Вы сейчас просматриваете Альтернативная позиция, или очное обучение… из дома

Альтернативная позиция, или очное обучение… из дома

  • Автор записи:

В стенах городской думы прошел круглый стол на тему: «Родительский контроль образовательного и воспитательного процессов в школах». Это мероприятие возобновило заседания рабочей группы по защите подрастающего поколения, руководит которой заместитель председателя Думы г.о. Тольятти коммунист Ольга Сотникова.

В круглом столе приняли участие представители родительской общественности, прокуратуры, городского департамента образования, руководитель управления комплексной безопасности и цифровизации образования Министерства образования и науки Самарской области, медики и педагоги. Выступлений было много, все – на острые актуальные темы.

СЛОВО – РОДИТЕЛЯМ

Председатель вновь созданного Городского родительского совета г. Тольятти рассказал о том, что сподвигло общественность создать независимый городской родительский совет. Это и проблемы внедрения цифровизации в образовательный процесс, влекущие за собой снижение качества образования и ухудшение здоровья детей, и сложности общения с руководителями школьных учреждений и педагогическими коллективами при отсутствии какой-либо информации со стороны департамента образования по вопросам внедрения новых образовательных цифровых технологий. И многие другие проблемы, о которых знает каждый родитель, вникающий в школьную жизнь своего ребенка.

Повестка заседания была обширной, но в первую очередь родители говорили о своих тревогах относительно влияния на здоровье детей цифровых и дистанционных методов обучения. Родительская общественность возмущалась последствиями применения цифровых технологий в школе, собравшиеся приводили данные российских и зарубежных ученых, психологов и психотерапевтов о том, что дистант способен привести к цифровому слабоумию. Например, 12% школьников Южной Кореи – самого цифрового государства в мире, где плотность таких технологий наиболее высока, – уже в 2010 году страдали от интернет-зависимости. Или была донесена информация о таком термине, как «информационная псевдодебильность», о котором многие и не слышали, но тем не менее на языке психотерапевтов он означает деградацию головного мозга от частого использования гаджетов. То есть ученые утверждают, вред от дистанционного обучения есть!

Елена Гурьева считает, что происходит подмена понятий очного и заочного обучения. Ведь родителей уверяют, что обучение ведется по очной форме с применением дистанционных технологий, но как это может происходить, если ребенок физически находится дома. Где логика? При этом родители лишены законного права выбирать способ образования для своего ребенка.

СЕЯТЬ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ…

Ирина Бынина, представитель тольяттинского местного отделения общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление», представила сравнительную информацию образовательного процесса периода СССР и в наши дни. Докладчик отметила, что на сегодняшний день современное общество не нуждается в образованных, грамотных специалистах.

Поговорили о новых государственных стандартах обучения, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Задались вопросом, как они изменят жизнь школьников и их родителей. И высказали опасения, что обучение может стать цифровым, то есть цифровые технологии заменят живых учителей.

…ИЛИ АГИТИРОВАТЬ ЗА КАНДИДАТОВ?

Председатель родительского совета вновь взял слово и в этот раз говорил о том, что цели и задачи департамента образования, министерства образования зачастую отличаются от того, что хотят видеть родители, и не всегда способствуют улучшению качества образования. Так, сегодня учитель часто делает то, что он вообще делать и не должен: агитация за прививки, агитация за кандидатов в депутаты от партии власти, сбор каких-то данных и т.д. и т.п. «Поэтому от учителей сейчас требуется не столько профессионализм, сколько умение быть лояльным и делать то, что говорят ему сверху», – выразил свою точку зрения председатель городского родительского совета.

Следующей темой выступающих от родительской общественности были рамки-металлоискатели. Чего от них больше – пользы или вреда, – таким вопросом задавалась Наталья Ковалева. «Согласно заключению академика рамки вредны, они способны выделять ионизирующее излучение, – убеждала докладчица. – Рамки стоят формально, у всех есть металлические предметы, но никто не реагируют на их звук».

Татьяна Цитцер отметила важность привития у детей любви к Родине, коснулась важных аспектов духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Привела примеры исторических фактов, напомнила о важности любви к родному языку, искусству и труду. Отметила важность ознакомления подрастающего поколения с профессиями всех направлений, в том числе и учителя.

Депутат гордумы Григорий Басистый согласился, что в современной школе есть проблемы, о которых нужно говорить и которые нужно решать. Депутат поддержал сохранение чистоты русского языка, отметил, что именно учитель может научить русскому языку, сохраняя и приумножая традиции.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Первым перед родителями держал удар руководитель управления комплексной безопасности и цифровизации образования Министерства образования и науки Самарской области Константин Лиолин. Чиновник рекомендовал принять на веру (по-другому никак!) то, что в соответствии с законом основное образование в школах должно и будет проходить очно. Выбор образовательных программ будет происходить с согласия родительской общественности и педагогов в соответствии с образовательными программами. И ни в коем случае речь не идет о переходе на дистант.

