Вы сейчас просматриваете Чем недовольны вазовцы? Часть II

Чем недовольны вазовцы? Часть II

  • Автор записи:

В социальных сетях мы часто встречаем недовольные комментарии работников предприятия в отношении своего работодателя. Зачастую они носят общий характер, неаргументированный, без конкретики. Что это, крик души или злостные наветы? В этот раз мы поговорим о транспортных перевозках заводчан.

14 февраля на улице Борковской возле 16-го КПП АВТОВАЗа произошло жуткое ДТП: фура сбила сразу четырех пешеходов, которые переходили дорогу на разрешающий сигнал светофора. Одна женщина оказалась зажата колесами большегруза. Извлечь ее смогли только тогда, когда водитель грузовика сдал назад. Все четверо потерпевших госпитализированы.

Как подобное могло случиться? Кто пострадавшие? Если это вазовцы, почему они не пользуются заводскими автобусами? Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно проанализировать, во что превратилась доставка работников на крупнейшее в Самарской области предприятие.

Мы едем, едем, едем

Согласно коллективному договору, АО «АВТОВАЗ» взяло на себя обязательства «организовать движение пассажирского транспорта по графикам, обеспечивающим перевозку работников на работу и с работы в границах городского округа Тольятти» (раздел 6 «Социальное обслуживание работников АО «АВТОВАЗ»). А в последнее время автозавод, перевыполняя обязательства, доставляет работников в села Подстепки и Ягодное. Чтобы понять, является ли доставка работника предприятия роскошью или необходимостью, надо вспомнить, с чего всё начиналось.

Немного истории

ВАЗ начали строить одновременно с Автозаводским районом. В то время по плану, с учетом розы ветров, географии, геодезии и других факторов, было выбрано именно такое расположение завода. А район строился с учетом промышленной площадки. Под единую задачу выстраивали и инфраструктура, в том числе транспортную. Так, было создано отдельное транспортное предприятие с большим количеством маршрутов, конечной остановкой которых являлся ВАЗ. Ну а дальше только огороды, земли совхоза, деревни. В промышленной зоне было выделено место для стоянки автобусов, троллейбусов. С учетом графика работы предприятия выстроен график движения маршрутов и их количество. К слову, несмотря на кардинальные изменения, произошедшие за последние десятилетия, вазовские маршруты уцелели, а вот график их движения кардинально изменился, но об этом позже.

В свое время на проходных по каждому из маршрутов подавали сразу до трех автобусов. Первый – «гармошка» (автобус повышенной вместимости), он следовал по экспресс-маршруту,не останавливаясь на каждой остановке. Такой экспресс пользовался огромной популярностью: отправлялся первым, ехал быстро, ну и набивался под завязку.

Проездные ни у кого не проверяли, они были у всех. Предприятие обеспечивало льготными проездными билетами всех сотрудников. Словом, все были довольны.

Как докатились до жизни ТАКОЙ?

Со временем муниципальный транспорт развалили, в городе из трех АТП осталось одно, а весь Тольятти заполонили маршрутки. На АВТОВАЗ автобусы стали возить практически только во время пересменки. Добраться сегодня до автогиганта или до бывшей вазовской поликлиники, которая гордо называется Федеральным научно-клиническим центром, просто так не получится. Только либо с пересадкой на маршрутке, либо ждать пересменки рабочих.

…Город разрастался, росла и промзона, в том числе за счет производств, вынесенных с головного предприятия АВТОВАЗа. Не так давно к городу присоединили территорию Особой экономической зоны. Пригородные села тоже увеличивают площадь, разрослись дачные массивы, появились новые загородные поселки. Строится мост через Волгу, который должен стать частью глобального шелкового пути. Автогигант оказался если уж не в центре, то уж точно не в конце городской черты. Всё это привело к тому, что транспортное движение вдоль АВТОВАЗа возросло в разы. А автобусы, наоборот, стали тут редкостью.

И вряд ли кто вспомнит, когда были законсервированы подземные переходы с южной стороны предприятия. Когда перестали ходить троллейбусы до АВТОВАЗа. Когда стали выдавать льготные проездные только работникам трехсменки, когда перестали их выдавать даже работникам трехсменки… Не стало дешевых проездных билетов – люди отдали предпочтение маршруткам. А значит, уменьшились поступления в городское транспортное предприятие – ТПАТП, которое в свою очередь сократило количество автобусов, водителей и кондукторов, то есть сэкономило на затратах. Автобусов стало меньше, ходить они стали реже, и пассажиры все чаще предпочитают шустро-опасные маршрутки вместо холодных автобусов, следующих с огромным интервалом движения. Замкнутый круг.

