ООО «ЭкоСтройРесурс» вынесло на обсуждение изменение территориальной схемы по обращению с ТКО, предусматривающее рост тарифов
Их «аппетиты»
Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) спровоцировал очередной скандал. Как в отношении себя самого – в частности, так и всей «мусорной» реформы – в целом. Если кратко – пожелал поднять и без того немалые тарифы на свои услуги. А также известил о намерении поднимать их и впредь. На 4% в год.
Собственно говоря, ничего удивительного. Все поставщики услуг так делают. Или сильно хотят сделать. Особенно те из них, кого «назначили быть олигархом-монополистом». Взять тот же не к ночи помянутый фонд капремонта.
Да и дела ведут эти мертворожденные структуры до скуки однообразно. На словах – одно, а на деле получается совсем иное. Что, собственно, и показала недавняя (весьма, надо сказать, мягкая) проверка деятельности мусорного монополиста всей области – ООО «ЭкоСтройРесурс». Почему мягкая? Да потому что проверяли «свои» – министерство ЖКХ Самарской области, тарифный департамент и чудом затесавшийся в эту компанию представитель управления государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды.
Свои проверяли своих, но…
То, что вся реализация «мусорной» реформы на Самарской земле – «косячная», доказали ещё тольяттинские и самарские коммунисты, полгода бившиеся в судах против «мусорной гидры». «Косяки» оператора, выявленные комиссией, настолько явные, что их обнаружили даже недавние «адвокаты мусорного дьявола», отстаивавшие в тех же судах безупречность «мусорной» реформы. Согласитесь, это что-то из области фарса. Ведь среди членов комиссии названы и главный консультант управления правовой работы и административной практики минЖКХ Лилия Гладких, и главный консультант управления правового обеспечения и оргработы департамента ценового и тарифного регулирования Лариса Ильясова. И даже напавшая в зале суда на помощника депутата Краснова руководитель правового управления «ЭкоСтройРесурса» Татьяна Шаронова. Хотя нет. Как отмечается в акте проверки, Шаронова просто присутствовала при её проведении. Но факты – упрямая вещь. Даже эта слаженная компания не смогла скрыть огрехов в деятельности регоператора.
Вы спросите: что за огрехи? Ну, давайте по порядку.
То, что договоры на оказание услуг к моменту проверки регоператор подписал только с 34,5% физических лиц и 84,9% юридических, мы, пожалуй, даже рассматривать не станем. Ну, нравится кому-то выставлять счета за вывоз мусора без соответствующего правового оформления… Мы, россияне, к этому беспределу уже привыкли.
Спутник видит не всё
Смотрим дальше: 32 из 727 «транспортных средств, эксплуатируемых для транспортировки ТКО», не оснащены системами спутникового слежения ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Да тоже ерунда. Подумаешь: 4,4%? Много ли они мимо свалок увезут в поля и овраги дерь… то есть, конечно, ТКО?
Но шутки шутками, а дальше «веселее». Как вам такой абзац из акта проверки:
«Кроме того, по оснащённым системой навигации ГЛОНАСС транспортным средствам, не предоставлены отчёты, выгружаемые из системы аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS за проверяемый период». Весело?
Вообще, про спутниковый мониторинг вывоза ТКО в акте проверки говорится не единожды. Далее упоминается ещё одно непредоставление отчётов «…из системы аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS для транспортных средств, осуществляющих сбор и транспортировку ТКО за каждый день работы за июнь в муниципальных районах Большечерниговский, Клявлинский, Красноармейский, Пестравский, Приволжский, Хворостянский, Челно-Вершинский, Шигонский».
Если кто не понял, о чём выше шла речь, поясню. Одной из задач «мусорной» реформы считается ликвидация стихийных свалок и невозможность возникновения новых. Нам уже год «льют в уши» про то, что теперь каждый мусоровоз находится под жёстким контролем. Что нынче – это вам не давеча, когда водитель мог съехать в любую приглянувшуюся ложбинку и опорожнить кузов, чтоб не мотаться за 30-40-50 вёрст до полигона. Теперь, дескать, за всем следит спутник, а у него не забалуешь! Что ж, данные проверки прямо говорят: контроль существует лишь в мечтах чиновников. Водитель, которому «приспичило», запросто сможет опорожнить мусоровоз под ближайшим кустом. Как и встарь.
Вот, к примеру, ещё один абзац, вписанный в акт проверяющими:
«Предоставленная ООО «ЭкоСтройРесурс» информация из системы ГЛОНАСС за июнь 2019 года по Исаклинскому району не соответствует данным из актов взвешивания транспортных средств (приёмки-передаче отходов), оформленных полигонами за данный период времени».
