Вы сейчас просматриваете Дорогой ты наш бензин

Дорогой ты наш бензин

Правительство разрешило нефтяникам поднять с нового года цены на бензин лишь на 1,7%. При этом акцизы на автомобильное топливо государство повысит на треть. Однако автолюбители не должны почувствовать резкого скачка цен, заверяют власти. Интересно, как им это удастся?

Пока мы наблюдали, чем закончится противостояние между нефтяниками и правительством в споре о росте цен на бензин, как-то упустили из виду, что с нового года акцизы на топливо значительно поднимутся. Правительство решило повысить их на 3,7 тыс. руб. за тонну бензина и на 2,7 тыс. руб. за тонну дизельного топлива, – сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. При этом он уточнил, что акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года.

Помните, летом этого года цены на бензин ушли в отрыв, и народ во многих регионах отправился митинговать по этому случаю. В результате ручного управления цены хоть и не снизились, но, по крайней мере, замерли на месте. И вот новая беда для российского автолюбителя – нефтяники стали заявлять о том, что терпят убытки, и настаивали на увеличении стоимости бензина на 4-5 рублей за литр. Это ведь у простого человека убытков не бывает, потому как он ничего не производит, а только лишь потребляет. Поэтому ему что дорого, что дешево – всё едино, так наверняка полагают в правительстве.

И вот о результатах долгих переговоров правительство в лице Козака отрапортовало: мол, до конца года компании не будут повышать цену бензина, а с января 2019 года поднимут лишь на 1,7%, дабы компенсировать 2-процентный рост НДС. А далее увеличение стоимости топлива будет находиться в пределах средней по России инфляции. И так аж до конца марта 2019-го.

Не будем забегать вперед: что ж станется с бензиновыми ценами 1 апреля. Поговорим о том, что ждёт нас с 1 января. Хоть в протоколе заседания у Козака и подчёркивается, что повышение ставок акцизов будет компенсировано за счет демпфирующего элемента обратного акциза, который вернёт нефтяникам часть упущенной прибыли от экспорта нефтепродуктов, только вот для нас, автовладельцев, – свежо предание, да верится с трудом. Потому как с 1 января 2019 года не каждому российскому человеку, похоже, будет удаваться «прокормить» железного коня. Судите сами: акцизы на бензин вырастут на 30% – это раз. Подрастёт и ставка НДС на 2% – это два. Нефтяники поднимут цену на 1,7% – это три.

Как при таких условиях не создать резкого скачка цен – из разряда сказочных чудес. Вот и в Счётной палате России в чудеса, похоже, не верят, потому как, проанализировав проект бюджета 2019 года, резюмировали: повышение акцизов на топливо в России может привести к новому резкому скачку розничных цен. В общем, как ни крути, а затягивать пояса опять придется (да куда уж туже?): топливо приблизится к полтиннику за литр, если не перевалит за него, да и все товары подорожают. Потому как в стоимости любого продукта, кроме себестоимости и налогов, заложена и бензиновая составляющая.

А теперь вернемся к нефтяникам. Они, бедные, терпят убытки, так сами и говорят. Но почему же, если сырая нефть почти весь 2018-й идет в рост? Оказывается, виной всему налоговый маневр, который был придуман в правительстве. Его цель – обезопасить бюджет от падения цен на нефть. А в качестве средства используется перенос доходов с экспортных пошлин, зависимых от цен на нефть, на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который пополняет бюджет «при любой погоде». По принятому летом закону экспортная пошлина на нефть с 2019 года будет ежегодно снижаться и к 2024 году должна полностью обнулиться. НДПИ при этом будет расти. И, конечно, Минфин не был бы Минфином, если бы в результате налогового маневра не «наварился»: рост НДПИ должен принести в бюджет значительно больше, чем унесут с собой ликвидируемые экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Ну как тут не воскликнуть: ай да Силуанов!..

Но у маневра есть «побочка». И главный минус в том, что обнуление пошлины стимулирует экспорт сырой нефти. Что российский бюджет становится еще больше сырьевым. Сырую нефть, получается, продавать дороже, чем произведенный бензин. Вот о каких убытках и говорили Козаку нефтяники!

Понятно, что здесь должна бы сработать социальная составляющая политики нашего государства, и председатель правительства должен бы объявить народу что-то вроде такого: мол, принято решение регулировать цены на автомобильное топливо для внутреннего рынка. Ведь все страны имеют возможность закупать нефть для производства бензина по одной цене, но на территории своей страны вводят различный налог на топливо, из-за чего и происходит ценовой разрыв. Но, похоже, Россия – это уже давно коммерческое предприятие. Потому вместо госрегулирования цен послабление дают нефтяникам в виде льгот на НДПИ, отрицательного акциза на нефть. Доплату из бюджета получат и те нефтепереработчики, у которых более 10% переработки приходится на производство бензина экологического класса. Льготы получат и те НПЗ, которые за три года смогут провести модернизацию.

А в случае нарушения подписанных соглашений нефтяникам грозят запретительными пошлинами на вывоз за рубеж нефти и нефтепродуктов. Угроза подействовала – перемирие заключено. Срок его действия аккурат до начала посевной кампании.

Но вернёмся к государственному «маневрированию» в налоговой сфере. Оно ещё как говорится на подходе, а правительство уже прибегло к угрозам введения заградительных пошлин на нефть и нефтепродукты. Причем данная мера удержания цен на бензин оказалась самой действенной. Парадокс в том, что снижение экспортных пошлин как раз и заложено в основу налогового маневра. Вот вам и примеры «продуманности» и «взвешенности» налоговой политики.