Уже 15 января было известно, что на Самарскую область надвигается снежный шторм: ветер с порывами 17-22 м/с (локально 25 м/с), метель и низовая метель. По прогнозам синоптиков, погода должна была испытывать жителей Самарской области на прочность до конца недели. В четверг, 18 января, пообещали небольшой перерыв от снега. С 19 по 21 января вновь ожидались осадки, в выходные – метель. Итак, о приближении непогоды было известно заранее. Однако всё, что произошло в эти СПРОГНОЗИРОВАННЫЕ дни, вызывает лишь недоумение…
Начиная с утра 16-го, время горожан в пути до работы и обратно заметно увеличилось. Путешествие из Автозаводского района в Шлюзовой стало занимать 2-2,5 часа. Чтобы быть на месте вовремя, тольяттинцы выходили из дома значительно раньше, но всё равно всюду опаздывали. Толпы людей на остановках ждали общественный транспорт, перемещение которого в условиях нечищеных остановочных заездов превратилось в квест. Тем, кто передвигался на собственном транспорте, тоже пришлось несладко. Многие буксовали во дворах, не в состоянии выехать из сугробов.
Ситуация с некачественной уборкой снега и антиледовой обработкой дорог стала причиной множества серьезных ДТП по Самарской области в целом. Так, во вторник, 16 января, сразу несколько серьезных аварий случилось на трассе М-5: массовое ДТП с 15 автомобилями в Сергиевском районе (пострадали два человека), столкновение «Ларгуса» с грузовой «Газелью» (трое погибли, четверо в больнице) и др. На трассе «Самара – Бугуруслан» 20-летний молодой человек погиб при столкновении «Калины» с бензовозом. В последующие дни автомобили с пассажирами внутри повсеместно по области заметало на трассах между населенными пунктами. Количество аварий не поддавалось визуальному исчислению: практически каждый час кто-то улетал в кювет, врезался в столб, «догонял» впереди стоящий автомобиль. Общий ущерб граждан и предприятий от снежного беспредела, думается, можно смело исчислять миллиардами рублей. Наше издание сделало запрос в органы ГИБДД на тему того, какое в итоге количество ДТП произошло за эти дни.
Чтобы минимизировать масштаб катастрофы, в регионе начали регулярно перекрывать дороги, в том числе трассы М-5 «Урал», А-300, Р-228, Р-229 и Р-241. Ограничения поначалу затронули шесть городских округов и 17 районов. Их вводили в основном для водителей маршрутных и школьных автобусов, а также для дальнобойщиков, при этом МЧС советовало временно отказаться от поездок и водителям легковушек. Затем перекрытие дорог стало происходить повсеместно. 17 января грузовикам и автобусам запретили проезд по девяти дорогам: с 862 по 1193 км М-5 (Сызрань, Жигулевск, Тольятти, Самара, Сызранский, Ставропольский, Волжский, Красноярский, Сергиевский, Исаклинский, Камышлинский районы) и т.д.
Ситуация с бессилием властей перед снежным коллапсом многим напомнила события 2010 года, когда в Тольятти почти полностью сгорел городской лес. Администрация мэра Пушкова продемонстрировала тогда вопиющую некомпетентность, отсутствие сплоченной команды, неспособность мэра принимать решения в экстремальной ситуации. Очевидно, что нынешняя команда Ренца находится в куда большем тонусе, нежели мэрия времен Пушкова. Однако, как показала истекшая Снежная Неделя, имеющегося тонуса недостаточно для эффективного решения сложных задач и преодоления больших вызовов.
Анастасия ЛЯТТ
КОММЕНТАРИЙ
ОЛЬГА СОТНИКОВА: «ЧИНОВНИКИ И ПОДРЯДЧИК БЫЛИ ГОТОВЫ. ПРАВДА, ТОЛЬКО НА СЛОВАХ…»
– Зима–2023-2024 не задалась для администрации Тольятти и ее подрядчиков по обслуживанию дорог. Хотя ничего нового не произошло: выпало, как всегда, «аномальное» количество осадков, а дорожной техники не хватает… Все были готовы, правда, только на словах.
В свою первую зиму в ранге градоначальника Николай Ренц собственноручно очищал тольяттинские дворы лопатой, однако в этот раз он предпочел оставить город на замов и поехал в столицу нашей Родины на форум. Там же, к слову, находилась и «мэр» Самары Елена Лапушкина, поэтому ситуацию со снежным коллапсом в самых крупных городах губернии пришлось разгребать лично губернатору Азарову.
Под каждым постом Азарова в социальных сетях тут же вырастала ветка из комментариев жителей региона, и большая часть, конечно, касалась уборки городских магистралей. Наверняка все жители хотели от заново избранного губернатора решительных действий, в том числе, возможно, кадровых решений, но он лишь констатировал наличие проблемы и погодные условия.
Так, по критичной ситуации, случившейся 15 января на М-5 в районе ГЭС, губернатор пояснил: «Со своей стороны занимаемся решением этой проблемы, в том числе строим Волжский мост, который в дальнейшем разгрузит ГЭС». Однако люди, застрявшие в пургу в многочасовой пробке и вынужденные идти пешком по плотине, не оценили планов правительства Самарской области по строительству мостов в целях борьбы со снегом…
Если к привычной оправдательной риторике чиновников тольяттинцы привыкли, то от народных избранников им всё же хотелось увидеть как минимум объективную оценку происходящего на городских улицах. Но, как и в декабре 2023-го (после аналогичной ситуации со снегопадами), все депутаты Тольяттинской городской думы как воды в рот набрали. На их страницах в социальных сетях горожане не увидели не только критики дорожников, но и вообще свидетельств нахождения депутатов на территории их округов. Отсутствие депутатов особенно контрастно выглядело в сопоставлении с весной-летом 2023 года, когда почти каждый день все кандидаты партии власти отмечались во дворах с пенными вечеринками, спортивными состязаниями, сахарной ватой и другими атрибутами «прихорашивания».
Для справки: в ноябре 2023 года перед городскими депутатами докладывал глава департамента дорожного хозяйства Павел Баннов, указав, что на зимний период 2023-2024 годов в бюджете Тольятти предусмотрено финансирование в размере почти 304 400 000 рублей. Как говорится, всё у них есть, но не про нашу честь…