Вы сейчас просматриваете Кого «разводит» тольяттинский бизнес-инкубатор?

Кого «разводит» тольяттинский бизнес-инкубатор?

  • Автор записи:

Журналистское расследование

Есть в Тольятти учреждение. Некоммерческое. Дотируемое из бюджета. Оно задумывалось и создавалось исключительно из благих побуждений. Каких? Стимулировать экономику города. Как? Путем развития предпринимательства!

По идее, это учреждение должно оказывать помощь в создании в Тольятти новых бизнесов. Именно так – во множественном числе. Его миссия – обучать и поддерживать. Его задача – «выводить», как птенцов на свет, начинающих предпринимателей. Потому и название учреждение получило яркое. Сочное. Говорящее прямо и без всяких экивоков: «Бизнес-инкубатор». Тольяттинские чиновники любят это название. Как и все другие аналогичные названия, призванные быть красивой словесной ширмой там, где безбожно «пилятся» деньги налогоплательщиков.

Юридическое название этой конторы иное – МАУ «АЭР» (Муниципальное автономное учреждение «Агентство экономического развития»). Глубокомысленно. Длинно. Замороченно.

Зачем организации два названия? Не думаю, что изначально была идея кого-то запутать. Но так сложилось исторически. Говорим: «бизнес-инкубатор», понимаем: МАУ «АЭР», читаем: МАУ «АЭР» – значит, речь идет о «бизнес-инкубаторе».

По задумке чиновников, проект получил немалое финансирование из городского бюджета. За счет денег налогоплательщиков любой начинающий предприниматель может получить здесь поддержку в развитии бизнеса. Ведь удачный бизнес выгоден городу. Налоги с доходов от него идут прямиком в казну. А значит, деньги, потраченные городом на финансирование обучения предпринимателя, должны вернуться сторицей.

Теоретически выгода обоюдная: вроде бы и городу хорошо, и стартовавшему бизнесмену неплохо. Но так ли радужно всё складывается на практике? Куда на деле уходят бюджетные миллионы? Стоит ли инкубаторская овчинка бюджетной выделки? На эти вопросы попытаемся ответить в новом журналистском расследовании «Тольяттинского навигатора».

ГРОМКИЕ СЛОВА, КРАСИВЫЕ ЦЕЛИ, БОЛЬШИЕ ЗАТРАТЫ

Бизнес-инкубатор создан волею городских чиновников в 2009 году. Для благих целей взращивания бизнеса мэрией Тольятти инкубатору (после проведения излюбленной процедуры «оптимизации» городского образования) было выделено целое здание бывшей школы (действительно, не детям же отдавать!). Также инкубатору отдали помещение по улице Маршала Жукова. Ежегодно из муниципального бюджета инкубатор на свое функционирование получает приличные деньги – около 30 миллионов рублей. Само собой разумеется, что каждый год бюджетные ассигнования инкубатору индексируются в сторону увеличения.

Из действий горадминистрации Тольятти вывод напрашивается только один: бизнес-инкубатор – важная, а главное, социально значимая для города структура. Иначе зачем тогда придумывать, создавать и поддерживать бюджетным рублем предприятие, которое не приносит прибыль городу? Ведь вот, скажем, например, бывший глава города г-н Ренц, выселяя тольяттинских художников из их мастерских, аргументировал свои действия именно нерентабельностью живописцев для Тольятти. Мол, бесполезные они, денег не приносят. А инкубатор как раз и создавался исключительно для того, чтобы повысить доходность городского бюджета.

Как же инкубатор пытается принести пользу городу Тольятти? Во-первых, одним из основных направлений деятельности инкубатора является размещение свеженарожденных бизнесов на ранней стадии (до трех лет) в качестве резидентов бизнес-инкубатора Тольятти.

Во-вторых, это некая образовательная деятельность. Сотрудники инкубатора дают объявление, что будет проводиться занятие, которое поможет начинающему предпринимателю в его бизнесе. Группа потенциальных предпринимателей собирается в большом помещении со стульями. Приходит лектор и проводит урок.

