Вы сейчас просматриваете В детсад – через суд!

В детсад – через суд!

  • Автор записи:

В Тольятти назревает скандал: молодая мама подала в суд на департамент образования за то, что ее ребенку недоступно дошкольное образование. Предложенный подчиненными Ларисы Лебедевой детский сад оказался в семи километрах от дома, где проживает семья с ребенком.

НЕТ ДЕТСАДА – НЕТ РАБОТЫ

Молодая тольяттинка выполнила всё, что от нее требовалось для того, чтобы ее сын смог пойти в детский сад. Но вместо того, чтобы получить место в детсаду, который расположен буквально во дворе дома, где проживает семья, или в соседних кварталах, место дали там, где было – на другом краю огромного Автозаводского района. В семи километрах от дома! К слову, на муниципальном транспорте от дома до детсада не доехать. Только на коммерческом маломестном автобусе. Кто ездил в час-пик, тот знает, как непросто втиснуться в переполненную «газельку» с малолетним ребенком. А ведь после детсада нужно еще успеть добраться до работы…

Мама решила добиваться для своего ребенка доступного дошкольного образования. Кстати, доступного – значит такого, добраться до которого можно без использования транспорта. Ногами. Но в городском департаменте образования, региональном министерстве образования и прокуратуре в различных формах ей было предложено брать то, что дают. Ну а потом — если получится? – перевестись в сад поближе.

В итоге молодой женщине пришлось уволиться с работы, так как ребенка не с кем оставить. Уволиться — значит потерять доход. Потерять доход – значит лишить сына многого необходимого. Семья, конечно, подала документы на получение пособия, но мама при этом рискует потерять навыки специалиста из-за долгого отсутствия на работе. Кто всё это компенсирует?

Словом, молодая мама пошла в суд.

ЧЬЯ ПРОБЛЕМА, ЧТО НЕТ МЕСТ?

В нашей стране есть прецеденты предоставления мест в детском саду по решению суда. Правда, истцам приходилось доходить до высшей судебной инстанции — Верховного суда.

В марте 2019 года «Российская газета» писала: «Верховный суд объяснил: если ребенку нет места в детском учреждении в шаговой доступности, то это проблема чиновников, а не родителей» – и приводила подробный алгоритм того, что делать родителям, если чиновники не дают ребенку места в детсаду рядом с домом.

Газета рассказывала, как молодая мама из Всеволожска (Ленинградская область), не сумев получить места в детском саду в шаговой доступности, обратилась в суд. Но оба местных суда – первой и второй инстанции – встали на сторону чиновников. Упорная мать дошла до Верховного суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала незаконным бездействие районной администрации, которая не смогла предоставить ребенку место в муниципальном детском саду в пешей доступности от дома. Существующая очередь в детский сад, по мнению высокой инстанции, не извиняет чиновников, потому что они должны предвидеть потребность в дошкольном образовании. Их обязанность – заранее принимать меры, чтобы мест хватило всем, разъяснил Верховный суд. При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5‑П.

ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭТО КАК?

Местные суды, защищая интересы районной администрации, сослались на статью 67 Закона об образовании. Там написано, что государственные или муниципальные образовательные организации могут отказать в приеме, если мест нет. А еще местные суды подчеркнули, что истица не выбрала максимально возможное количество учреждений, когда вставала в электронную очередь, и «отказалась от альтернативных вариантов».

Мать же, обратившись в Верховный суд, написала про право на образование – одно из основных прав человека, записанных во Всеобщей декларации прав человека. По мнению истицы, это право должно быть доступным не только экономически, но и физически. Под словом «физически» она понимает «безопасную физическую досягаемость, когда учебное заведение находится на разумном географическом удалении». А именно – не более 300 метров в городах и не более 500 метров в малых поселениях. Про расстояние – прямая цитата из Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». (Такие правила действовали в 2019 году. В 2020 году в них были внесены изменения: не более 300 метров в городах и не более 500 метров в малых поселениях –прим. авт.)

Не соглашаясь с решениями местных судов, гражданка писала, что ей эти суды так и не объяснили, почему не учли эти нормативы, и не обосновали, почему в электронной очереди необходимо было выбрать максимальное количество вариантов.

