Вы сейчас просматриваете По уровню зарплат мы отстаём даже от стран восточной Европы

По уровню зарплат мы отстаём даже от стран восточной Европы

  • Автор записи:

Про труд и деньги

О труде и уровне доходов россиян рассуждаем вместе с главным экономистом Внешэкономбанка Андреем Клепачом. Как утолить кадровый голод, увеличить производительность труда? Насколько российские зарплаты отличаются от европейских и китайских?

ПОЧЕМУ МЫ ТАК МАЛО ЗАРАБАТЫВАЕМ?

Рост экономики в современной России обеспечивается за счет уменьшения доли заработной платы в ВВП (внутренний валовый продукт). Если в 2015 году 48% ВВП приходилось на заработную плату, то сейчас – только 30%. А дальше на чем будет строиться наш экономический рост? Он может либо продолжать идти через увеличение прибыли и, соответственно, повышение нормы накопления и снижения зарплат. Либо обеспечиваем технологический рывок и существенно повысим заработную плату и в целом в экономике, и в социальном секторе.

Если посмотреть на конкурентоспособность нашей заработной платы, то мы отстаем даже от стран Восточной Европы. Понятно, что в первую очередь у нас дефицит капитала, и отсюда приоритет повышения нормы накопления. Мы многократно слышали это как одну из целей и в указах президента, но норма накопления у нас в последние 10 лет стагнирует на уровне 21-22%. Тем не менее даже по сравнению с Польшей наша заработная плата по паритету покупательной способности на треть ниже. Куда дальше? Неужели в России будет сохраняться тенденция конкурентности продукции только за счет снижения зарплатной доли в конечном продукте? Или всё-таки нужно повышать производительность труда за счет внедрения автоматики и робототехники и увеличивать фонд оплаты труда?

ПОТРЕБНОСТЬ В РОСТЕ ЕСТЬ

Заработные платы формируются у нас не только рынком. С 2012 года в России есть целевые ориентиры – в здравоохранении, образовании, науке. То есть как при плановой экономике – зарплату определяет государство. И получается, что мы должны смотреть не только на то, как у нас соотносится рост заработной платы в социальном секторе с ростом зарплат в производстве, но и насколько наши зарплаты конкурентоспособны по сравнению с развитыми странами и странами Восточной Европы. А также насколько заработная плата сопоставима со сравнительной производительностью труда.

Что же мы видим? Даже при грубой оценке наибольшее отставание – в сфере образования. Что на дошкольном уровне, что в общем образовании зарплата почти в два раза ниже, чем в Чехии и Эстонии, и в три раза ниже, чем во Франции и США. В сфере здравоохранения, несмотря на значительные повышения зарплаты, ковидные надбавки, которые были и в 2021, и в 2022 году, у нас огромный разрыв по среднему и тем более по младшему медицинскому персоналу – практически в два с лишним раза. По врачам от Польши – 20%, от развитых стран – примерно вдвое.

Если же говорить о науке, то от развитых стран Россия отстает не так заметно. И выглядит даже несколько лучше Китая. Правда, цифры не могут отразить всей степени неравенства в том же научно-технологическом секторе. В среднем в научном секторе России зарплата отстает от зарплаты во Франции на 40-50%, но при этом у нас она выше, чем в Китае.

Зато если мы берем инженерно-технические кадры, то тут у нас не до конкуренции. У нас зарплата по паритету покупательской способности ниже, чем в Китае. И поэтому наши разработчики туда частенько перебираются целыми коллективами. Тем более что им дают и жилье, и возможность реализовать многие наработки, которые, к сожалению, не удается воплотить в России.

Помнится, свел меня случай лет десять назад с разработчиком двухместного соосного вертолета. Он рассказывал, через какие круги ада пытался пройти (безуспешно), чтобы запустить свое детище в производство. Одни инвесторы просили огромную долю от прибыли. Конструктору оставалось при таком раскладе лишь «на конфеты». Другие говорили, что с производством вертолетов возни слишком много, проще вложиться в заброшенную турбазу, отремонтировать и продать, рентабельность, мол, выше будет.

Что случилось дальше – не знаю. Может быть, после долгих мытарств по министерствам и ведомствам уехал конструктор в Китай и там успешно реализовал свой проект?

«Вот оттого-то нам и нужен серьезный рывок в росте заработной платы тех секторов, от которых зависит наше будущее – здоровье людей, образование и технологическое развитие», – считает Андрей Клепач.