Вот, собственно, практически и всё. По большей части именно такими незамысловатыми действиями якобы стимулируется экономика Тольятти.

ДОРОГИЕ НАСТАВНИКИ. ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ…

Однако наша редакция подозревает, что на самом деле все занятия, проводимые данной организацией, проходят по принципу «откатинга». Мы считаем, что преподаватели, нанимаемые инкубатором и берущие баснословные деньги, на самом деле довольствуются какой-то частью суммы – допустим 50%. Всё остальное, мы подозреваем, преподаватели отдают назад в конторку в качестве благодарности за приглашение.

Обосновать наши подозрения не тяжело, достаточно заглянуть в Интернет и посмотреть стоимость аналогичных услуг у многочисленных образовательных корпораций. Сегодня эта отрасль очень развита, и количество преподавателей в Интернете, и качество их услуг очень высоки. При этом цены высококлассных специалистов оказываются в 10, в 20, а то и в 100 раз дешевле, чем стоимость услуг совсем не именитых и не брендовых спикеров, которых находит руководство инкубатора.

Думается, что тренинги, семинары и мастер-классы в бизнес-инкубаторе проводят в большинстве своем люди случайные, которые не имеют настолько грандиозных достижений ни в образовании, ни в бизнесе, чтобы оправдать те деньги, которые им платит город.

Так, согласно протоколам МАУ «АЭР», которые можно найти в свободном доступе в Интернете, оплата «единицы услуги составляет 10 000 РУБЛЕЙ ИЗ РАСЧЕТА НА ОДНОГО ПОЛУЧАТЕЛЯ УСЛУГ при участии в тренинге». Говоря еще проще, город тратит на однократное «обучение» одного участника (самозанятого или ИПэшника) каждого такого тренинга 10 000 рублей (!!!). Причем, чтобы «бизнес-тренер» получил эти дикие суммы, новоиспеченному предпринимателю достаточно всего лишь заявиться в инкубатор, то есть просто принести подписанный договор, и необязательно даже досиживать до конца семинара.

ГУРУ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Согласно все тому же протоколу, число слушателей не может превышать 30. То есть город на одно «образовательное» мероприятие инкубатора тратит за раз около 300 000 рублей, при этом абсолютно никто не оценивает ни качество, ни эффективность оказанной образовательной услуги. Печальнее всего тот факт, что никто не делает никаких прогнозов относительно того, сколько же рублей, уплаченных в виде налогов, потраченных на такое «стимулирование» экономики, вернется обратно в казну. Можно с уверенностью предположить, что подобные «обучения» подходят под определение «расточительство».

При этом среди поставщиков консультационных услуг почему-то отсутствует какая-либо конкуренция: «закупка» консультаций производится у единственного поставщика. Неужели в этой достаточно конкурентоспособной среде нет других желающих провести семинар для самозанятых? Тем более оплата консультационных услуг так сверхприбыльна… Почему НИИ или высшие школы, профессионалы из данной отрасли оказываются за бортом? А тренинги проводят «профессионалы» без имени, без признанных обществом заслуг – люди, видимо, найденные руководством Бизнес-инкубатора посредством личного знакомства. И горадминистрация совершенно не скупится оплачивать их «интеллектуальный труд», на таких «звезд» деньги находятся всегда.

Кому же хорошо от работающей уже целых пятнадцать лет весьма странной системы освоения бюджетных средств? Тольяттинским чиновникам.

ПОЧТИ ИНФОЦЫГАНЕ?

Не кажется ли вам, что есть нечто инфоцыганское в этой схеме образовательных услуг для молодых предпринимателей? Правда, с небольшим отличием. Инфоцыгане ищут «слушателей» (учеников, потребителей услуги), чтобы «слушатели» переводили им свои денежки. Бизнес-инкубатор же ищет просто «слушателей», ведь деньги за их «обучение» уже уплачены городским бюджетом – то есть нами, горожанами.

С большой долей уверенности можно сделать неутешительный вывод, что работа МАУ «АЭР» (учреждения, специально созданного для развития экономики) вовсе не стимулирует экономику города, а занимается лишь фикцией такого стимулирования.

