Вы сейчас просматриваете Рыба есть. Но не про нашу честь

Рыба есть. Но не про нашу честь

  • Автор записи:

Эта странная экономика

Россия – самая богатая водными ресурсами страна. В ней множество морей, рек, озер. Следовательно, богата наша страна и рыбой. Согласно официальной информации, с каждым годом российские рыбаки добывают рыбы всё больше и больше. Но при этом ее потребление внутри страны падает. Почему? Попробуем ответить.

МОРСКАЯ ДЕРЖАВА

Морская акватория России составляет около 8,6 млн кв. км, или 2,4% всей площади Мирового океана. Территорию нашей страны омывают аж три океана (из пяти) – Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий. И двенадцать морей (шесть из них относятся к акватории Северного Ледовитого океана и по три моря к акватории Атлантического и Тихого океанов). 13-е море внутреннее, это Каспий. Протяженность береговой линии всех 13 морей составляет порядка 61 тысячи километров (а если быть точнее, то 60 985 км).

Словом, морей у России множество. И конечно, в каждом есть рыба. Много рыбы. Россия ежегодно добывает около 5 млн тонн морских биоресурсов, в том числе 4,7 млн тонн рыбы. Если разделить ежегодный улов на количество российского населения, то получается в среднем на каждого россиянина 32,4 кг. За вычетом костей и потрохов остается 22,5 кг чистой рыбы на душу населения! Цифры очень хорошие: Минздрав рекомендует потреблять 22 кг в год, среднемировые показатели еще ниже – 20 кг. Однако, по данным руководителя Информагентства по рыболовству Александра Савельева, реальное потребление даже с учетом импортной рыбы за последние три года упало с 24 до 12 кг.

ОТ МИНТАЯ ДО КРАБОВ

Больше всего у нас добывают минтая – 1,83 млн тонн, или около 40% от всей рыбы. В советское время минтай стоил 40 копеек за килограмм и занимал достаточно большую долю в пищевом рационе среднестатистического советского человека. И сегодня минтай считается одним из самых дешевых и популярных видов рыбы. Кроме того, минтай используется как сырье для производства крабовых палочек и других продуктов. Минтай весьма полезен, в нем содержится йод, хром, кобальт, а также витамин А, которым особенно богата печень минтая. В природе рыба обитает в северных холодных водах (не выше 9°С), большими стаями, на глубине 200–300 м. Питается планктоном и мелкой рыбой.

Если для России главной промысловой рыбой является минтай, что для жителей многих европейских стран – это треска. У нас ее вылавливают 0,48 млн тонн. В Норвегии, например, настоящий культ этой рыбы. Ей даже установлен памятник. Высушенная треска может долго храниться и не портиться. Такой продукт представляет собой концентрированный источник белка. В то же время печень трески является источником рыбьего жира. Треска – хищная рыба. Главный ареал ее обитания приходится на северо-восточную Атлантику.

Тихоокеанской сельди вылавливают 0,40 млн тонн в год. Это крайне важная рыба для многих стран, промышляющих в северной части Тихого океана. Самый богатый йодом и жиром вид рыб – сельдь. Соленая сельдь – один из самых популярных продуктов в России.

Годовой вылов сардины иваси составляет 0,31 млн тонн. Иваси из-за внешнего сходства ошибочно относят к сельди. В советских магазинах так и писали на ценниках: «сельдь иваси». Данная рыбка – тоже один из самых популярных продуктов в СССР, особенно в консервированном виде. Важнейший источник жирных кислот Омега-3. Обитает в морях на Дальнем Востоке.

Еще одна относительно доступная рыба – скумбрия, ее годовой вылов – 0,23 млн тонн. Скумбрия – это источник энергии, многих полезных макро- и микроэлементов. Скумбрию ценят за небольшое количество костей и за высокое содержание жиров в диетическом мясе этой рыбы, которое позволяет жарить рыбку без добавления масла. В природе скумбрия предпочитает теплые воды и небольшую глубину. Постоянно находится в движении, питается планктоном.

Путассу северная – 0,18 млн тонн в год. Пожалуй, самая доступная сегодня по цене рыба. Небольшая, с непропорционально большими глазами, что отпугивает некоторых покупателей, но при этом рыба имеет нежное и вкусное мясо. Служит не только объектом промысла людей, но и кормом для многих видов рыб и млекопитающих.

Горбуша – 0,17 млн тонн. Самый распространенный и быстрорастущий из тихоокеанских лососей. Горбуша имеет достаточно высокие вкусовые качества и богата питательными веществами. Отличается исключительно высокой адаптивностью к условиям внешней среды, благодаря чему активно расселяется и захватывает новые ареалы обитания.

Кальмары – 0,12 млн тонн. Главный объект промысла среди морских беспозвоночных. В пищу используются тушка и щупальца.

Камбала дальневосточная – 0,09 млн тонн. Ценная промысловая рыба, ведущая придонный образ жизни. Достигает до 1 м в длину и 4 кг веса. Мясо по вкусу напоминает курицу.

Столько же, сколько и камбалы, добывают крабов – 0,09 млн тонн. Мясо крабов богато протеинами, а также обладает рядом полезных медицинских свойств. Только до стола многих россиян не доходит, в том числе из-за дороговизны.

Другими важными объектами российского промысла являются: пикша, кета, атлантическо-скандинавская сельдь, килька, навага, ставрида и др.

