Обратная связь
Вот и июль – макушка лета. Однако в июне так и не начался ремонт на дорожном покрытии через плотину Жигулевской ГЭС (970 и 971 км). Хотя и обещали. Точнее, ремонт дороги был перенесен с мая на третью декаду июня. Но ремонта не было. Не состоялось в июне и открытие Волжского (Климовского) моста. Значит, возможно, «ТН» оказался прав, предполагая, что открытие платной трассы «Обход Тольятти» с мостовым переходом через Волгу и ремонт трассы М-5 были запланированы как два взаимосвязанных события (читайте «ТН» № 18 от 20 июня «Какой нам прок от платной дороги, проходящей мимо Тольятти?»)?
Однако откладывать далее ремонт дорожного покрытия на мостовом перекрытии через Волгу в районе ГЭС невозможно. И это очевидно: асфальт буквально вспучило еще до наступления аномальной жары, а высокие дневные температуры еще больше усугубили разрушение. И ремонт начали 8 июля. При этом устранение свыше ста недочетов на свежепостроенном мосту, входящем в платную трассу «Обход Тольятти», видимо, требует достаточно долгого времени. Словом, открытие обхода Тольятти отложено на неопределенное время. В компании, которая будет эксплуатировать первую платную дорогу в Самарской области, сообщают следующее: «В настоящее время завершаются строительно-монтажные работы. Мы дополнительно проинформируем о запуске движения».
КОЛЕБАНИЯ КОНЦЕССИИ
Между тем стало известно, что власти Самарской области изменили максимальный размер платы концессионеру платной трассы «Обход Тольятти». Случилось это после назначения в наш регион врио губернатора Вячеслава Федорищева. До этого последний раз стоимость концессии менялась в ноябре 2023-го в сторону увеличения – с 60,9 млрд рублей до 75,2 млрд. А с приходом врио стоимость снизилась на 700 млн рублей. Сумма приличная.
В настоящее время максимальный размер платы концессионеру установлен на уровне 74,52 млрд рублей. Постановление Правительства Самарской области «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 04.05.2021 № 268 «О реализации Концессионного соглашения о создании (строительстве) и эксплуатации автомобильной дороги «Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» подписано 18 июня 2024 года. С чем это связано, информация не разглашается. Может быть, с тем, что только на мостовом переходе не устранено до сих пор порядка 100 замечаний, которые специалисты Стройконтроля и Технадзора выявили по итогам обследования недостроенного объекта? Или по какой-то другой причине?
При этом размер компенсации дополнительных расходов по концессионному соглашению, выплачиваемой из средств бюджета Самарской области с 2024-го по 2037 год, увеличился на 86 млн рублей – до 5 551 099 548,62 руб.
Из постановления следует, что расходные обязательства осуществляются самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на соответствующий финансовый год министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области как главному распорядителю бюджетных средств.
ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕТ?
Согласно новому решению властей, плата концессионеру должна будет вноситься по частям ежегодно до 2030 года включительно, начиная с 2024-го. В текущем году бюджет Самарской области может заплатить 10,282 млрд рублей, в 2025-м – 11,078 млрд, 2026-м – 10,891, 2027-м – 11,206, 2028-м – 11,461, 2029-м – 10,575, в 2030-м – 9,021 млрд рублей. «Может заплатить» потому что, как объясняет нашему изданию концессионная компания «Обход Тольятти», плата концедента (правительства Самарской области) выплачивается в том случае, если концессионер не достиг значений плановой выручки, согласованной сторонами. С официального на русский: если большинство автомобилистов вдруг не захотят пользоваться платной трассой и предпочтут толкаться на мосту Жигулевской ГЭС, то правительству Самарской области придется компенсировать АО «Концессионная компания «Обход Тольятти» издержки на строительство платной трассы. И напомним, что к строительству приступили на основе фейковых расчетов трафика на обходе – 39 000 автомобилей в сутки. На самом деле расчеты никто не проводил. При этом компания, выигравшая тендер, была. Ее руководитель уже отбывает наказание. А областной министр транспорта, долгое время остававшийся словно под тефлоновым покрытием, арестован в июне 2024-го.