НАШ РЕПОРТАЖ

МЫ ВАС НАТРЕНИРУЕМ… НО НЕ СЕГОДНЯ

Журналисты нашей редакция решили лично проверить обоснованность траты бюджетных средств – оценить качество образовательной услуги бизнес-инкубатора. Наш корреспондент под видом начинающего бизнесмена побывал на одном из тренингов, проводимых МАУ «АЭР». Приводим его рассказ, что называется, из первых уст.

Подъезжаю к зданию бизнес-инкубатора. Оставляю машину на той самой парковке, деньги на которую почему-то были потрачены из бюджета Тольятти под лозунгом благоустройства. Захожу в здание бывшей школы. Думаю: «Какой хороший здесь мог бы быть образовательный центр для школьников и дошкольников! Мог бы…» Поднимаюсь на второй этаж. Вхожу в большой, светлый, свежеотремонтированный конференц-зал. Меня, как и всех пришедших на обучение, при входе встречает девушка-менеджер.

Девушка-менеджер просит меня сдать ей подписанный с бизнес-инкубатором договор на оказание образовательных услуг. Также она сразу почему-то просит отдать ей уже подписанный мною акт выполненных работ. Занятие еще не даже не началось, а акт подпиши и отдай.

Меня это коробит. И даже злит. А если «образовательная услуга» не будет оказана? К тому же вроде бы бизнес-инкубатор должен учить начинающих бизнесменов последовательности и законности. А тут – с места в карьер сотрудники инкубатора вынуждают меня подписать важный документ «задним числом». То есть – пойти против своих интересов и в каком-то смысле нарушить закон. Вот такая интересная «учеба». Вот такие «примеры этичного, делового, законопослушного поведения».

Читаю акт. Согласно этой бумаженции, со мной уже «провели» восемь часов обучения производству видеороликов. «Ого! – думаю. – Да мы здесь целый день просидим!»

Ладно. Делать нечего. Не скандалить же с первых минут, привлекая к журналистскому расследованию лишнее внимание… Подписываю акт. Отдаю настырной девушке.

На часах – ровно десять часов утра.

Формально обучение уже должно начаться, но мы всё ждем. Заходит… нет, не «тренер», а молодой мужчина с профессиональным фотоаппаратом. Он тщательно и с разных ракурсов фотографирует присутствующих. Полагаю – для отчета перед «мэрией».

Считаю «по головам»: на начало обучения присутствующих – 26 человек. Прикидываю, во сколько данный образовательный импульс обойдется тольяттинским налогоплательщикам… Двадцать шесть учеников умножим на десять тысяч рублей (стоимость «одной головы») – двести шестьдесят тысяч рубликов… Нехило! За обучение создавать видеоролики…

После 10 минут всех этих бесполезных прелюдий заходит женщина-«тренер». Она берет микрофон и наконец начинает вещать: представляется, говорит, что имеет образование по теме мастер-класса и несколько лет практической работы в области создания видео. Про обучение «ремеслу» других – ни слова. Как профессиональный педагог с многолетним стажем – осознаю, передо мной, увы, не «коллега по цеху».

После затянувшейся «визитки» начинается теоретическая часть «тренинга». Мы лицезрим презентацию, сделанную женщиной-«тренером» заранее в компьютерной программе. Почему презентация, а не видео? Загадка…

Ладно. Оцениваю содержание. По большей части это просто «выставка работ» «тренера» – какие видео-заказы и как она сделала. Четкой и ясной структуры обучения из серии: «Сначала сделай это, потом это и закрепи так» – не прослеживается, хотя вроде бы мы пришли сюда научиться делать что-то ручками.

Время от времени слушатели задают вопросы. Порой «тренер» с испуганными глазами отвечает неточно. Или попросту не знает, как ответить, или каким образом сформулировать свою мысль, чтобы она стала понятна аудитории. Есть даже слайд, неверно озаглавленный, тогда «тренер» просто озвучивает другую мысль – адаптируется «по ходу пьесы».

