Вы сейчас просматриваете Чиновники готовят транспортный коллапс?

Чиновники готовят транспортный коллапс?

  • Автор записи:

Классика жанра

По настоятельным просьбам депутатов от КПРФ администрация Тольятти, наконец, рассказала о ходе работ над новой дорогой по улице Фермерской. Дорогой, что, по идее, должна решить больной вопрос с пробками на Подстепки и открыть возможность к комфортному освоению земель за Московским проспектом. Но представленная чиновниками информация оптимизма не прибавила… И почему-то вспомнился русский классик, называющий главные проблемы в России.

План – хорош!

Городские территории за Московским проспектом вот-вот должны начать активно застраивать и обживать. «Бум» развития останавливает только отсутствие нормальной инфраструктуры. И вопрос этот должен был решиться с появлением новехонькой дороги уже в этом году. Должен был…

Радостную весть местная власть сообщила еще в 2020 году, когда постановлением главы города был дан старт разработке проекта планировки дороги по улице Фермерской. Дорога должна стать уникальной во всех смыслах: она не только «откроет» свободное заселение земли за Московским проспектом, но и в придачу избавит от вечных пробок на Подстепки.

Фермерская должна была взять свое начало между Подстепками и Приморским и строго по прямой подняться до Ягодинского шоссе. Такой проект чиновники уже представили тольяттинской общественности на публичных слушаниях.

Но не успев даже выйти из «кабинетов», у проекта будущей дороги начались проблемы. А если точнее – гордиевым узлом дороги стал кусочек магистрали в месте его примыкания у Ягодинского–Южного шоссе. С реализацией этого проекта стали происходить ну совсем непонятные вещи: пошли разговоры об изменении направления дороги, а за ними и сдвиги в сроках строительства Фермерской.

Прояснить ситуацию решили депутаты от КПРФ, вызвав на «очную ставку» работников администрации для ответов на все вопросы.

24 января на заседании постоянной комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию чиновники рассказали о ходе реализации проекта планировки территории и проекте межевания территории для строительства дороги – продолжения улицы Фермерской.

Череда откровений

Как оказалось, коммунисты волновались не зря. По словам первого заместителя главы городского округа Тольятти Андрея Дроботова, дорогу успели перепроектировать целых три раза.

Изначальный план «воткнуть» Фермерскую под прямым углом в Ягодинское шоссе пошел крахом по причине «неожиданной» смены статуса этого самого шоссе после реконструкции. Да-да, именно так заявил на комиссии чиновник из департамента градостроительной деятельности. Мол, есть определенные нормы и правила, что не дают выйти напрямую на эту дорогу. По словам докладчика, весть о смене статуса шоссе на Ягодное пришла уже после заключения контракта на разработку проекта с составленным техническим заданием в 2021 году.

Но хотелось бы напомнить нашим читателям, что в 2021 году реконструкция Ягодинского шоссе уже подходила к концу. То есть все проекты и сметы были уже давно готовы, утверждены и ждали реализации, в результате которой должна появиться новенькая дорога!

Как в это время можно было не знать о смене статуса шоссе – депутаты не смогли понять. Причем не просто не знать, а еще и заключить контракт с проектировщиками с заранее неверным техническим заданием. В голове после таких откровений крутятся слова «халатность» и «разгильдяйство»…

После осознания «промаха», чиновники решили пустить дорогу через особую экономическую зону. Но, увы, «сверху» не согласовали. Как и не согласовали примыкание Фермерской в районе «Жигулевской долины».

«Всё будет в порядке, даже лучше!»

В ходе диалога в думе депутат-коммунист Ольга Сотникова спросила докладчика, почему подписали акт выполненных работ с подрядчиком, что разрабатывал проект, если он получился неработоспособным? В ответ на вопрос чиновник заявил, что проектировщики выполнили свою работу согласно техническому заданию. Правда, появились некие непреодолимые условия, и чтобы такой «замечательный» проект не пропал зря (вместе с бюджетными деньгами), было решено внести правки в проект. Что интересно, правки в проект, по заверению чиновника, будут сделаны в рамках гарантийных обязательств.

Вот только каким образом администрация решила воспользоваться гарантийными обязательствами, если проектировщики выполнили работы в точности по техническому заданию администрации? Неправильному техническому заданию, как выяснилось. И к тому же приняты актом выполненных работ.

При обсуждении проекта от депутатов в адрес чиновников звучало много критики. Вполне обоснованной. Претензии касались не только проекта планировки, но и не заложенных в бюджете средств на выкуп участков под дорогу и работу с владельцами участков. Сотрудник департамента градостроительной деятельности держался по последнего, но в итоге заявил, что единственный вопрос, который относится к сфере его деятельности, – разработка проекта. А всё остальное, мол, решайте с другими структурами.

