«Весь город в снежных гималаях. Иногда эвересты попадаются…»
Ну вот и дождались: пришла весна! Начал таять снег, которого за эту зиму выпало достаточно много. Но снег за всю зиму практически не вывозился из города, его сгребали тракторами и бульдозерами в высоченные кучи. Неужели поплывем?
«Мне очень хочется, чтобы в Тольятти было радостно жить, – говорил Николай Ренц на торжественной церемонии вступления в должность главы города. – Каждый день встает солнце, в душе у людей цветут цветы, и они понимают, что имеющиеся проблемы последовательно шаг за шагом решаются».
Каких таких людей имел в виду Ренц, если у большинства тольяттинцев проблем меньше не становится? Наоборот. Жить в Тольятти с каждым годом все более некомфортно – грязь, лужи, а зимой и ранней весной так вообще – опасно. Дороги, тротуары и пешеходные переходы не очищаются от снега и льда должным образом. Из-за чего передвигаться по городу пешком небезопасно, можно запросто поскользнуться, упасть и получить травму. От того, как сгруппируешься во время падения, будет зависеть степень ее тяжести. (О травме со смертельным исходом, которую получил тольяттинец, поскользнувшись на нечищенном дорожном переходе на улице Голосова, городские СМИ уже писали.) Полосы на проезжей части дорог часто заужены из-за плохо очищенного снега, а его высокие валы на обочинах мешают автомобилистам при совершении маневра. Мешают они и пешеходам при переходе через проезжую часть.
В прошлом году в администрации Ренца винили в плохой уборке города от снега недостаток финансирования, в этом году – обильные осадки. (Отчего-то вспоминается поговорка про плохого танцора.)
Кстати, в эту зиму, как и в прошлую, чиновники обещали, что подрядчик будет вывозить снег с городской территории. Это, между прочим, предусмотрено заключенным контрактом с подрядной организацией ООО «Автодоринжиниринг». 3 ноября 2023 года во время показа снегоуборочной техники Павел Баннов, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации города Тольятти, заявлял, что в городе подготовлены в соответствии с СанПиНом три снегосвалки. Одна площадка находится в Центральном районе недалеко от пересечения улицы Новозаводской и Обводного шоссе. Две – в Автозаводском районе (их адреса Баннов не назвал). При этом непонятно, почему чиновники горадминистрации не смогли найти площадку для складирования снега в Комсомольском районе.
КОГДА НАЧНЁТСЯ ПАВОДОК?
В федеральных СМИ была информация, что природная весна начнется в Москве после 20 марта. По нашему региону пока таких прогнозов нет. Однако по народным приметам снег начинает обильно таять в средней полосе России после весеннего равноденствия, а это как раз 20 марта. После этого дня темное время суток будет короче светлого, а значит, солнце будет дольше греть землю.
На аппаратном совещании в администрации Тольятти руководитель городского гидрометеоцентра Наталья Крылова назвала среднюю дату разрушения снежного покрова в Самарском регионе – это 3 апреля. А самой ранней весной за последние 30 лет считается весна 2020 года, которая началась 12 марта. При этом 2023-й пока не вошел в статистику за 30 лет. Но, по мнению Крыловой, весна-2023 побила рекорд весны-2020. Случилось это потому, что длительное время наш регион, как и все Среднее Поволжье, находился в так называемых «теплых секторах» циклонов, перемещавшихся в основном по северу России. В результате с конца февраля среднесуточная температура воздуха на 0,5…7,7 градуса превышала климатическую норму, а нулевую отметку перешагнула уже 9 марта. Это и привело к тому, что таяние снега началось раньше обычного и оказалось таким стремительным.
Вместе с тем промерзание почвы по состоянию на 13 марта прошлого года составило 84 см (при норме – 47 см). Поэтому талая вода не ушла в грунт, а устремилась с газонов на дороги и внутриквартальные проезды. Система ливневой канализации (там, где она есть) не справилась с большим объемом воды, что и привело к подтоплениям на отдельных участках.
КОГО ЗАТОПИТ?