ОДНИМ УБАВИТЬ – ДРУГИМ ПРИБАВИТЬ?

Но возникает вопрос: а за счет кого? За счет кого повысить зарплаты врачам, учителям, разработчикам? «Если посмотреть на сравнительные отраслевые показатели заработной платы, то мы от всех стран отличаемся несколькими вещами, – говорит экономист ВЭБ. – Во-первых, у нас зарплата в финансовом секторе (банки и пр.), а также в добывающих отраслях примерно в 2,5-2,8 раза выше, чем в среднем по экономике. (В США, например, финансовый сектор впереди в 1,6-1,7 раза.) То есть у нас есть сектора, где уровень зарплат намного выше, чем в среднем по экономике».

Фактически эти соотношения должны во многом показать, как эффективно используются те конкурентные преимущества, которые у нас есть, в том числе рента и тот избыток сбережений по сравнению с инвестициями, который у нас имеется. Он обычно составляет 5% ВВП, в последние годы – вообще до 10%. Мы его экспортируем. И хотя дальше рента и возможности для экспорта капитала будут снижаться, у нас всё равно существует огромная возможность для того, чтобы эти средства инвестировать в наше развитие: в основной капитал, в дороги, оборудование и в человеческий капитал.

Вот тогда мы сможем перевернуть шкалу сравнительных доходов, которые сейчас есть. До 2012 года в России реальные доходы населения были выше, чем в Польше. Сейчас они составляют примерно 90%. Если сохранять нынешние тенденции, они могут скатиться и до 70%. Тем не менее при проведении структурного маневра в отношении человеческого капитала мы при темпах роста 3-3,5% можем обогнать и Польшу к 2035 году, а к 2040 году выйти на уровень развитых европейских стран – Франции и Германии. Ресурсы для этого есть, это вопрос именно структурных и институциональных изменений нашей экономической политики.

РОССИЯ – ГЛАВНЫЙ ЭКСПОРТЁР КАПИТАЛА В МИРЕ

А вот другое мнение, почему у большинства россиян нет достатка.

Согласно расчетам Парижской школы экономики, Россия последние тридцать лет – чистый экспортер капитала, за это время из страны было выведено около 100% ее ВВП. Но этот курс будет продолжаться и дальше, «альтернативы ему нет». Об этом говорит академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ, руководитель секции по проблемам экономической и социальной безопасности научного совета при Совете безопасности России Александр Некипелов – человек, которого называют одним из главных экономических стратегов Совета безопасности РФ.

Говорит с членом-корреспондентом РАН Сергеем Бодруновым («Беседы об экономике», ВЭО, 2023): «Бодрунов: Мы беспроцентно кредитуем остальной мир».

По словам академика, мы это делали и 15 предыдущих лет. «Более чем триллион долларов суммарно составляет актив текущих статей платежного баланса. Это очень большая величина. К этому не надо относиться сугубо отрицательно. Нет. Хуже было бы, если бы мы просто сократили экспорт на соответствующую величину и обеспечили бы балансирование за счет снижения экспорта. Это означало бы создание очень серьезных проблем для наших экспортеров.

Цена заключается в том, что мы будем продолжать беспроцентное кредитование остального мира… Эту проблему нельзя быстро решить».

Выделенная фраза говорит о том, что вывод капитала производится ради экспортеров (сырья, в первую очередь нефти) – фактически вся страна работает на их интерес. Вывод денег из России нужен для того, чтобы не создавать в стране избыток валюты, что приведет к удорожанию рубля и, соответственно, росту издержек экспортеров внутри страны. Проще говоря, экспортерам нужен всегда дешевый рубль, а для этого надо «удалять» излишек валюты из страны – пусть даже бесплатно отдать валюту, как это произошло с заморозкой активов ЦБ на Западе. Экспортеры, кстати, никак не пострадали от этой заморозки.

Зато теперь за счет этих активов коллективный Запад намерен поставлять на Украину «Химарсы», «Абрамсы» и другое вооружение.

И напоследок

Россия – страна, в которой проживает менее 2% мирового населения. Мы производим меньше 2% мирового ВВП. Зато по числу приобретателей яхт представительского класса мы впереди планеты всей. 35% всех яхт, произведенных в мире, покупают россияне, точнее 0,1% россиян. 0,1% россиян – это 132 000 российских миллионеров, которые владеют 60% совокупного состояния страны.

Олег ВЕСЕЛОВ, по материалам открытых источников Интернета