После «теоретической части», занявшей два академических часа (один академический час равен 45 минутам), организаторы объявляют перерыв.

На отдельном столе стоят чайник, стопка одноразовых стаканчиков, чай, растворимый кофе, печенье и несколько видов конфет в вазочке. Полагаю, эти кофе-брейки тоже финансируются из кармана горожан. Эх, нет на них Фрэнка Каупервуда!

После перерыва стартует вторая часть, которую женщина-«тренер» почему-то называет «практической». Количество слушателей в зале на начало второй части резко сокращается до 17 человек. То ли голодные поели и ушли, то ли ушедших нагнали на начало тренинга для массовки (читай – раздутия стоимости тренинга), то ли неумелая презентация отпугнула от тренинга жаждущих знаний бизнесменов. В общем, наши ряды редеют…

«Практическую» часть женщина-«тренер» всё равно начинает с теории: а конкретно – с объяснения элементарных, известных каждому аксиом. Типа того, что «композиция кадра должна быть правильной, ничто и никуда не должно заваливаться» и т.п. Наконец-то появляются узкопрофессиональные моменты. Но скупо. Особого интереса в глазах слушателей не вижу. Может быть, дело в подаче материала? Всё-таки речь идет о видео! Есть где разгуляться. Но не гуляем…

Наконец, обучающиеся не выдерживают и предлагают женщине-«тренеру» попрактиковаться. Ничтоже сумняшеся, мадам отвечает буквально так (цитирую): «БЫВАЮТ ПРАКТИЧЕСКИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ, ГДЕ СРАЗУ УЧАТ СНИМАТЬ, НО НЕ СЕГОДНЯ».

Сегодня же женщина-«тренер» предлагает «поотвечать на вопросы». В ответ на предложение «тренера» аудитория сразу сникает. Некоторые украдкой или в открытую достают телефоны, начинают листать соцсети. «Тренер» чувствует резкое охлаждение аудитории и настойчиво предлагает позадавать ей вопросы в ее Телеграм-канале.

Спектакль закончен. Занавес.

Иду по коридорам бизнес-инкубатора и подвожу итоги. Никакого реального тренинга, никаких разборов кейсов и практической пользы в виде рабочих рекомендаций к бизнесу непосредственно сидящих в зале самозанятых так и не случилось. Вообще, так называемая практическая часть больше походила на милую беседу, на воспоминания жизненного опыта из сферы бизнеса. Что касается «практики», вспоминаю неоднократные прямые просьбы непосредственной практической работы – «производство контента в действии» («прямо здесь и сейчас»). Однако на эти просьбы «тренер» реагировала странно, парировала тем, что «здесь не эстетично», «это долго, нужно отдельное занятие» или «нынешние тенденции сводятся к формуле «чем проще, тем лучше». По моим прикидкам, приглашенный «эксперт» вместо заявленных в официальных бумагах (договор и акт выполненных работ) восьми часов обучения провела в лучшем случае чуть больше четырех. Как говорят подростки – не круто!

Оценивала качество образовательных услуг

Виктория СТРЕЛЕЦ

КОММЕНТАРИЙ

Наталья КРАСНОВА, общественный эксперт:

– Эффективность МАУ «АЭР» нужно оценивать исходя из объема уплаченных его бывшими клиентами – успешными бизнесменами городских налогов, а также исходя из количества бизнесов, переживших хотя бы пятилетнюю отметку. Отчитываться же сиюминутными, одноразовыми конторками, ИПэшками и их посещениями каких-то нелепых семинаров, мастер-классов – это абсурд и абсолютно неэффективно. И самое важное – это не нужно ни городу, ни налогоплательщикам. Однако чиновникам (главным «затейникам» данного учреждения) очень удобна такая система. Это вообще классика наших дней: чиновники придумывают себе критерии, по которым они на сто процентов выполнят поставленные ими же задачи. И чудесным образом получается, деятельность любого чиновника тольяттинской мэрии эффективна. Ведь всё, что существует сегодня в капиталистическом российском государстве, является для чиновников поводом для личного обогащения.