Вы сейчас просматриваете Что не показали по ТВ

Что не показали по ТВ

  • Автор записи:

«Молот» информирует

Не так давно наш автозавод посетил врио губернатора Самарской области Вячеслав Федорищев. Он в том числе встретился с работниками автогиганта. Судя по тому, что сообщали об этом СМИ, заводчан интересуют только следующие вопросы: общественный транспорт, нехватка медперсонала, благоустройство города. Действительно, это актуальные проблемы для Тольятти, но, полагаю, именно об этих бедах мог рассказать бы любой житель нашего города. А вот какие проблемы волнуют конкретно вазовцев, увы, из сообщений СМИ не прозвучало. Может, на встрече с Федорищевым были не рабочие автогиганта? Или вопросы о предприятии задавались, но СМИ их проигнорировали?

Мы спросили работающих на автогиганте членов профсоюза «МОЛОТ», что бы они рассказали врио губернатора.

ОТНОШЕНИЕ К РАБОЧИМ

О простое во время пандемии и уходе «РЕНО» работники вспоминают как о проблеме глобальной, а не личной. Вазовцам было нелегко, но, учитывая ситуацию в стране и помощь федерального правительства, они к изменениям отнеслись стойко. Привыкли автомобилестроители, что каждое значимое событие в стране очень сильно отражается и на них, наверное, потому наш город Тольятти, столь значительно зависящий от автогиганта, прослыл протестным.

А вот что не меняется уже много лет, независимо от глобальных российских проблем, так это постоянное ухудшение отношения к рабочим. Началось данное явление с середины 2000-х и по сей день никуда не ушло. Ухудшение условий труда, увеличение норм выработки, показуха и отсутствие реальной обратной связи с руководством завода. На эти проблемы в первую очередь указали «молотовцы».

КОМФОРТ В РАБОТЕ

Под предлогом уменьшения травматизма были введены новые стандарты рабочей обуви. Действительно, «стальные носы» в ботинках могут уменьшить риск получения травмы. Но вес обуви запредельный, да и материал почти не дышит. Обращения к врачам на боли в ногах и воспаленные вены заканчиваются риском быть уволенным в связи с профнепригодностью. Обращения к руководству на неудобство обуви в носке оборачиваются угрозами быть уволенным за нарушение техники безопасности. Замкнутый круг!

Точно такая же ситуация с каскепками и жалобами на раздражение головы и портящиеся волосы. Недовольных могут наказать за отсутствие якобы столь важного аксессуара даже в уборной.

Не добавляют комфорта в работе и проблемы температурного режима. Всё как по классике: зимой – холод, летом – пекло, весной и осенью – капель с потолка. Да не на улице – в цеху, на рабочем месте!

ОПТИМИЗАЦИЯ

С недавних пор, а точнее, лет десять рабочие предприятия постоянно держатся начальством в стрессе: не сократят тебя, так сократят твое рабочее место. На выбор обычно предлагают два варианта: или иди за забор, или иди на операцию, где другие просто не выдерживают. Постоянная оптимизация рабочих мест и рабочего процесса уже привела к тому, что таких постов (где не выдерживают) на предприятии всё больше и больше. Конкурсы по внедрению новшеств в технологический процесс выигрывают особо приближенные к начальству люди. А почти каждое внедрение таких новшеств оборачивается увеличением не только норм выработки, но и увеличением нагрузки. Действительно дельные предложения по улучшению условий труда, как правило, отвергаются, улучшения без выгоды предприятию, видимо, не интересны. Из-за подобного подхода опытные и грамотные рабочие попросту не заинтересованы участвовать в этом фарсе.

ОБ ОТКРЫТОСТИ И ЗАКРЫТОСТИ

О том, как досматривают на предприятии работников при входе и выходе, знают многие горожане. О хамском отношении сотрудников ЧОП лишний раз повторяться не хочется, но на то, что это системное правило, а не какой-то сбой, указывают факты. Если у вас рюкзачок, досмотр обеспечен на 100%. И не важно, что он дизайнерский и настолько маленький, что в него и книжка-то с трудом влезет… Новогодний подарок, который дарит работодатель вашему ребенку, будет вскрыт и осмотрен до дна, под угрозой доставить вас в полицию уже для полного досмотра.