Правда, напоследок пообещал, что дополнительных расходов пока не предвидится – новый проект выводят на стадию прохождения госэкспертизы.

Однако уже на следующем заседании думы, 8 февраля, администрация запросила 380 тысяч рублей на корректировку проекта дороги по улице Фермерской. Заодно депутаты получили ответ на вопрос, как администрация заставила исполнителя выполнить дополнительные работы в рамках гарантийный обязательств, если «косяков» проектировщик не допустил. Ответ исчерпывающий – никак.

Здравствуй, пробка!

В конечном итоге решение примыкания Фермерской всё же было найдено. Повернуть направо перед особой экономической зоной, пройти мимо «Жигулёвской долины» по существующей двухполосной дороге и втиснуться в Южное шоссе. Прямиком у АВТОВАЗа… Да-да, дорога будет именно «втискиваться» в Южное шоссе, потому что по-другому это не назвать: никаких двухуровневых развязок или даже маломальского перекрестка не будет. Примыкание Фермерской к Южному шоссе сделают по направлению к городу. А это значит, чтобы попасть на нее из города, нужно сначала проехать вдоль автозавода, развернуться, проехать назад до съезда, и только потом можно будет попасть на Фермерскую.

Представили? А теперь добавьте к этим виражам громадную пробку у АВТОВАЗа, которая каждый день образовывается из спешащих домой автозаводчан.

Интересно, кого стоящие в этих заторах автомобилисты будут ненавидеть больше всего: заводчан, что плотным потоком мешают попасть «фермерам» на их дорогу, или самих «загородников», что, разворачиваясь, будут постоянно подрезать спешащих домой вазовцев? А может, будут проклинать «гениев» из местной власти, которые додумались именно так выполнить примыкание новой дороги?

Кстати, смена места примыкания Фермерской к «Южке» не единственное изменение в проекте.

Андрей Дроботов, преисполненный гордостью, сообщил, что ширина дороги была уменьшена с 40 метров до 26 с целью экономии бюджета. Мол, прежде дорога выходила в 1,6 млрд рублей, а сужение уменьшило стоимость до 1 млрд рублей.

Интересно, цель – «зажать» нормальную развязку у завода – тоже преследуется чиновниками ради экономии?

Но и это еще не всё.

Дорога по Фермерской была представлена как четырехполосная. По две полосы в каждую сторону. Но! Ближе к Южному шоссе, там, где сейчас отдельно проектируется примыкание, дорога сужается до двух полос! Да здравствует «бутылочное горлышко»! Специалисты из администрации объяснили это так, мол, здесь уже есть двухполосная дорога. И отремонтировать ее куда проще, чем строить новую. Да и изыскивать земельные участки меньшей площади не так хлопотно, как большие… Ну это и козе понятно.

коллапс Вместо развязки?

Что в итоге получается? Ровно то, что вместо дороги, «решающей все проблемы», город может получить очередную головную боль. Причем эту «головную боль» местные власти прямо сейчас проектируют собственными руками на народные деньги. То есть чиновники сами себе создают проблемы, а потом будут мужественно пытаться их преодолеть.

Понимают размах проблемы не только депутаты-коммунисты. Сергей Прохоров, член фракции «Единая Россия», на думской комиссии, где разбирался данный вопрос, заявил, что «предложенная схема не решает вопрос с пробками Подстепок, а только усугубляет их. Мы втыкаемся в пробки около завода».

Несмотря на критику депутатов, представители администрации с полной уверенностью заявили, что данный вариант проекта должен быть окончательным. К тому же в дороге на Фермерской теперь заинтересовано и Федеральное правительство: в этом месте в Тольятти должна появиться «Жигулевская долина-2». Интересно, сколько баллов к пробке у Южного шоссе добавят ее работники?

Дроботов сообщил, что переговоры по финансированию дороги с областным минтрансом были. Власти города рассчитывают получить положительную экспертизу уже в апреле. Тогда удастся начать строительство уже в текущем году.

Ну а что касается земельных участков, под выкуп которых так и не заложено средств в бюджете, чиновники призвали не волноваться. По их словам, множество земельных участков собственники готовы отдать даром, по другим – готовится оформление сервитута, то есть права на использование.

СКОЛЬКО СТОЯТ ОБЕЩАНИЯ?

На самом деле нечто похожее жители Тольятти уже слышали. В прошлом году. И не абы от кого, а от главы региона Дмитрия Азарова. 25 августа 2022 года губернатор Самарской области побывал на АВТОВАЗе, где отвечал на вопросы заводчан. Там и прозвучал вопрос по многострадальной Фермерской. Азаров заверил работников завода, что дорогу начнут строить уже в этом (2022) году.