Пожалуй, больше всего страдают во время половодья жители Центрального района. Здесь перейти дорогу, не замочив ног, практически невозможно. Собираются глубокие лужи на перекрестке улицы Ленина и бульвара 50-летия Октября, неподалеку от двух средних учебных заведений. Перекресток Ленина–Горького тоже наполняется водой, но больше всего ее скапливается возле детсада № 48 «Дружные ребята» и пешеходного перехода у школы № 5.
Другими местами обильного разлива талых вод является улица Льва Толстого. Здесь лужи собираются в районе пешеходного перехода, который ближе к Автозаводскому шоссе (огромные лужи на переходах – это злой рок Тольятти или нерадивые подрядчики с недальновидными чиновниками?), и возле общежития. Затапливает и улицы Баныкина, Комсомольскую в районе «Аэрохолла». Правда, данный разлив чиновники Тольятти в прошлом году объясняли подпором воды из озера-ливнеприемника, расположенного в лесу за ул. Баныкина. «Подтопления случились по причине резкой смены температурного режима. Дождеприемники не успевали принимать поток талых вод, и озера-накопители, переполнившись, не смогли принимать воду, она хлынула обратно…» Посмотрим, что будет в этом году.
Также в Центральном районе всегда затапливает улицы Базовую и Цеховую. В этом году Базовую планируют капитально отремонтировать – от улицы Комсомольской до Ларина. И хочется надеяться, что ульяновская подрядная организация на проектные работы ООО «Инждор» сможет обеспечить дороге нужный наклон, чтобы ее проезжую часть не заливало осадками и талыми водами. Правда, не факт, что дорогу успеют отремонтировать именно в 2024-м. Срок окончания запланированных проектных работ стоимостью 4 466 564 руб. намечен на июль нынешнего года. После получения положительного заключения госэкспертизы проекта, а также решения вопроса о выделении финансирования будет рассматриваться вопрос о реализации разработанного проекта, сообщают «Городские ведомости».
Автозаводский и Комсомольский районы меньше Центрального страдают от подтоплений. Комсомольский район в силу того, что имеет перепады высот, а дороги Автозаводского района оборудованы ливневой канализацией. Но и в этих районах есть слабые места. В Комсомольском районе (мкрн Шлюзовой) не завершен ремонт улицы Никонова, и потому жители опасаются, что весной здесь лучше не ездить, а плавать. В Новом городе традиционно топит проспект Степана Разина между 3а и 3б кварталами – там вода стоит после каждого дождя, и Ленинский проспект под мостом…
ДОРОГАЯ ЗИМА
Содержание общегородских территорий в период зимы 2022-2023 годов составляло 182 млн рублей. Финансирование зимнего содержание в период 2023-2024 стало дороже на 122 млн (!) и составило 304,4 млн руб. Но жители говорят, что по факту дороги чистятся хуже и практически не видно, чтобы снег вывозили.
Тольяттинцы жалуются на состояние пешеходных переходов. Некоторые из них расположены вплотную к кольцевым развязкам, да и на обычных перекрестках высоченные валы из снега здорово уменьшают видимость. Из-за чего у пешехода существенно возрастают шансы оказаться под колесами машины, ведь ни он, ни водитель не могут заранее увидеть друг друга из-за снежной горы. Пользователи соцсети «ВК» пишут: «Весь город в снежных Гималаях. Иногда Эвересты попадаются даже. Если весна будет бурной, то весь Тлт будет как Никонова, а Никонова превратится в Ставрополь-на-Волге».
На подобные замечания в сети «ВК» сотрудники муниципального центра управления отвечают так: «Вывоз снега с автодорог проводится в первую очередь с участков, где валы снега ограничивают видимость участникам движения: перед перекрестками, кольцевыми развязками, пешеходными переходами, остановками общественного транспорта. В настоящее время с магистральных автодорог г.о. Тольятти вывезено на снегосвалки свыше 100 000 кубометров снега. С внутриквартальных территорий вывоз снега не предусмотрен. На вопросы ответим по телефону МЦУ 543-266».
В прошлом году глава города заявлял перед депутатами, что в Тольятти самый низкий тариф на уборку дорог зимой, и его нужно поднимать. «У нас есть единственный подрядчик, и он не наш. Техники недостаточно. Нет машин для уборки снега. Всего десять, шесть придут из Сызрани. Нужно минимум 30. Причина – давайте признаем – у нас в Тольятти самый низкий в Самарской области тариф на содержание дорог. Чтобы нам работать по областному тарифу, нужно 1,5 млрд рублей на наши 6 млн 293 тыс. квадратных метров магистральных дорог. Давайте зажимать пояса. Давайте везде сокращаться, но нам нужно поднимать тариф, и тогда к нам придут подрядчики».
