Скандал в преддверии 75-летия Победы
19 ноября в мастерской заслуженного художника РФ Алексея Кузнецова прошла пресс-конференция, посвящённая недавним результатам голосования за вариант проекта памятника «Солдатке». На встрече присутствовали не только сам художник Кузнецов, но и автор идеи монумента Александр Радченко. Они и поделились своим мнением о прошедшем электронном голосовании, а также ответили на вопросы журналистов.
Напомним, в октябре этого года конкурсная комиссия по выбору варианта памятника «Солдатке» решила дать возможность жителям города самим сделать выбор эскиза. Из 14 заявленных вариантов были отобраны 5. Из этих пяти и выбирали горожане при помощи электронного голосования.
Среди этих вариантов проекта памятника «Солдатке» был не только вариант группы художников под руководством жителя Тольятти и заслуженного художника Алексей Кузнецова, но и, на удивление, – вариант небезызвестного московского скульптура Зураба Церетели. Только какое дело столичному скульптуру до Тольятти? Многие задались этим вопросом. В то время, когда именитый скульптор покоряет своим творчеством столицу и города Европы, появление его проекта на конкурсе в провинциальном Тольятти вызвало лишь подозрение. И, как показали будущие события, они были небезосновательными.
Иллюзия честности
Для электронного голосования была выбрана площадка официального сайта администрации города Тольятти. Ранее именно на ней горожанам в своё время предлагали выбрать с помощью голосования территорию для благоустройства. И именно посредством таких голосований, к примеру, была выбрана площадка у «Волгаря», где совсем недавно открыли Итальянский сквер.
Голосование проходило около месяца, и уже в процессе прохождения наблюдались аномальные скачки числа голосов. Вариант группы художников под руководством Алексея Кузнецова уверенно и стабильно набирал голоса, почти сразу же захватив лидерство. А вот вечно отстающий вариант Церетели то и дело «магическим» образом за короткие промежутки времени сокращал отставание сразу и практически одномоментно на 400-500 голосов. И чем ближе подходил последний день голосования, тем более нагло и беспардонно «накидывались» москвичу голоса. Так, за несколько дней до конца конкурса в ночное время в пользу эскиза Церетели было накручено более тысячи голосов. По-видимому, чего-то стесняться и опасаться накрутчики уже перестали. Они набрасывали огромное количество голосов, прекрасно понимая, что со стороны это не выглядит убедительно. То есть стало понятно, что «протащить» работу Церетели решили любой ценой.
Но накрутка не помогла. Тольяттинский скульптор Алексей Кузнецов в итоге опередил Церетели, набрав без малого 5 300 голосов. А вот Церетели «докрутили» всего до 4 100 голосов.
Не прокатило, вычеркиваем
Администрация города и, в частности, глава г.о. Тольятти Сергей Анташев, ещё во время голосования получали множество сообщений о накрутке голосов. Но останавливать нечестный процесс никто не стал. Вакханалии с «набросом» голосов дали продолжиться. И никто бы, наверное, не удивился, если бы по окончании голосования – в случае победы варианта Церетели – конкурсная комиссия, мило улыбаясь, заявила бы о «честности» и «прозрачности» процесса. Но поскольку Церетели продул даже с накруткой, пришло время применить план «Б» и «потерять лицо» ответственным за конкурс второй раз. Но прежде, чем мы перейдем к рассмотрению того, каким образом был реализован план «Б», позволим себе усомниться в достоверности электронных голосований, проходивших на площадке сайта администрации.
Электронное мошенничество
Как оказалось в итоге, площадка сайта администрации города оказалась совершенно не готова к электронному голосованию. Нет никакой защиты от «накруток», как и не было оперативной реакции на фальсификацию в процессе. Напомним, мы говорим об официальном сайте администрации огромного города! На сайте, где уже проходили электронные голосования. Благодаря которым, к примеру, был выбран вышеупомянутый Итальянский сквер у «Волгаря». Сквер, к качеству которого уже на следующей день в сети стали появляться гневные комментарии жителей города. Так, может, и тогда победил не Итальянский сквер? Может, ещё раньше жители микрорайона Фёдоровка и не проигрывали свою площадку в ходе голосования? Ту самую площадку, которую позже, как с барского плеча, великодушно «подарил» Анташев, снизошедший, наконец, до Фёдоровки? Может, результаты этих голосований, как и в случае с «Солдаткой», тоже были подстроены? Получить ответы на эти вопросы, конечно же, уже не получится. Но определённо электронному голосованию веры больше нет. А если мы в будущем вновь услышим об очередном электронном голосовании на сайте города? Будем ли верить результатам? Или однозначно будем знать, что ни о какой честности не может и речи?
Делегированная тайна
Сразу после электронного голосования конкурсная комиссия собралась вновь. Голосования было признано нечестным и было направлено заявление в ФСБ с требованием проверить, найти и наказать виновных. А пока ФСБ разбирается, комиссия решила сама выбрать победителя тайным голосованием.