«Преподавание предметов электронными методами в законе об образовании есть. Но ни одна образовательная организация в Самарской области не перевела и не переведет преподавание предметов на электронную платформу», – уверял представитель минобра.

Лиолин пытался убедить родителей, что нацпроект по цифровизации обучения направлен исключительно на то, чтобы дать всем детям равные возможности обучения, равный уровень образования, независимо от их проживания и доступа к образовательным ресурсам. Одним из элементов этого является создание каталога образовательных сайтов и образовательных платформ. Чтобы дети могли учиться и находясь на соревнованиях, и на лечении или при переезде и переходе из одной школы в другую.

Но, по мнению родителей, представитель министерства рисует чересчур идеальную картинку. А в реальности школа навязывает методы и формы обучения, и никто при этом не желает слушать общественность.

«Мы не понимаем целей, которые несет цифровизация, – говорили представители городского родительского совета. – В советское время была ясна цель образования – сделать человека гармонично развитой личностью. Во главе образовательного процесса стояли учителя, и их авторитет был непоколебим. Мы и сегодня ценим каждого учителя, который придерживается в школе традиций, которые несут духовность в образование. Но в рамках цифровизации учитель уходит на второй план. И мы тревожимся, какого же человека мы хотим вырастить при таких технологиях. Бездушного?..»

«Нужно ставить эти вопросы и отвечать на них. А не преподносить в красивой обертке цели цифровизации. Нужно говорить об обратной стороне цифровизации – вред от вайфая, снижение качества образования, оболванивание учащихся…» – продолжали представители родительского сообщества.

«Мы устали слушать замечательные доклады, а в реальности видеть проблемы, которые порой не решаются вовсе…»

«Каким будет человек будущего? Нам нужны учителя – личности в школе, которые будут применять цифровые технологии дозированно, а не переводить детей на удаленку, потому что им так удобно. Не секрет, что многим молодым учителям нравится такой процесс – раздал задания, собрал, проверил. Ни живого общения, ни духовности…»

Со слов представителя министерства, цели у образования остались те же – воспитание гармонично развитой личности. Но убедил ли он родителей?

КАК ИЗМЕРИТЬ ШИРОТУ ДУШИ ПЕДАГОГА?

Варвара Шешикова, потомственный педагог, учитель начальных классов, рассказала, почему не все молодые педагоги остаются работать в школе.

«Работа сложная, и она не для всех. Нехватку кадров не решить только деньгами. Молодые кадры, которые сейчас приходят в школу, получают хорошие подъемные. Но через три года уходят. Они говорят, мы готовы всё вернуть, но эта работа не для нас».

Педагог попыталась объяснить, в чем именно сложность работы. С ее слов, не только в том, что на учителей повешено множество непрофильной работы, но и в том, что общение с родителями в классном чате может происходить в режиме 24\7.

«Работу учителя очень сложно измерить. Это не завод, где платится столько-то от выработки. Здесь качественные показатели. Их не измеришь. Как не измерить широту души педагога, — такими словами завершила свое выступление Варвара Шешикова».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Отметить болевые точки, найти способы повлиять на них – такова цель данного круглого стола. По итогам обсуждения члены рабочей группы по регулированию вопросов защиты здоровья подрастающего поколения Тольятти рекомендовали отметить позицию представителей родительского сообщества, указывающую на проблемы, которые, по мнению родителей, связаны с переходом на цифровые формы обучения. А также решили запросить официальные ответы в министерстве образования Самарской области, департаменте образования Тольятти и Роспотребнадзоре в том числе о наличии вреда ионизирующего излучения от металлических рамок-металлоискателей, установленных в школах города.

Олег ВЕСЕЛОВ

Комментарий

Наталья Краснова, президент общественной организации «Русский узор»:

– Я считаю это мероприятие действительно актуальным: родители озвучивали волнующие их вопросы, просили власть обратить внимание на реальную картину дистанта и других важных проблем в сфере школьного образования. Очень радует факт наличия активной родительской позиции, которая открыто и смело указала чиновникам на недостатки дистанта. Лояльное чиновникам областное родительское собрание (из нескольких человек) точно не имеет права решать, как учиться детям всего региона. Отдельное спасибо депутату Ольге Сотниковой за то, что организовала работу расширенной рабочей группы и этот круглый стол, где есть возможность задать действительно актуальные и злободневные вопросы, волнующие неравнодушную родительскую общественность, которая не сидит на поводке у больших властных структур.