То есть в отношении к рабочим – полная открытость. И беспрекословность.

В отношении к работодателю – полная закрытость. И от городских СМИ тоже. Кажется, ни один еще сотрудник не получил внятного ответа на свой запрос. Иногда после жалобы рабочего ни с того ни с сего переводится мастер или начальник повыше. Но в письменном ответе всегда будет фраза примерно такого содержания: по результатам проверки факты не подтвердились. Ознакомиться с результатами проверки еще ни одному рабочему не удалось. Примерно такая же ситуация с обращениями в Государственную инспекцию труда или в прокуратуру.

Встретить публикацию в СМИ с реальной критикой в адрес автозавода почти невозможно. В Сети просто удаляются все критические заметки и комментарии.

ПРЕСТИЖНОСТЬ ОКОЛО НУЛЯ?

Дефицит кадров сегодня наблюдается во всей стране. Автозавод предпринимает различные усилия по привлечению сотрудников. И методы порой не добавляют имиджа предприятию. Все знают о том, что сегодня на предприятии работают осужденные. Кто эти люди, за что осуждены, где и кем работают, встал ли кто из них на путь исправления и заключил ли бессрочный контракт после вынужденной отработки повинности, мы не знаем. Не узнаем мы из заводских СМИ про быт и работу приехавших гастарбайтеров из некогда братских азиатских республик.

Сегодня после новостей о возможном привлечении рабочих из Афганистана сотрудники предприятия со страхом рисуют в воображении душманов и ваххабитов в парандже за соседним станком.

Не красит имидж предприятия и зарплатная политика. В течение последних лет предприятие повышало тарифы и оклады в конце года, по результатам предыдущего. Последние два года увеличение окладов и тарифов прошло в более похожем на индексацию порядке. Но повышение сопровождалось громкими заявлениями как о некоем подвиге заводского руководства. А также популистским жонглированием статистикой. Например, озвучивались цифры о росте заработной платы по основным рабочим на 57,1% – при том, что индексация была на 9%. Напрашивается очень простой вывод – люди стали работать в два раза больше! И это не из-за простоев в прошлом году, а из-за постоянных переработок: два-четыре часа в будни, десять-двенадцать часов в субботу. По уровню зарплаты без переработок АВТОВАЗ так и не смог дотянуться до ряда предприятий своих же поставщиков автокомпонентов в городе и области.

Сегодня, когда уже прошла половина календарного года, об очередном повышении окладов ни слуху ни духу. В начале года звучали цифры об увеличении заплаты на 27% в текущем году, может, руководство считает, что работники будут работать еще и в воскресенье?

Многие рабочие уже забыли, а большинство и не знают, что ранее индексация окладов проходила два раза в год на величину инфляции и без оговорки «в зависимости от финансовой деятельности предприятия». Зато почти все рабочие связывают небывалую щедрость работодателя на увеличение окладов с выборами в органы законодательной власти.

Ринат ТАКТАРОВ

КОММЕНТАРИЙ

Григорий Басистый, председатель профсоюза МП ПФО «МОЛОТ»:

– Очень надеюсь, что в следующий раз, когда высокопоставленный гость будет на предприятии, ему покажут реальных рабочих, не боящихся рассказать о реальных проблемах предприятия, а не то, что хотелось бы услышать чиновникам. На случай, если в очередной раз не увидим с экранов телевизоров, что проблемы автозавода озвучены, мы опубликуем список дел для руководства завода, реализация которых обеспечит автогигант очередью из потенциальных работников в отдел кадров. Это увеличение заработной платы – раз. Индексация – не позднее первого квартала на величину официальной инфляции, а в идеале каждые полгода – два. Прекратить увеличение норм выработки без реального улучшения состояния рабочих мест и обновления оборудования – три. Соблюдение температурного режима на рабочих местах – четыре. Пересмотреть специальную оценку условий труда на рабочих местах с включением в комиссии рядовых рабочих, непосредственно выполняющих операции на этих местах, – пять. Наладить обратную связь:  работники–руководство, руководство–СМИ – шесть.