Свалки реальные и мнимые
А как вам такой факт (зафиксированный, между прочим, всё той же проверкой!):
«Выявлено:
- В муниципальных районах Большечерниговский, Клявлинский, Приволжский, Челно-Вершинский, Шигонский, Хворостянский субподрядные организации по транспортированию ТКО используют места несанкционированных свалок (!) для перегрузки по методу «из кузова в кузов» отходов для дальнейшей транспортировки на действующие полигоны».
Так и видятся водители мусоровозов в белоснежных халатах, перегружающие всё, до последней бумажечки «из кузова в кузов», а вокруг чистота, порядок и всякие там ромашки с васильками цветут. Вот только из картины выбивается выявленная в Хворостянском районе несанкционированная площадка временного складирования отходов, огороженная забором из сетки Рабица (именно так – с заглавной буквы).
После такого на упомянутые в акте всякие «мелочи» даже и внимания не хочется обращать. Ну, подумаешь, что в терсхеме по обращению с ТКО зафиксированы 16 свалок (пардон – полигонов), а договоры заключены лишь с 12? И что? Две свалки закрыты, у одной – в Нефтегорском районе – смена собственника, то есть «эксплуатирующей организации». У Пестравского полигона вообще отсутствует тариф на захоронение мусора. А из пяти сортировочных пунктов (и это на всю область!) задействованы только три. С оставшимися двумя договоров нет, опять же по причине отсутствия у них тарифов на обработку ТКО. На нет и суда нет. Не станем придираться.
Про имеющиеся жалобы на невывоз ТКО и отсутствие ответов на них даже упоминать не станем. Поскольку ещё с судов помним, что прав у потребителей мусорной услуги никаких нет, кроме права в обязательном порядке заплатить регоператору.
В долгах как в шелках
На момент проверки «ЭкоСтройРесурс» числился весь в долгах. Задолженность перед операторами по транспортировке ТКО составляла на конец первого полугодия БОЛЕЕ МИЛЛИАРДА – 1 167 561 000 руб. Перед операторами по захоронению – 129 244 000 руб. Перед операторами по обработке – 41 790 000 руб.
Как сказано в акте: «…задолженность ООО «Экостройресурс» по оплате услуг операторам по обращению с ТКО на 01.07.2019 составляет 1 338 585 тыс. руб., которая больше 1/12 необходимой валовой выручки, равной 596 340 тыс. руб., что не соответствует подпункту «в» пункта 40 главы IV постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156».
А вот за это, ребята, можно и «схлопотать». Это же прямое нарушение тех самых «нормативных актов», требованием предъявить которые так любили щеголять на «мусорных» судах представители «свалочной гидры», в том числе и участвовавшие в проверке.
Да, возможно что-то с задолженностью и поменялось с 01.07.2019, но проверяемые никаких бухгалтерских отчетов за второе полугодие не предоставили комиссии. Основание? Отчётный период-де не закончился. Так что о нынешнем состоянии дел остаётся только гадать.
Всё, упомянутое в данном материале, а также многое другое нашло отражение в выводах комиссии. Регоператору дано 30 дней (с 22 ноября) на то, чтобы разработать и предоставить в минЖКХ план ликвидации указанных недостатков. Повторную проверку соблюдения ООО «ЭкоСтройРесурс» условий соглашения намечено провести в январе.
Вместо послесловия
По СМИ и соцсетям уже широко разбежалась «гневная отповедь» Дмитрия Азарова «мусорной гидре» по поводу тарифов. В ней он заявил (цитата): «Мы еще не подвели итоги первого года работы регоператора. Это произойдет только в апреле 2020 года. Поэтому говорить об увеличении тарифа преждевременно. Для этого нет оснований. Формально, минЖКХ действовало правильно – представило прогноз роста тарифа по инфляции. Но сейчас могу сказать, что увеличивать платежки в 2020 году мы не будем».
19 декабря в Нижнем Новгороде Верховный суд рассмотрит апелляцию ООО «ЭкоСтройРесурс» на решения суда, проигранного им коммунистам и общественности. И совсем не факт, что решение суда первой инстанции по отмене мусорного тарифа будет пересмотрено. В таких условиях губернатору выглядеть народным защитником безопаснее. С политической точки зрения.
Андрей Сергеев
P.S «С актом ознакомлен. С содержанием акта не согласен. Возражения будут представлены в 30-дневный срок» – такое дополнение к своей подписи сделал под актом проверки руководитель регоператора Михаил Захаров. Отрицать очевидное «мусорная гидра» умеет. Прошедшие суды это очень ярко показали.