Вы сейчас просматриваете Будет ли область платить концессию за «Обход Тольятти»?

Будет ли область платить концессию за «Обход Тольятти»?

  • Автор записи:

Обратная связь

Вот и июль – макушка лета. Однако в июне так и не начался ремонт на дорожном покрытии через плотину Жигулевской ГЭС (970 и 971 км). Хотя и обещали. Точнее, ремонт дороги был перенесен с мая на третью декаду июня. Но ремонта не было. Не состоялось в июне и открытие Волжского (Климовского) моста. Значит, возможно, «ТН» оказался прав, предполагая, что открытие платной трассы «Обход Тольятти» с мостовым переходом через Волгу и ремонт трассы М-5 были запланированы как два взаимосвязанных события (читайте «ТН» № 18 от 20 июня «Какой нам прок от платной дороги, проходящей мимо Тольятти?»)?

Однако откладывать далее ремонт дорожного покрытия на мостовом перекрытии через Волгу в районе ГЭС невозможно. И это очевидно: асфальт буквально вспучило еще до наступления аномальной жары, а высокие дневные температуры еще больше усугубили разрушение. И ремонт начали 8 июля. При этом устранение свыше ста недочетов на свежепостроенном мосту, входящем в платную трассу «Обход Тольятти», видимо, требует достаточно долгого времени. Словом, открытие обхода Тольятти отложено на неопределенное время. В компании, которая будет эксплуатировать первую платную дорогу в Самарской области, сообщают следующее: «В настоящее время завершаются строительно-монтажные работы. Мы дополнительно проинформируем о запуске движения».

КОЛЕБАНИЯ КОНЦЕССИИ

Между тем стало известно, что власти Самарской области изменили максимальный размер платы концессионеру платной трассы «Обход Тольятти». Случилось это после назначения в наш регион врио губернатора Вячеслава Федорищева. До этого последний раз стоимость концессии менялась в ноябре 2023-го в сторону увеличения – с 60,9 млрд рублей до 75,2 млрд. А с приходом врио стоимость снизилась на 700 млн рублей. Сумма приличная.

В настоящее время максимальный размер платы концессионеру установлен на уровне 74,52 млрд рублей. Постановление Правительства Самарской области «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 04.05.2021 № 268 «О реализации Концессионного соглашения о создании (строительстве) и эксплуатации автомобильной дороги «Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» подписано 18 июня 2024 года. С чем это связано, информация не разглашается. Может быть, с тем, что только на мостовом переходе не устранено до сих пор порядка 100 замечаний, которые специалисты Стройконтроля и Технадзора выявили по итогам обследования недостроенного объекта? Или по какой-то другой причине?

При этом размер компенсации дополнительных расходов по концессионному соглашению, выплачиваемой из средств бюджета Самарской области с 2024-го по 2037 год, увеличился на 86 млн рублей – до 5 551 099 548,62 руб.

Из постановления следует, что расходные обязательства осуществляются самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на соответствующий финансовый год министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области как главному распорядителю бюджетных средств.

ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕТ?

Согласно новому решению властей, плата концессионеру должна будет вноситься по частям ежегодно до 2030 года включительно, начиная с 2024-го. В текущем году бюджет Самарской области может заплатить 10,282 млрд рублей, в 2025-м – 11,078 млрд, 2026-м – 10,891, 2027-м – 11,206, 2028-м – 11,461, 2029-м – 10,575, в 2030-м – 9,021 млрд рублей. «Может заплатить» потому что, как объясняет нашему изданию концессионная компания «Обход Тольятти», плата концедента (правительства Самарской области) выплачивается в том случае, если концессионер не достиг значений плановой выручки, согласованной сторонами. С официального на русский: если большинство автомобилистов вдруг не захотят пользоваться платной трассой и предпочтут толкаться на мосту Жигулевской ГЭС, то правительству Самарской области придется компенсировать АО «Концессионная компания «Обход Тольятти» издержки на строительство платной трассы. И напомним, что к строительству приступили на основе фейковых расчетов трафика на обходе – 39 000 автомобилей в сутки. На самом деле расчеты никто не проводил. При этом компания, выигравшая тендер, была. Ее руководитель уже отбывает наказание. А областной министр транспорта, долгое время остававшийся словно под тефлоновым покрытием, арестован в июне 2024-го.