Куда ты денешься с подводной лодки

Руководство АВТОВАЗа при плохом транспортном сообщении находит возможность и тут использовать ситуацию в свою пользу. Относительная удаленность завода от города позволяет диктовать работникам такой график работы, какой удобен работодателю. И почти всегда, когда есть решение остаться на один час сверхурочно после второй смены, автобусы не подаются к официальному времени окончания смены, а только к окончанию сверхурочных работ.

И рабочий, не пожелавший работать сверхурочно, физически не может уехать домой (если у него нет автомобиля) с предприятия в час ночи. Он вынужден ждать, когда закончатся сверхурочные работы, чтобы уехать со всеми. Также стали частыми случаи, когда «свой» автобус не подают на одну из проходных, а рабочих забирает другой автобус, спустя минут пять-десять, с другой проходной, если не полный, то уж точно без сидячих мест. Позвонив в диспетчерскую, рабочие слышат стандартный ответ: «автобус не вышел из-за поломки». С такими неудобствами можно мириться день-два, но не постоянно же. Жалобы, как правило, дают такой результат: пустой автобус подают на проходную, и он с рабочими едет на другую проходную. И так до того времени, когда рабочие уже с другой проходной не начнут жаловаться. Вот тогда снимают автобус с городских линий, на время. А потом история повторяется.

Директор и Глава всегда договорятся

В 2022 году было принято решение купить для города 19 новых автобусов, в 2023-м поступило девять из них, а после выборов в Думу Тольятти, председателем которой стал бывший вазовский менеджер Сергей Рузанов (начальник управления по работе с персоналом механосборочного производства АО «АВТОВАЗ»), в ноябре того же года были приняты поправки в городской бюджет, и число автобусов сократилось с 19 до 14. Ни один из депутатов от партии власти, а их в думе 33 из 35, не задался вопросом: почему 14, а не 19? Достаточно ли будет 14 автобусов городу, чтобы закрыть транспортную проблему?

Не лучше стоит вопрос содержания дороги и территории вокруг предприятия, которая раньше принадлежала заводу, а с недавних пор была передана городу – чтобы налогов меньше платить. В итоге на северных проходных автобусы забирают рабочих прямо с дороги. Сказать, что это опасно, значит ничего не сказать. Снег, сгребаемый с дороги, складируют на обочине, на разделительной полосе, его кучи достигают таких высот, что проезжающий автомобиль просто не видно. Рабочие вынуждены идти к остановке прямо по проезжей части. Имеющийся пешеходный переход на остановке «Инженерный центр» чистится отвратительно, и жалобы в администрацию не приносят результата.

Всё это становится причиной резонансных аварий. Каждый раз рядом с вазовскими КПП случаются дорожные происшествия с тяжелыми последствиями, нередко со смертельным исходом, массовые. В недавнем пострадали четыре человека. С вводом в строй дороги по улице Фермерской ситуация только ухудшится. Десятки, сотни жителей Приморского и Подстепок предпочтут двигаться по ней вместо Приморского бульвара. О том, учитывали ли этот фактор при проектировании Фермерской, в администрации Тольятти не говорят. Видимо, ждут очередного резонансного ДТП.

Ринат ТАКТАРОВ

Комментарий

Григорий Басистый, председатель профсоюза «МОЛОТ»:

– Каждый год работодатель, отчитываясь об исполнении коллективного договора, рассказывает о том, как всё хорошо на заводе. Проблем с автобусами, их количеством, состоянием, графиком движения для него не существует. А профсоюз АСМ с радостью отчет принимает. Выходит, профсоюзу тоже плевать на то, что рабочие вынуждены ждать на морозе автобуса с другой проходной. Что рабочие вынуждены ежедневно терять время в дороге с работы, потому что кондукторы обилечивают пассажиров только на определенной остановке, а не во время движения, что рабочие вынуждены ждать, когда кондукторы закончат свою работу, и их заберут вместе с вазовцами. Так МП ТПАТП №3 экономит на служебном транспорте. Экономит за счет рабочих, их времени, которое они могли бы провести с большой пользой для себя и своей семьи. А так называемые представители рабочих из «желтых» профсоюзов, с молчаливого согласия самих рабочих и за их взносы, проталкивают в городскую думу своих представителей. Сегодня, из действующих депутатов разных уровней, есть вазовцы – Елена Сазонова, Сергей Рузанов, Андрей Игнатьев. И что-то я не слышал, чтобы их волновали проблемы качества уборки снега на дорогах, безопасности движения, состояния здоровья рабочих. А самим рабочим пора бы понять, что профсоюз имеет очень много возможностей. И потому важно, кому вы доверите право представлять свои интересы. От этого и зависит, насколько оперативно будут решаться заводские вопросы и проблемы или же они будут замалчиваться.