С конца мая в Тольятти стартовал очередной масштабный ремонт дорог на общую сумму свыше 1,5 млрд руб. События, казалось бы, благоприятные: завершены работы на Южном шоссе, завершается перекладка асфальтового полотна на проспекте Степана Разина. Но радоваться, как показывает практика, на самом деле рано: даже в этом, казалось бы, благом для населения деле заинтересованность чиновников переступает всякий здравый смысл. О том, какими последствиями может обернуться для тольяттинцев дорожный ремонт, «Тольяттинский Навигатор» беседует с депутатом Алексеем КРАСНОВЫМ.
– Алексей Геннадьевич, на последнем перед каникулами заседании ТГД вы подняли вопрос о смене бортового камня вдоль автомобильной дороги по проспекту Степана Разина. Что не так с бордюром?
– В ходе ремонта асфальтового покрытия с обочин дорог демонтируется старый, более прочный бортовой камень и устанавливается новый, долговечность которого вызывает у меня серьезные сомнения. Я лично видел, как при выгрузке стройматериалов один блок нового бордюра упал с поддона и сломался пополам! Это наглядно свидетельствует о качестве материала. Увидев произошедшее, я припарковался, вышел из машины и подобрал обломок бордюра. По этому куску видно, что он сделан из шлака – отхода сталелитейного производства, то есть по сути – из мусора. Он не имеет прочности, фактически это пыль, смешанная с цементом и запрессованная. Немного зная технологию подобного производства, могу предположить, что шлак смешивают с небольшим количеством цемента, смачивают водой и прессуют. Получается что-то вроде детского куличика из песка. Кроме того, свойства шлака не обеспечивают ему собственной прочности, поэтому даже после прессовки он продолжает крошиться и разрушаться.
– Выходит, новое асфальтовое покрытие на дорогах сейчас обрамляют пылью и мусором… А какой бортовой камень дорожники демонтируют и отправляют в утиль?
– Те бордюры, которые вырывают с обочин дорог, – литые, сделаны из бетона и щебня методом литья. Такая технология позволяет добиться очень высокой прочности бордюрного камня. Причем на некоторых участках щебень для изготовления бортового камня использован очень качественный, гранитный. Кое-где на старых бордюрах, конечно, присутствуют сколы. Но когда бульдозер проходит и «выкорчевывает» их из земли, с точки зрения общей массы видно, что они практически не испортились за время своей службы.
Я поговорил с водителем экскаватора, который вырывал бордюры. Он подтвердил, что бортовой камень очень высокого качества. Работник также рассказал, что такие же бордюры, только трёхметровые, ему пришлось демонтировать в 19-м квартале. Тогда из-за этого чуть не упал экскаватор – настолько прочным был бордюр.
Через некоторое время я поехал в Самару и на улице Ново-Садовой увидел, что там тоже меняют бордюры. Решил проверить, как у них обстоят дела, и увидел, что строители режут эти бордюры болгаркой, чтобы подогнать под размеры. Взял обрезок толщиной примерно
7 см. Оказалось, это керамогранит. То есть в Самаре для таких работ используют керамогранитные изделия, а у нас – из шлака. Это просто беспредел! Складывается впечатление, что наш Тольятти превращают в город второго сорта, в провинцию, которой всё «перепадает» по остаточному принципу.
Оба образца бортового камня – тольяттинский и самарский – я взял на заседание городской думы, где рассказал о ситуации остальным депутатам и мэрским чиновниками. В зале присутствовали руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Баннов и глава департамента городского хозяйства Ерин, которые, собственно, и несут ответственность за выполнение ремонтных работ на магистральных дорогах и внутриквартальных территориях. Я задал им вопрос, почему они демонтируют хорошие бордюры, которые пролежали бы еще лет 30, и ставят те, которые разваливаются буквально на глазах. В доказательство своих слов я взял кусок бордюра, подобранный мною на Степана Разина, и голыми руками его раскрошил. Это видели депутаты, чиновники мэрии, работники прокуратуры.
– И как же, интересно, отреагировали чиновники?
– В ответ на мою демонстрацию Баннов сказал две совершенно непонятные мне вещи, которые показывают, что наши чиновники не просто саботажники, а идейные саботажники. То есть у них есть система ценностей, согласно которой они занимаются этим вот «ремонтом». Первое, что он сказал: «Мы меняем бордюры, потому что 90% этих камней износились до арматуры». Это неправда.
Во-первых, внутри бордюров, которые снимали на Степана Разина, не было арматуры. Бордюры, которые меньше полутора метров в длину, не армируются. Это мне сказал водитель экскаватора, который занимался этими работам. Во-вторых, у меня есть фотографии этих камней, которые они демонтировали. Там нет ни одного бордюра, который нуждался бы в замене, не говоря уж об износе до армированной сетки. На фото видно, что это цельные куски, которые не рассыпались и не стерлись.
Дальше чиновник мэрии заявил, что новые бордюры сделаны по ГОСТу. Интересно узнать, что это за ГОСТ такой? У меня в 5-м квартале тоже бордюры сделаны, я так понял, по этому мэрскому ГОСТу? Так им два года, а они уже рассыпались!