«И вот на основании цифр с потолка федеральный центр принял решение о необходимости строительства моста (второго по стоимости после Крымского), якобы для того, чтобы дорога Москва–Самара сократилась с 16 часов в пути до 8», – сообщал «ТН» в прошлом номере. Сотрудники пресс-службы АО «Концессионная компания «Обход Тольятти» нас поправили и указали, что «решение принималось о строительстве не моста, а дороги длиной 99,3 км. В состав дороги вошли 3 транспортные развязки, Волжский мост длиной 3,7 км, а также 38 путепроводов и мостов меньшей длины». То есть согласно правкам от АО «КК «Обход Тольятти», получается, что на основании цифр с потолка федеральный центр принял решение не о строительстве моста, а о необходимости строительства дороги длиной 99,3 км, в состав которой вошли 3 транспортные развязки, Волжский мост длиной 3,7 км, а также 38 путепроводов и мостов меньшей длины? Это если мы всё правильно поняли. На этот раз.

КСТАТИ

Концессия по строительству обхода Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу завоевала национальную премию в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА» по итогам 2019 года. Проект был отмечен в номинации «Лучший проект в сфере автомобильных дорог». Торжественная церемония состоялась в рамках Российской недели государственно-частного партнерства. Премия была вручена губернатору Дмитрию Азарову. Теперь уже – бывшему.

СКОЛЬКО-СКОЛЬКО?

Концессионеры также поправили нашего журналиста относительно окончательной цифры затрат на строительство «Обхода Тольятти». «ТН» написал, «по разным данным, «Обход Тольятти» обошелся от 180 до 200 млрд рублей». В АО «КК «Обход Тольятти» назвали цифры недостоверной информацией. И сообщили, что «совокупная стоимость капитальных затрат на создание проекта «Обход Тольятти» составила 140 млрд рублей. Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств холдинга «Автобан», банковских кредитов, инфраструктурных облигаций «ДОМ.РФ», а также вложений от федерального и регионального бюджетов».

Но мы не ссылались на официальные цифры! По мнению автора и «разным данным» различных источников, фигурируют указанные «ТН» цифры. И потом, мы не видели смет на строительство обхода, потому не можем верить на слово, что на строительство было затрачено 140 млрд и ни рублем больше. Уж не запросить ли нам сметную документацию в АО «КК «Обход Тольятти»?

Что же касается разрешенной скорости передвижения по платной трассе «Обход Тольятти», наш автор указал, что «разгоняться на обходе можно будет до 120 км в час». Но сотрудники пресс-службы АО «КК Обход Тольятти» указали редакции, что «это неверно». Каким именно образом скорость движения по магистрали «вводит в заблуждение читателя» и наносит вред проекту «Обход Тольятти» и его участникам, мы так и не поняли. Возможно, речь идет о каком-то конкретном читателе с конкретной фамилией. Специально для этого читателя указываем: максимальная разрешенная скорость движения по автомагистрали составляет 110 км в час. Правда, если кто-то по этой магистрали будет двигаться со скоростью 129 км в час, оштрафован он всё равно не будет.

Ольга БАРКАЛОВА

P.S. Какая же выгодная штука эта концессия! Выгодная, естественно, для концессионера АО «КК «Обход Тольятти». Если автомобилисты не будут платить за проезд по ней, вдруг им не понравится пользоваться трассой «Обход Тольятти», то плату внесет Самарское правительство за счет налогоплательщиков, в том числе тех же автомобилистов. Однако платить всё же будут и автомобилисты, и бюджет Самарской области, поскольку в некоторых временных рамках АО «КК «Обход Тольятти» (концессионер) наверняка не достигнет значений плановой выручки, согласованной сторонами. Вот, например, в третьем квартале 2024 года плановая выручка концессионера составляет 3 605 356 539,06 руб., и для того чтобы ее достичь, платной трассой должны воспользоваться за сутки как минимум 45 тыс. различных автомобилей.