Пока разбирался Верховный суд, сыну истицы все-таки дали место в садике рядом с домом. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела только одно из требований – о признании незаконным бездействие администрации. Верховный суд подчеркнул – истица сделала всё, что от нее зависело, чтобы устроить сына: он стоял на учете, когда ему исполнился год, и он получил право претендовать на место в садике. А чиновники со своими обязанностями обеспечить дошкольное образование не справились. Верховный суд посчитал, что ответчика не извиняют очередь и отсутствие мест. Дело в том, что по постановлению Конституционного суда (№ 5‑П) государство и муниципальные образования обязаны сохранять достаточное количество детсадов и при необходимости открывать новые. А если денег на местах недостаточно – их перечисляют из бюджета.

ИНФОРМАЦИИ НЕТ. МЕСТ ТОЖЕ

В Тольятти после реорганизации детсадов, когда один детский сад имеет несколько корпусов, стало очень сложно узнать действительное число имеющихся мест для детей дошкольного возраста. В прямом доступе такой информации не найти. На сайте департамента образования лишь сказано, что в нашем городе 49 детсадов находятся в прямом подчинении департамента и столько же входят в АНО «Планета детства Лада». Есть еще детсад при православной классической гимназии и множество частных.

Зато о назревшей потребности в детских садах в городе говорится и пишется давно. Самая острая – в новых кварталах Автозаводского района, где идет массовое заселение многоквартирных домов, однако ни школ, ни детских садов практически нет в 14а, 14б и 17а кварталах-новостройках. Недостает образовательных учреждений и в давно отстроенных микрорайонах – 20 и 18 кварталах.

Так, потребность в обеспечении местами в учреждениях дошкольного образования в 14а, 14б и 17а кварталах в 2019 году составляла 660 детей, в 2021 году этот показатель достиг прогнозных значений и составил 1057 детей. Более 400 детей, проживающих на данной территории, вынуждены по утрам ходить или ездить в детские сады в других кварталах. Если такие цифры приводили официальные источники, то реальное число детей и их родителей, терпящих неудобства в долгой дороге до детсада, наверняка намного больше. При этом мы даже не говорим о том, что в феврале 2011 года была отменена предельная наполняемость групп, исходя из количества детей – не больше 20. То есть больше не могли брать. И вместо нее установлен другой норматив – на каждого ребенка 2-2,5 кв. метра, включая пространство, занятое мебелью в игровой. Согласно принятому тогда нормативу, новые детсады стали более компактными, чем построенные в СССР.

Но даже и таких детских образовательных учреждений строится в Тольятти не много. Сколько детсадов построено в Автозаводском районе с 2019 года по настоящее время? Три? Насколько известно «ТН», один на 350 мест возвели в 20 квартале, его, к слову, строили пять лет (!), другой – в микрорайоне Южный бульвар на 150 мест. Третий в 14а квартале тоже на 150 мест. При этом в одном только Южном бульваре проживает как минимум 500 детей дошкольного возраста. В 20-м, 14а, да и во всех других новых кварталах если и есть детсады, мест в них недостаточно. Ведь сегодня таким фактом, что у молодых родителей по трое детей, никого не удивишь. Поскольку многие семьи, особенно приобретшие жилье в ипотеку, готовы рожать детей в обмен на материальные компенсации от государства.

Граждане рожают новых граждан, а чиновники вместо того, чтобы озаботиться строительством социальной инфраструктуры для них, зачастую потакают застройщикам в неуемных желаниях последних возвести и продать как можно больше квадратных метров в жилых домах. Потому «человейники» строят даже на местах, запланированных под детсад или школу. В итоге хорошо и застройщикам, и чиновникам, а страдают те, кто заселяется в микрорайоны, где недостает ни школ, ни детсадов.

Кто может вспомнить, сколько детсадов и школ было на первоначальном плане территории 14а квартала, отданной под комплексную застройку «Лада-Дом»? Три детсада и одна школа! Но построен только один. Так что Верховный суд прав в том, что чиновники на местах не справляются со своими обязанностями по обеспечению граждан доступным образованием.

Игорь МУХИН