучше не становятся! Почему? Может быть, потому что их нужно не мазать сверху асфальтом, а капитально ремонтировать – менять щебеночное покрытие в основании дороги, укладывать бетонную подушку и только затем «одевать» в асфальт? Но есть и другое мнение, мол, если дороги ремонтировать качественно, то дорожные подрядчики и иже с ними чиновники лишатся возможности осваивать миллионы-миллиарды… Словом, тема дорог в России стара как мир вместе с другой ее проблемой.
Однако если учесть, что с российских автовладельцев собирают сто-о-олько налогов и сборов, то они всё-таки заслуживают не просто хороших дорог, а гладких и ровных, как поверхность стола в кабинете чиновников минтранса!
Давайте посчитаем, сколько платят в нашей стране хозяева железных коней.
По информации «Тинькофф Журнал», в 2022 году бюджет нашей страны получил от автомобилистов минимум 1,8 трлн руб. различных платежей. Ого! Это очень много! Если учесть, что всего доходы российского бюджета в 2024 году составляют более 35 трлн, а в 2022-м доходы равнялись 27,8 трлн руб., то 1,8 трлн – это почти одна пятнадцатая часть бюджета-2022!
Посмотрим, из чего состоит эта сумма. Начнем с самых больших чисел.
Первая по величине сумма – акцизы на бензин и дизтопливо – 842,6 млрд руб. Как известно, примерно треть стоимости литра бензина в России – это налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход. Еще 21% приходится на акцизы, 18% – на НДС. Остальное – стоимость нефти, переработка, логистика и тому подобное.
Утилизационный сбор – 515,9 млрд руб. Его ввели в 2012 году, но он уже находится на втором месте по количеству средств, поступивших в бюджет.
Утилизационный сбор – это обязательный разовый платеж в государственный бюджет, который платят импортеры, производители и покупатели автомобилей и других транспортных средств, специальной техники, самоходных машин и прицепов.
Проще говоря, утилизационный сбор – это налог. В теории эти деньги потратят на утилизацию автомобиля, когда тот придет в негодность, а материалы отправят на переработку.
То есть сбор взимают ради экологической безопасности, для защиты здоровья человека и окружающей среды. Но что-то не припоминается, чтобы где-то в регионах России были кладбища автомобилей, чаще наш человек либо ездит на авто до тех пор, когда авто уже не сможет быть восстановлено, либо перекупы разбирают и продают его на запчасти, а кузов сдают (за деньги!) в металлолом. Таким образом, распространенное мнение, что на деле утилизационный сбор стал еще одной таможенной пошлиной, имеет под собой веские основания.
Транспортный налог – 195,9 млрд руб. Граждане заплатили за 2021 год 154,2 млрд руб., или 78,2% всего транспортного налога, организации – 41,6 млрд. Учитывая, что в стране в 2022 году было около 64 млн транспортных средств, средний налог на одну машину получается около 3060 руб. в год. Отмена транспортного налога обсуждается уже достаточно давно, одно время даже говорилось о замене транспортного налога повышением доли акцизов в стоимости топлива. Однако и акцизы выросли, а идея всё никак не станет реальностью.
В 2022 году ГИБДД возбудила 182,9 млн дел о нарушении правил дорожного движения. Автовладельцы заплатили штрафов на 93,6 млрд руб. Это примерно по три нарушения в год на одну среднестатистическую машину. В 2023 году россияне заплатили 141 млрд рублей за штрафы ПДД, поставив рекорд за пять лет. Около 73% правонарушений приходится на превышение скорости, выявленное камерами видеонаблюдения. Причем 95% таких нарушений – за превышение скорости на 21–40 км/ч.
Акцизы на транспортные средства – 66,4 млрд рублей. Акциз на новую «Ладу Гранту» с двигателем мощностью 90 «лошадок» в 2022 году составлял 4770 руб. – по 53 руб. за каждую лошадиную силу. Но чем мощнее машина, тем выше ставка акциза. Так, акциз на «Порше Кайен» с двигателем мощностью 340 л. с. – 484 500 руб., или по 1425 руб. за одну «лошадку».
Платежи в систему «Платон» – 39,6 млрд рублей. Новый вид сборов «ПЛАта за ТОНны» был введен в 2015 году, его платят водители грузовиков массой более 12 тонн, которые передвигаются по дорогам федерального значения, потому что тяжелые машины разрушают дороги. Этот сбор так и называется: «платеж, уплачиваемый в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам». Ставка в 2022 году была 2,54 руб. за километр пути. В 2023-м – 2,84 руб. С 1 февраля 2024 года размер платы в государственной системе «Платон» составил 3,05 руб. за километр пробега. Фактический размер платы рассчитывается ежегодно в период с 10 по 20 января с учетом публикации информации Росстата об индексе потребительских цен за предыдущий год. Ежегодное повышение составляет от 8 до 12%.
Госпошлины – 27,9 млрд руб. Например, за выдачу водительского удостоверения полагается уплатить 2000 или 3000 руб. в зависимости от формата документа. За выдачу ПТС – 800 руб. и т.д.
Плата за парковки – 10,2 млрд руб. В 2012 году стартовал пилотный проект по внедрению платной парковки на улицах Москвы. Сегодня платные парковки есть в Санкт-Петербурге, Казани и других городах-миллионниках. По информации «Газета.ру», Минтранс исследует вопрос о распространении проекта по всем городам страны.
Акцизы на моторные масла – 3,8 млрд руб. На пятилитровую канистру масла акциз составляет около 30 руб., это 6,075 за килограмм. Акцизы на моторные масла распределяются между федеральным и региональным бюджетами примерно поровну.
Есть и прочие поступления на финансовое обеспечение дорожной деятельности в сумме 4,2 млрд руб.
Для справки
Согласно информации сайта администрации города, обеспеченность населения Тольятти автомобилями составляет 337,9 ед. на 1000 жителей. Если учесть, что тольяттинцев 674 тыс. человек, то получается, что в городе 227 957 авто. А всего в России, по информации «Автостата», на 1 января 2023 года зарегистрировано 53,8 млн автомобилей. То есть каждый автомобилист в среднем заплатил в 2022-м по 33 457 руб. в год. Тольяттинцы отдали налогами, сборами и акцизами за свои авто 7 626 814 126 руб.
С отчислениями в 7,6 млрд мы точно имеем право на ровные дороги.
Глеб ОРЛОВ
В тексте использована информация с сайта journal.tinkoff.ru