«И вот на основании цифр с потолка федеральный центр принял решение о необходимости строительства моста (второго по стоимости после Крымского), якобы для того, чтобы дорога Москва–Самара сократилась с 16 часов в пути до 8», – сообщал «ТН» в прошлом номере. Сотрудники пресс-службы АО «Концессионная компания «Обход Тольятти» нас поправили и указали, что «решение принималось о строительстве не моста, а дороги длиной 99,3 км. В состав дороги вошли 3 транспортные развязки, Волжский мост длиной 3,7 км, а также 38 путепроводов и мостов меньшей длины». То есть согласно правкам от АО «КК «Обход Тольятти», получается, что на основании цифр с потолка федеральный центр принял решение не о строительстве моста, а о необходимости строительства дороги длиной 99,3 км, в состав которой вошли 3 транспортные развязки, Волжский мост длиной 3,7 км, а также 38 путепроводов и мостов меньшей длины? Это если мы всё правильно поняли. На этот раз.
КСТАТИ
Концессия по строительству обхода Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу завоевала национальную премию в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА» по итогам 2019 года. Проект был отмечен в номинации «Лучший проект в сфере автомобильных дорог». Торжественная церемония состоялась в рамках Российской недели государственно-частного партнерства. Премия была вручена губернатору Дмитрию Азарову. Теперь уже – бывшему.
СКОЛЬКО-СКОЛЬКО?
Концессионеры также поправили нашего журналиста относительно окончательной цифры затрат на строительство «Обхода Тольятти». «ТН» написал, «по разным данным, «Обход Тольятти» обошелся от 180 до 200 млрд рублей». В АО «КК «Обход Тольятти» назвали цифры недостоверной информацией. И сообщили, что «совокупная стоимость капитальных затрат на создание проекта «Обход Тольятти» составила 140 млрд рублей. Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств холдинга «Автобан», банковских кредитов, инфраструктурных облигаций «ДОМ.РФ», а также вложений от федерального и регионального бюджетов».
Но мы не ссылались на официальные цифры! По мнению автора и «разным данным» различных источников, фигурируют указанные «ТН» цифры. И потом, мы не видели смет на строительство обхода, потому не можем верить на слово, что на строительство было затрачено 140 млрд и ни рублем больше. Уж не запросить ли нам сметную документацию в АО «КК «Обход Тольятти»?
Что же касается разрешенной скорости передвижения по платной трассе «Обход Тольятти», наш автор указал, что «разгоняться на обходе можно будет до 120 км в час». Но сотрудники пресс-службы АО «КК Обход Тольятти» указали редакции, что «это неверно». Каким именно образом скорость движения по магистрали «вводит в заблуждение читателя» и наносит вред проекту «Обход Тольятти» и его участникам, мы так и не поняли. Возможно, речь идет о каком-то конкретном читателе с конкретной фамилией. Специально для этого читателя указываем: максимальная разрешенная скорость движения по автомагистрали составляет 110 км в час. Правда, если кто-то по этой магистрали будет двигаться со скоростью 129 км в час, оштрафован он всё равно не будет.
Ольга БАРКАЛОВА
P.S. Какая же выгодная штука эта концессия! Выгодная, естественно, для концессионера – АО «КК «Обход Тольятти». Если автомобилисты не будут платить за проезд по ней, вдруг им не понравится пользоваться трассой «Обход Тольятти», то плату внесет Самарское правительство за счет налогоплательщиков, в том числе тех же автомобилистов. Однако платить всё же будут и автомобилисты, и бюджет Самарской области, поскольку в некоторых временных рамках АО «КК «Обход Тольятти» (концессионер) наверняка не достигнет значений плановой выручки, согласованной сторонами. Вот, например, в третьем квартале 2024 года плановая выручка концессионера составляет 3 605 356 539,06 руб., и для того чтобы ее достичь, платной трассой должны воспользоваться за сутки как минимум 45 тыс. различных автомобилей.