Сидите дома!
В нашем городе стоимость проезда на общественном транспорте не укладывается в социально обоснованный тариф. Иными словами, доходы тольяттинцев несколько малы для существующей стоимости проезда на городском транспорте. Но проезд опять подорожал.
Первого ноября снова подорожалт проезд на общегородском транспорте. Первыми эту новость узнали пассажиры маршруток из объявлений, в которых перевозчик грозился увеличить стоимость еще с 17 октября. Позже информацию подтвердил глава города на аппаратном совещании. Николай Ренц сообщил, что вопрос повышения стоимости обсуждается в стенах администрации, а также добавил: «…Поскольку выросла себестоимость проезда. Связано это с ценами на топливо, запасные части, резину, масло… Кроме того, нам надо повышать зарплату работникам. Персонала в городе не хватает, его активно пытаются набирать, а значит, люди смотрят и выбирают, где доходы больше».
«Для того чтобы сохранить пассажирские перевозки, планируем в ноябре… Наверное, в ноябре повысим стоимость, – предположил глава города. – Скорее всего, будем делать это в два этапа: в этом году и в следующем, чтобы повышение не было сразу таким серьезным». Нам же на ум приходит старая восточная мудрость о том, что лягушку нужно варить медленно, иначе она выпрыгнет из котелка. Резкие повышения температуры, то бишь – платы за проезд, нежелательны.
МАРШРУТКИ БИТКОМ!
Запомним главное – «себестоимость проезда выросла», «повышение будет серьезным», «сохранить муниципальный транспорт». То есть слова Ренца, видимо, нужно понимать в том ключе, что после значительного роста стоимости проезда ситуация с транспортом в Тольятти лучше не станет.
Сегодня жители Тольятти говорят, что утром на работу они добираются в переполненных маршрутках. Для того чтобы наверняка втиснуться в маломерный автобус и не опоздать на работу, некоторые горожане специально выходят из дому значительно раньше, потому что ближе к 8 часам шансы попасть в маршрутку стремятся к нулю. Особенно трудно тем, кто добирается до детсадов или школ: в переполненных маршрутках за детей просто страшно. Буквально пока набирался номер, новостные паблики сообщили, что в Тольятти в ДТП, произошедшем по вине водителя маршрутки, пострадал 5-летний ребенок.
Итак, ездить в маршрутках страшно. А что же делать, если ехать необходимо, а муниципальные автобусы из АТП-3 по нужному маршруту не ходят?!
В пиковое время и автобусы большой вместимости плотно заполняются пассажирами, а в межпиковое ждать приходится муниципальный транспорт долго. После 20-21 часа, замечают горожане, передвигаться на общественном транспорте по городу почти невозможно, многие маршрутки ходить перестают. А нередко водители категорично отказывают пассажирам добраться до указанной конечной остановки, заявляя, что «машина далше нэ едэт». Обычно это случается, если в маршрутке остаются один-два пассажира. Новостная лента тольяттинских пабликов забита роликами возмущенных граждан, которых водители маршруток не хотят везти в Приморский и Подстепки.
Словом, если нужно вечером съездить из одного района в другой, без такси не обойтись. Только и тарифы такси в вечернее время значительно дорожают в цене. Так что дешевле сидеть дома.
Вообще, тольяттинцы замечают, что после окончания пандемии как будто часть автобусов и маршруток куда-то исчезла. Неужто не пережили пандемию?
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Эксперты подтверждают: проблема общегородского транспорта актуальна в большинстве крупных населенных пунктов. И после окончания пандемийных ограничений транспорт стал менее доступен жителям городов.
В ноябре прошлого года был обнародован рейтинг российских городов по качеству работы пассажирского транспорта в 84 крупнейших городах России. Его составили специалисты компании SIMETRA по данным на 1-й квартал 2022 года. Наш Тольятти, увы, оказался на 69 месте.