Но, увы, дорогу не могут проложить даже на бумаге. Это, кстати, не первый случай, когда губернатор, ссылаясь на тольяттинских чиновников, дает, мягко говоря, несбыточные обещания.

В Тольятти давно сложилась нездоровая тенденция с развитием дорожной инфраструктуры. Дорог строят мало, а вот проблем при их строительстве возникает огромное количество. Взять хотя бы Офицерскую, магистраль протяженностью меньше километра строили с июня 2019-го, а открыли только прошлым летом. Похожую судьбу сейчас повторяет дорога в микрорайоне Калина, ее не могут сдать из-за каких-то «трясок» с ТЕВИСом. Дорога на бульваре Высоцкого тоже провалена по срокам сдачи. А с Фермерской апогей непрофессионализма, похоже, достиг новых высот – дорога «буксует» второй год, даже не покинув стадии проекта.

С таким подходом и уровнем профессионализма городских чиновников невольно приходится тревожиться за будущее города. Как Тольятти будет развиваться?

И еще: напоследок хотелось бы напомнить фразу всё того же чиновника из департамента градостроительной деятельности, который на вопрос о спорном примыкании Фермерской к Южному шоссе сообщил, что этот момент «оставлен на перспективу».

А перспектива вырисовывается в виде возможного транспортного коллапса как минимум для половины жителей города. Ну а затем, к каким-нибудь выборам, возможно, последует «волевое решение» партии власти и многомиллиардные контракты на возведение многоуровневой развязки с подрядчиком от «кого надо».

Вот только городу и его жителям нужно будет потерпеть. Годков пять, в лучшем случае.

Виктор НАМЕРЕН

P.S. 21 февраля на очередном заседании комиссии по землепользованию и градостроительству в гордуме чиновники представили обновленную информацию по строительству продолжения Фермерской. Среди прочего, администрация ознакомила депутатов с дорожной картой проекта. Правда, от дорожной карты там одно название: пошаговый ход выполнения проекта, не имеющий ни конкретных дат выполнения, ни ответственных лиц.

Но на самый главный вопрос, когда горожане смогут пользоваться этой дорогой, ответ всё же дан. Внимание, цитата: «Реализовать проект возможно ориентировочно в II кв. 2025 года». Учитывая, что срок строительства дороги с подготовкой документации, поиском подрядчика и проведением аукциона рассчитан на более чем 12 месяцев, значит начнут её строить не раньше следующего года. Но никак не в 2023-м. А это значит, что в копилку несбыточных обещаний от губернатора, благодаря тольяттинским чиновникам, упало еще одно: Азаров обещал тольяттинцам, что строительство дороги начнется в прошлом году.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей КРАСНОВ, правозащитник:

— Вся эта история с дорогой по Фермерской в сотый раз подтверждает мой вывод о том, что существующая система управления территориями – нелепа и носит вредительский характер. Посмотрите, вот мэров сменили на фактически назначаемых губернатором администраторов. И что? Это что-то изменило? Нет. По большому счёту, как были временщики у власти, так ими и остались. Даже гневные окрики губернатора и «ручное управление» ничего не могут сделать. Потому что система устоялась. Система, в которой никто ни за что не отвечает, и каждый чиновник тычет пальцем в другого, мол, «это зона его ответственности». И вот, для того чтобы решить вопрос с малюсенькой дорогой, приходят в действие силы на уровне региона. Потому что на уровне города – все друг другу друзья и кумовья. Зачем ссориться из-за какой-то дороги?

Десять лет я в политике, и десять лет чиновники «обсуждают вопрос о необходимости» продолжения улицы Фрунзе. Однако, когда были на это деньги, им, городским чиновникам, всё что-то мешало. То не было проекта ливнёвки, то ещё какие-то другие нелепые отмазки сочинялись. А в последние 3-4 года, с того момента как появилась идея с Фермерской, про Фрунзе вообще старательно забывают. Но ведь это всё одна и та же тема: неспособность власти грамотно планировать развитие территории города и его окраин.

О неправильном подходе к проектированию Фермерской я говорил три года назад! Это было на выездном совещании комитета образования и науки Самарской губдумы. Тогда речь шла о колоссальном приросте населения вокруг Приморского и Ягодного. Я настаивал, чтобы вопрос о выводе окончания Фермерской на ягодинскую дорогу был решён одновременно с вопросом о земельных участках федерального проекта моста через Волгу. Думаю, можно было «поднырнуть» под эту тему и при помощи больших федеральных сил, заинтересованных в реализации проекта, решить вопрос. Однако глава Ставропольского района Владимир Медведев начал мне возражать и убеждать всех присутствующих, что «всё ладушки» и никаких проблем с Фермерской не будет. Но получилось, как всегда. А в итоге чиновники сочинят миллион оправданий тому, почему не удалось сделать всё по уму.