СКОЛЬКО ЖЕ ТЕХНИКИ НА САМОМ ДЕЛЕ?
И вот пришел новый-старый подрядчик – ООО «Автодоринжиниринг», у которого «сменился собственник, и с новым собственником мы нашли понимание, как будем организовывать эту работу», – так заявлял Ренц. В итоге у Автодоринжиниринга оказалось 133 единицы техники (вместе с субподрядчиками). Но годом ранее ее было столько же! 3 ноября 2022 года в Думе Тольятти при обсуждении вопроса о предстоящей зиме задавался традиционный вопрос: «Справятся ли подрядчики?» Справятся ли со снегом, имея всего 132 единицы техники, тогда как в 2021-м у подрядчика было 152 единицы?
А 10 февраля 2024 года Баннов заявляет, что в городе круглосуточно работает 92 единицы техники, 21 бригада специалистов в количестве 106 человек. Почему столь значительна разница заявленных машин и реально работающих? Может быть, потому что чиновникам важнее показуха перед началом зимы? Или подрядчик обманывает представителей нашей администрации? А те и сами обманываться рады?
Всё это наталкивает на мысли: не в деньгах дело. И не в количестве осадков, выпавших за зиму. На качество уборки города от снега существенно влияет то, что сотрудники администрации должным образом не контролируют подрядчиков. Отчего? Может, потому что в доле?
Задавался вопросами Олег ВЕСЕЛОВ
В ТЕМУ
ПРИЧИНА ДТП – СНЕЖНЫЕ ЗАВАЛЫ?
3 марта вечером в ДТП на пересечении улиц Карла Маркса и Чапаева пострадала 18-летняя водитель «Мазды».
Вторым участником аварии стал водитель пикапа «ВИС», который двигался по ул. Карла Маркса и при повороте налево на ул. Чапаева не уступил дорогу, вследствие чего допустил столкновение с автомобилем Mazda под управлением девушки 2005 года рождения, двигавшимся по ул. Карла Маркса в направлении ул. Шлютова.
Водителя «Мазды» госпитализировали.
ДТП получило бурное обсуждение в новостном паблике в «ВКонтакте». Большинство комментариев о том, что данная авария случилась по причине огромного снежного вала, который складирован дорожными службами неподалеку от перекрестка и закрывает видимость. Из-за него те, кто поворачивает с Карла Маркса на Чапаева, не видят движущийся транспорт на Карла Маркса. Приводим комментарии тольяттинцев:
«Вот из-за этой кучи ничего не видно там на повороте, практически на половину полосы выползаешь, чтобы хоть что-то увидеть. Взгреть администрацию! Сам ежедневно ругаюсь, 50/50 успеешь или нет после того, как уже увидел там кого-то, все зависит от скорости тех, кто по К. Маркса едет», – пишет Артем. В следующем комментарии он добавляет, что «готов пойти свидетелем даже, против администрации!»
«Поддерживаю! Надеюсь, обратят внимание. Так по всему городу!» – соглашается с ним Мария.
«Эти отвалы на всех перекрестках и выездах. Куда ГИБДД смотрит, непонятно, а хотя это уже давно всем водителям известно», – приводит свое мнение Денис.
Мария пишет: «Горы снега навалили по углам дорог, на разворотах не видно совсем, когда с Чапаева поворачиваешь на Карла Маркса. Неудивительно, что такое произошло, надеюсь, накажут дорожные службы».
Алексей предлагает сделать ответственными за это ДТП администрацию города и МЦУ: «За это ДТП надо привлечь администрацию города. И МЦУ Тольятти. Одни рапортуют, что все почищено. И снег успешно вывозится. Вторые подтверждают оное».
«Наш перекресток очень и так проблемный, вчера с семьей выезжали – такая же ситуация могла бы быть. А все дело в больших кучах снега, из-за которых не видно дороги совсем, едешь наугад!..» – сообщает Сергей.