По итогам рейтинга Москва и Санкт-Петербург (вне зачета) заслужили 83 балла и 72,3 из 100 соответственно. Это 1-е и 5-е место. Без учета столиц первое место у Перми – 73 балла, второе – у Новокузнецка (72,8 балла). Екатеринбург занял третье место (72,7), Казань (69,2) – четвертое, Ижевск (69) – пятое. Самара на 8-м месте с показателем 65,3 балла.
Тольятти, несмотря на хваленную чиновниками оптимизацию транспортной сети пассажирского транспорта стоимостью 8 млн рублей от 2015 года, набрал всего 48,7 балла и занял 69 место. Самые низкие показатели нашего города по финансовой доступности – 41 балл из 100, по безопасности и устойчивому развитию – 38 баллов. Функциональность транспортной сети эксперты тоже оценили невысоко – 48 баллов. Физическую доступность чуть выше – 56 баллов. Самый «натуженный» показатель «комфорт и удобство» – 62 балла.
СОЦИАЛЬНО НЕ ОБОСНОВАННЫЙ ТАРИФ
Ценовая доступность характеризует качество обслуживания на транспорте через призму финансовых возможностей потенциальных пассажиров. «Ключевой мерой сравнения в данной группе выбран социально обоснованный тариф (СОТ) – стоимость разового билета, рассчитанная с учетом среднедушевых доходов населения, – говорится в предисловии к рейтингу. – Он определяется исходя из предположения предельно допустимых трат на общественный транспорт в размере не более 7% от доходов населения и совершения 52 поездок на общественном транспорте в течение месяца, что было установлено в качестве нормы в месячной корзине потребителя».
В Тольятти социально обоснованный тариф, по расчетам экспертов, составляет 28,4 руб., а средняя стоимость проезда при этом выше на 4,4 руб. – 32,8. Ну а если быть более точным, плата за проезд в Тольятти на муниципальных автобусах составляет (совсем скоро будем говорить «составляла») 32 руб., а на коммерческих маршрутках, где не действуют проездные, – 33 руб. по району и 35 – между районами. Стоимость проездного – 1728 руб. Только на маршрутках он бесполезен, а на муниципальном автобусе не всегда можно добраться до нужного места. Так что проездной в Тольятти необходим далеко не каждому студенту или пенсионеру.
Кстати, в большинстве городов нашей страны социально обоснованный тариф ниже стоимости проезда. А по разнице между ними со знаком «плюс» лидирует Самара. В губернской столице разрыв между социально обоснованным тарифом (28,4) и стоимостью проезда до 1 ноября 2023 года составлял 7,3 руб. (средняя стоимость – 35,7 руб., при оплате картой – 33 руб.).
В Москве социально обоснованный тариф составляет 67,5 рублей, средняя стоимость проезда – 61 руб. При оплате картой – 46 руб. – есть возможность значительно сэкономить. В Санкт-Петербурге оплата по безналу тоже значительно удешевляет проезд. Средний билет стоит 55,7 руб., по безналу – 41,9 руб. При этом стоимость социально обоснованного тарифа 49,5 руб. (Указанная стоимость до 1 ноября 2023 года.)
ИЖЕВСК В ПРИМЕР
В рейтинге указано, что в Тольятти численность населения – 693 тыс. Годовой пассажиропоток составляет всего 70 млн чел. Значит, выручка в год 2,31 млрд руб. Зато в Ижевске совсем другие показатели. При численности населения, соизмеримой с Тольятти, – 646 тыс., пассажиропоток в 2,5 раза выше – 175 млн человек. При средней стоимости проезда 25 руб. выручка от перевозок – 4,375 млрд. Количество транспортных средств в Ижевске значительно больше, чем у нас: 1723 автобуса, 221 троллейбус и 334 трамвая. При этом маршрутов меньше – по 11 трамвайных и троллейбусных маршрутов и 39 автобусных. Доля электротранспорта составляет 31%.