Нам внушают, что у нас дороги ремонтируются нормально, просто климат такой, что он их разрушает. Это чушь. Дело именно в некачественно выполненных дорожных работах. Снимают слой асфальта толщиной 7-10 сантиметров. Наверх укладывают щебень крупной фракции, слегка спрыснутый битумом. Для дороги это – ни о чём, и к следующему сезону это всё снова придется менять. Вот хороший пример. На бульваре Туполева в прошлом году ремонтировали дорогу. Уже в апреле этого года, то есть меньше чем через год, ее состояние было такое, будто еебомбили фашисты. Ямы были такого размера, что туда могло запросто полмашины поместиться. При этом постоянно говорится о каких-то сложных условиях, в которых живут наш город и наша страна: холодные зимы, дожди и т.д. В конце концов, мы живем в XXI веке! Сегодня существует масса технологий, которые позволяют содержать город и дороги в должном состоянии. А так создается впечатление, что только Россия живет в холодах, а остальные страны всегда живут в плюсовом климате. А есть еще и Финляндия, и Канада со схожими климатическими условиями, но там-то дороги нормальные. Для этих современных технологий не нужны никакие ГОСТы, нужен лишь здравый смысл, а еще – качественная работа контролирующих органов – от прокуратуры до ОБЭПа.
– Говорят, первый заместитель мэра Алексей Бузинный в ответ на ваше выступление позволил себе колкость?
– Да, действительно, вице-мэр позволил себе намекнуть, что я принес в думу и сломал на глазах у всех не осколок бордюра со Степана Разина, а подделку. Ухмылялся и шутил. Ему всё весело почему-то. Я не понимаю, что смешного в том, что город разваливается на глазах!
У нас всё время говорится о нехватке денег. Но в такой ситуации, наоборот, нужно делать всё на века, ведь неизвестно, будут завтра деньги на дороги и бордюры или нет! Во многих внутриквартальных территориях лежит бордюр, которому около 50 лет. Да, кое-где он оголился до арматуры, но он и продержался такой большой срок! А в 5-м квартале, например, на выездах из карманов можно встретить бордюры, которые положили два-три года назад. И они уже рассыпались наполовину, а крошиться начали чуть ли не после первого дождя, как сахар или сухарь.
Мэр, кстати, не так давно заявил, что город не может найти ту компанию, которая делала эти бордюры в прошлом году, чтобы предъявить ей претензии. То есть она уже успела обанкротиться и исчезнуть с радаров. Так ничего удивительного – это же и есть коррупционная схема, на которой кормится всё это жульё: нанимается организация, она получает деньги из бюджета, с кем-то делится, видимо, с тем, кто поспособствовал этому подряду, а потом просто банкротится. У нас в стране созданы такие законы, которые предназначены для того, чтобы обворовывать муниципалитеты. По факту это воруют не просто у города, а у нас с вами. Эти бордюры лежали бы еще лет 20, и мы не тратили бы на них деньги, а теперь раз в три года мы вынуждены будем этот бортовой камень менять. Кому доверят эту работу? Таким же непонятным организациям, которые исчезают без следа. Такая схема может устраивать чиновников только в одном случае: если их задача – наживаться на бюджете. Так организовать процесс, чтобы делать ремонт каждые несколько лет, можно только для того, чтобы всегда был повод тянуть деньги из городской казны. Только если у нас раньше делали только дороги по весне, то теперь раз в два-три года у нас будут менять и бордюры, потому что их качество такое, что придется это делать.
– Алексей Геннадьевич, а почему все-таки именно бордюры? С вашей точки зрения, это настолько важный вопрос?
– Нет, конечно! Ситуация с бордюрами – это простой и очень показательный пример расточительного и безалаберного отношения к городскому бюджету. На самом же деле есть куда более важные для города вопросы. Например, ситуация с медиками. Напомню, сейчас у работников здравоохранения нет практически никакой городской поддержки. Из бюджета им выделяются какие-то копейки, которые сначала и вовсе отменили, а сейчас платят жалкие 900 рублей, которые являются субсидией на аренду жилья. Человеку нужна достойная зарплата, а не субсидия на аренду, к тому же такая мизерная. Что можно арендовать на 900 рублей? Конуру? Место на коврике? Если у них будет нормальная зарплата, то они сами решат свой квартирный вопрос! А зарплата медиков – это уже вопрос губернских властей.
Вообще, должен констатировать, что чиновники наш город превратили в кормушку. Город сам не зарабатывает, живет на федеральные, региональные деньги и в кредит. Эти городские доходы поделены между чиновничьими группировками, каждая из которых на своем участке реализует программу осваивания денег. Чиновник плюс компания-однодневка, которая используется для изъятия средств, – такая нехитрая схема. Те же самые бордюры будут менять каждые три года – значит, каждые три года кто-то будет получать кругленькую сумму. А город так и будет жить с разбитыми дорогами и раскрошенным бортовым камнем. Некоторые чиновники думают, что если что-то принадлежит муниципалитету, то это не принадлежит никому, значит этим имуществом можно бесконтрольно распоряжаться.