Из членов конкурсной комиссии в тот день присутствовало 9 человек из 14. Для тайного голосования всех посторонних попросили покинуть комнату. И после завершения процедуры объявили результаты: 8 голосов за вариант Церетели, 1 голос за вариант группы художников под руководством Кузнецова и ещё 5 голосов было отдано за другой вариант. Итого 14 голосов. Напомним, в тот день присутствовало только 9 членов комиссии. Откуда взялись ещё 5 голосов – для всех присутствующих в тот момент стало большим вопросом.
Ответить на этот вопрос смог руководитель пресс-центра администрации Дмитрий Лопатин, присутствующий на пресс-конференции в мастерской Алексея Кузнецова. По его словам, отсутствующим членам комиссии просто позвонили. Позвонили и попросили делегировать свои голоса присутствующим. Вот так: якобы тайное голосование с 9 членами комиссии показало результат с 14 голосами. Ну а почему бы и нет?
Представители заинтересованных лиц
Стоит немного остановиться на самой конкурсной комиссии. Не будем рассуждать о логике её формирования, пусть её состав будет просто фактом. Итак, кроме самих художников и деятелей культуры, в эту комиссию вошли такие люди: как председатель думы г.о. Тольятти Николай Остудин, депутат Государственной Думы Владимир Бокк, главный архитектор города Тольятти Аркадий Шишкин, ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал и другие фигуры, близкие к партии власти, и не имеющие прямого отношение к культуре и искусству. По задумке, раз люди не от мира культуры, значит они должны представлять общественность. Но это только по задумке.
Мы не зря говорим, что во время электронного голосования накрутки были в большинстве своём именно за Церетели. Когда стало понятно, что голосование происходит нечестно, активисты, поддерживающие Алексея Кузнецова и Александра Радченко, стали собирать подписи в поддержку их варианта. Собирать реальные подписи у реальных людей. И даже за тот небольшой срок, что был у активистов, собрать удалось почти две тысячи подписей. Почти две тысячи подписей реальных людей. Конечно, это не пять тысяч электронных голосов, но и времени у активистов было меньше. По мнению самих активистов, если бы они с самого начала знали о недобросовестном электронном голосовании на сайте администрации города и начали собирать подписи сразу, то и пять тысяч голосов для них был бы не предел. И все эти подписи были представлены в тот злополучный день на заседании конкурной комиссии перед тайным голосованием.
Учли ли члены комиссии эти подписи? Судя по тому, что предпочтение отдано эскизу Церетели, – нет. Печальный парадокс: мнение общественности представители той самой общественности просто проигнорировали. Так кто же тогда эти члены комиссии: представители общественности или представители заинтересованных лиц? Вывод каждый из них для себя делает сам.
Дело принципа
В ходе пресс-конференции Радченко заявил, что оставлять без реакции это дело ни он, ни Кузнецов не намерены. «Дело уже не в памятнике, дело в принципе», – добавил Радченко. По его словам, всё это голосование – как электронное, так и тайное – выглядит откровенным позором на фоне предстоящей круглой даты 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Как инициатор идеи памятника Александр Радченко письменно обратился к губернатору области Дмитрию Азарову с просьбой разобраться в ситуации и восстановить справедливость. Его обращение уже поддержали более 20 общественных патриотических организаций. Поддержала та самая общественность, про мнение которой представители «общественности» из числа конкурсной комиссии благополучно забыли, когда «тайно» голосовали за Церетели.
«ТН» будет следить за развитием событий.
Виктор Намерен
P.S. На фоне всей этой некрасивой истории невольно вспоминается недавнее электронное голосование в Москве, определяющее депутатов городской думы столицы. А еще электронное голосование хотят распространить на всю страну. Ну, чтобы нам, избирателям, не нужно было ходить на избирательные участки, чтобы «выбирать» власть мы могли на своём компьютере, сидя в домашний тапочках, попивая чай с печенькой. Удобно? Конечно. Только будут ли результаты такого голосования честными? Навряд ли.
Если мухлюют даже с голосованием по выбору памятника в относительно небольшом Тольятти, представляете, что будет по время выборов в думы разных уровней? А там ставки гораздо серьёзнее, ведь выбирают не памятники, а реальных людей, которые будут, нажимая кнопки, в том числе решать, по какому пути развиваться нашей стране.
Комментарий
Александр Кузнецов, заслуженный художник России, житель Тольятти:
— Вот нужно было администрации устраивать это «шоу?» На самом деле инициатором был военный человек – Радченко. Могли другие стать автором этой идеи? Нет. Потому что Радченко просто пронизан этой темой. Только представьте: у него дед – военный, отец – военный, и один из сыновей – тоже военный. Это его идея и его тема. И мы два года работали над этой идеей. Перелопатили всю историю о том, как женщины провожали своих мужчин на фронт, мы собирали материал об их вкладе в Победу. И когда на готовую тему «садятся» люди, совсем в этом не соображающие, то сразу становится понятно – их интересуют только деньги. Не идею людям показать, а просто заработать. Мы свою идею выносили и предложили городу, а в это время на неё «нападают», дербанят и предлагают всем подряд! Это – просто наглость, других слов у меня нет.