Таким образом, констатируем: чем качественнее организованы перевозки, тем больше пассажиров привлекает муниципальный транспорт, тем ниже стоимость проезда.
У нас же с пассажира дерут три шкуры. Складывается впечатление, что в Тольятти самые жадные перевозчики. Или не способные организовать перевозки чиновники?
В Тольятти 11 троллейбусных маршрутов и 70 автобусных. Курсируют по Тольятти 997 автобусов и 77 троллейбусов. Средний возраст троллейбусов 7,8 года, автобусов – 9,8. Доля транспортных средств большой вместимости – 48%, доля транспортных средств с наличием низкого пола – 34%. Правда, на некоторых маршрутах автобусов большой вместимости и с низким полом нет от слова «совсем».
Доля электротранспорта в тольяттинском парке всего 10%. Учитывая всем известные проблемы с бензином и дизельным топливом, 10% – цифра не просто смехотворная, но и стратегически опасная. А если жидкого топлива совсем не будет? Например – понадобится на СВО? Что тогда? Опять чиновники разведут руками и скажут: «Ну, не шмогла!» Напомню, что активно уничтожать троллейбусную систему Тольятти начал Сергей Андреев. Резал и рубил нещадно. На пару с руководителем троллейбусного управления Растегаевым.
В любом случае «троллейбусные» цифры значительно снижают баллы в показателе по безопасности и устойчивому развитию, как и то, что в городе нет специально выделенных линий для общественного транспорта.
А В СРЕДНЕМ…
Чтобы оценить физическую доступность городского транспорта, эксперты в том числе изучали курсирование маршрутов в вечернее время. Выяснилось, что в Тольятти с этим всё плохо. Горожане и без рейтинга знают, что уехать вечером можно только на такси. У нас лишь 16% транспортных средств отслеживается онлайн. Похоже, что отслеживается лишь 6% автобусов, ну и все троллейбусы, составляющие 10% парка Тольятти. Зато среднее время ожидания конкретного маршрута, согласно рейтингу, составляет всего 11,8 минуты, а любого – 1 минута. Но в это сложно поверить тольяттинцам, особенно без онлайн-отслеживания. Особенно мне, лично подвозившему с Фрунзе знакомую с больной ногой. На морозном ветру она два часа ждала маршрутку. И не дождалась. Позвонила моей жене, жена – мне. Я сорвался пораньше с работы, чтобы довезти больную женщину до дома. Такси женщина позволить себе не может. Зарплата не позволяет. На остановке также окоченел от ветра подросток лет 17-ти. Я предложил ему ехать с нами. «Мама мне уже такси вызвала…» – пролепетал подросток синими губами. Вот про такое «минутное» ожидание знаю я…
Средняя стоимость проезда общественным транспортом в прошлом году выросла с 25,1 до 27,7 рубля. Средняя стоимость проездного билета увеличилась с 1571 до 1728 рублей (почти на 10%), что в целом несколько отстает от динамики роста среднедушевых доходов населения, которые, согласно данным Росстата, увеличились в 2022 году на 13,5%. И это позволило большему числу городов уложиться при определении стоимости проезда в социально обоснованный тариф.
Но в Тольятти тарифы на городские перевозки, согласно рейтингу, не являются социально обоснованными. Однако стоимость проезда всё равно растет!
С рейтингом ознакомился
Олег ВЕСЕЛОВ
КОММЕНТАРИЙ
Анатолий АНИСКИН, 1-й секретарь Автозаводского райкома КПРФ:
– К транспорту в Тольятти очень много нареканий. Маршрутки-газели занимают большую часть перевозок, причем водители всё чаще ведут себя агрессивно. В пример Тольятти можно поставить Казань, где муниципальный транспорт ходит точно и допоздна, его больше, чем коммерческого, а на коммерческих маршрутах – дисциплина и порядок. Вывод? Значит, я считаю, дело всё в чиновниках, не способных и не желающих наладить нормальную работу транспорта в Тольятти.