Вы сейчас просматриваете Вазовская «морзянка»

Вазовская «морзянка»

  • Автор записи:

Размышления вслух

ЛЕТОПИСЦЫ

История предприятия «ВАЗ» насчитывает почти 58 лет. Срок немалый. Есть что рассказать, чем поделиться. Как водится, у богатой истории всегда есть свои летописцы. Еще в 1969 году была основана газета «Волжский автостроитель», которая освещала жизнь вазовцев и работу предприятия. Строительство и развитие автогиганта нашло отражение не только в заводской многотиражке, но и в книгах. Они были написаны многими очевидцами и участниками событий. С темой тольяттинского автозавода связаны десятки научных монографий, тысячи дипломных работ, диссертаций.

29 декабря 2015 года вышел последний номер прежнего варианта «Волжского автостроителя». Федеральный закон «О средствах массовой информации» запретил юридическим лицам с иностранным участием осуществлять деятельность в области СМИ. АВТОВАЗ, принадлежавший альянсу Renault–Nissan, отказался от содержания газеты. 80% медиахолдинга «Лада-Медиа» было продано областной государственной телерадиокомпании «Губерния», которая также отказалась от содержания издания. В принципе, к тому времени с объективной и скрупулезной историографией Волжского автозавода было покончено.

В ноябре 2017 года «Волжский автостроитель» вновь стал издаваться, но уже как некий политический рупор. Газета была зарегистрирована не как печатный орган автогиганта, а как СМИ в составе медиахолдинга ООО «Лада-Медиа», которым руководит Ирина Денисова – супруга депутата гордумы от «Единой России» Александра Денисова. Подозреваем, что «Волжский автостроитель» был воскрешен из небытия в связи с предстоящими выборами в Тольяттинскую городскую думу: нужно было как-то подать тольяттинцам Елену Сазонову и других вазовских кандидатов от «Единой России».

Сегодня основным источником информации о предприятии является лишь несколько разрозненных групп в социальных сетях без упоминания официальной связи с автозаводом. Однако видео для этих каналов снимаются всё теми же репортерами телеканала Тольятти 24 (ООО «Лада-Медиа»).

Пропаганда В СТОЛОВОЙ

Лет пять назад в столовых предприятия были установлены видеомониторы, на которых начали транслировать ролики из паблика «На заводе». Их содержание больше соответствует пропаганде в самом одиозном смысле данного слова.

Каждый ролик рассказывает об отдельном событии, факте, а в целом их информация направлена на формирование у рабочих ощущения того, какие блага дает им руководство завода. При этом почти всегда сюжеты насыщены фактами, которые рабочий, как правило, не сможет проверить самостоятельно, даже если очень захочет.

Так, слесарь с главного конвейера никогда не поймет, насколько удобнее (на самом деле – как раз наоборот!) работникам склада стало работать в новой программе отгрузки. Сварщик никогда не догадается, что контейнеры в видео, показанные крупным планом, выставлены с нарушением техники безопасности. Маляр не узнает, что внедренные новшества на линии сборки двигателей на самом деле только добавили работы контролерам.

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ И ДУМАЙТЕ О ХОРОШЕМ

Рабочие говорят, что от лицемерия, которым сквозит видеосюжет про корпоративный университет, у них пропадает аппетит. Вот, например, ролик, размещенный на страничке в «ВКонтакте» начинается словами: «15 февраля 1967 года был подписан приказ генеральной дирекции строящегося автозавода об организации курса шоферов…» И умалчивается, что в 2017 году десятки водителей-испытателей, которые в том числе начинали свой путь с этих курсов, были против их желания уволены в ходе массовых сокращений!

Видео, рассказывающее, каким гибким навыкам обучают начальников в «школе менеджеров», у рабочих тоже «вызывает тошноту». В сюжете сообщается, что «школа менеджеров» обучает навыку публичных выступлений, но, конечно, умалчивается о том, что вместо слов «я задерживаюсь», «я опоздал» топ-менеджерам рекомендуется говорить «спасибо, что подождали». Не узнают рабочие, обедающие в столовых, что их руководителям «школа менеджеров» настойчиво рекомендует не сближаться с работниками. Нужно, дескать, держать дистанцию… На всякий случай. Вдруг понадобится поступить не по-дружески. Впрочем, в самом ролике вообще нет никакой конкретики. Из сюжета можно предположить, что вместо того, чтобы работать, начальство весело проводит время в кругу себе равных.

МИФОТВОРЦЫ? ЛГУНЫ?

Видеосюжет про день памяти Полякова можно показывать начинающим журналистам как отличный пример передергивания фактов и манипуляции сознанием. В репортаже ветеранами завода почему-то названы нынешний директор предприятия Михаил Соколов, отработавший на заводе без году неделя, глава города Николай Ренц. Да и присутствие в сюжете депутата губдумы Владимира Бокка, о делах и попытках «спасти ВАЗ» которого ничего не известно в Тольятти, тоже вызывает недоумение.

У многих моих знакомых, посмотревших ролик, создалось впечатление, что АВТОВАЗом управляет партия «Единая Россия». Слова же о первом директоре предприятия, орденоносце, прошедшем Великую Отечественную войну, награжденном орденом Ленина Полякове, как об «иконе» и человеке, который «видит всё сверху», просто коробят. Раздражают и постоянные аллегории о преемственности и непрерывности связи нынешнего руководства с прошедшей эпохой, с событиями времен советской страны. Ведь любой мало-мальски грамотный человек понимает: никакой связи между нынешними менеджерами-капиталистами и прошлыми управленцами-социалистами нет!

И никто из нынешнего руководства в роликах отчего-то не вспоминает о продаже акций предприятия, построенного на энтузиазме советского народа, альянсу Renault–Nissan, о десятках тысяч уволенных с 2016-го по 2018 год, о закрытии ряда подразделений предприятия. О том, как при французском руководстве росли цены на авто, как они растут сейчас. О том, как незавидна стала доля человека труда при капитализме…

Вот и получается, что связь поколений в истории автогиганта не непрерывная, а пунктирная, порой штрихпунктирная. Вот такая вазовская морзянка.

Ринат ТАКТАРОВ

Комментарий

Григорий Басистый, председатель профсоюза «МОЛОТ»:

– Каждый рабочий знает свои инструкции, технологический процесс, требования техники безопасности. Всем премудростям учим человека при вступлении в профсоюз. Но сегодня этого уже мало. Работодатель, ресурсы которого неподконтрольны рабочему, прибегает к более тонким и изощренным манипуляциям. Он может заказать лживые ролики на ТВ и крутить их сколько и где угодно, издать свою газету, воспевающую себя любимого, и обязать мастеров и бригадиров распространять ее бесплатно. Зачастую работнику просто невозможно разобраться в подобных нюансах, проверить данные и опубликованные материалы. Те же рабочие инструкции он вправе запросить только по своей специальности. Вступление в профсоюз, общение с рабочими других цехов, производств дает рабочему более полную картину о жизни предприятия, что в свою очередь позволяет не быть одурманенным ежедневными трансляциями корпоративных пабликов, лживыми баснями и слащавыми речами со страниц заводской газеты.