НЕТ РЫБНЫМ ЧЕТВЕРГАМ

Словом, рыбы и морепродуктов у нас добывают много, причем разных видов. А когда последний раз была рыба на вашем столе? Хорошо, если в прошлый четверг. Советские рыбные четверги памятны многим. Они позволяли кормить детей в садах и школах рыбой хотя бы раз в неделю. Сейчас школьников кормить рыбой практически перестали. Да и мнение о рыбных четвергах изменилось. Глава государства во время прошлогоднего совещания с правительством на предложение губернатора Камчатского края вернуться к практике рыбных четвергов сказал, что рыбные четверги в СССР были введены из-за нехватки мяса в стране. «Я не думаю, что тогда решения соответствующих властей были продиктованы желанием выполнить рекомендации Минздрава и сбалансировать питание советских граждан. Скорее всего, это было вызвано нехваткой мясных продуктов в торговых сетях, и производство их было недостаточным», – так ответил на предложение губернатора Камчатки Путин.

В 1986 году вылов рыбы в РСФСР составлял в два раза больше нынешнего – 8,5 млн тонн. В советское время Владивостокский морской рыбный порт, по словам советника генерального директора ОАО «Владморрыбпорт» Дмитрия Легкого, ежегодно принимал не менее 1,1 млн тонн рыбы, сегодня же – всего 350 тыс. тонн.

Столь очевидная разница объясняется тем, что при плановом социалистическом хозяйстве скорость перевалки даров моря была гораздо выше, чем сейчас. Мороженая рыба прямо с судна по нескольку тысяч тонн грузилась в поезд. И тут же уезжала куда-нибудь в глубь страны, где распределялась по торговым сетям. Сегодня заказчиком ОАО «Владморрыбпорт» являются коммерческие компании: берут вагонами, контейнерами, которые иногда формируются несколькими позициями, с нескольких судов. Логистика сильно усложнилась. Требуются холодильники для хранения рыбы на берегу. Старые советские скоро все выйдут из строя, а новые холодильники – это бывшие в употреблении китайские.

Приходится констатировать, что перевозка рыбы из морских портов в глубь страны требует специального транспорта и больших расходов, которые в конечном итоге сказываются на цене товара.

Еще одним фактором, существенно влияющим на рост конечной стоимости рыбы, является множество посредников в процессе ее реализации. Как правило, рыбаки не продают свой улов напрямую нам, потребителям, рыба проходит через множество посредников, каждый из которых добавляет свою наценку. В результате килограмм рыбы, особенно ценных пород, может от вылова до магазина накрутить 200–500%.

ТОВАР ВАЛЮТНЫЙ

Большая часть улова уходит на экспорт. В мурманском порту на аккуратные стейки разделывают треску, упаковывают и отправляют в Норвегию, Голландию и даже Бразилию. Неликвид отправляется в Москву и регионы. На Дальнем Востоке аналогично: лучшую рыбу отгружают прямо в море японцам, корейцам. Так что дорогущая деликатесная нерка с Камчатки в российских магазинах – на самом деле «второй сорт», отбракованный японцами.

Или вот был скандал с рыбой в Новгороде, сообщал источник «53 регион». Суть скандала в том, что Германия, оказывается, весь 2022 и 2023 год ЛИДИРОВАЛА по закупкам рыбы из Новгорода! В январе-феврале 2023-го из Новгородской области в Германию направили более 27 тонн рыбной продукции. Отмечается, что под контролем Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора на экспорт было отправлено две партии филе судака, трески и горбуши. А в 2022 году Германия была лидером среди стран – получателей продукции от новгородских компаний. Так, из Новгородской области в ФРГ было направлено более 560 тонн рыбной и морской продукции.

То есть Новгородская область снабжала рыбкой страну НАТО, которая поставляет сами знаете куда «леопарды» и прочую технику. И для чего поставляет, тоже знаете.

Это что получается? Мы их кормим рыбкой, зерном, даем им нефть, газ, поставляем титан, алюминий для самолетов и прочие ресурсы, а они нам в ответ разрабатывают …надцатый пакет санкций? Как это понимать?

Из 5 млн тонн рыбы, выловленной в прошлом году, больше половины уходит иностранцам – в Японию, Корею, Германию и прочим «друзьям». Причем уходит самая ценная, деликатесная рыба. Почему так? Да всё просто: рыбные воротилы-олигархи давно уже не граждане России: дома, счета, дети – все не здесь. Они там, где тепло, там у них и родина.

У бизнеса нет врагов и нет друзей. Он думает только о своей выгоде. Выгоднее продавать в Японию или Китай, значит, так и будут делать. Что им рыбный стол россиян! Главное – поменьше тратиться, побольше заработать.

Но ведь рыба, как и полезные ископаемые, – это ресурс страны, его национальное достояние. Куда идет прибыль от ее продажи? Куда-куда – в карман частнику! А чтобы платить меньше налогов, выручку проводят через офшоры. В итоге у нас и прибыли особо нет, и рыбная продукция не самого лучшего качества, да еще и цены на нее просто космос. Зато чьи-то карманы очень плотно набиты.

На масленичной неделе в СМИ прозвучал вопрос, почему это блинов с черной икрой у нас не едят. Мол, в царской России это было доступно чуть ли не каждому крестьянину… Да у нас и рыбы нормальной не едят. Даже волжской. За рубежом, особенно в Европе, население более платежеспособное, их евро за сто наших рублей стоит. Вот и уплывает туда рыбка!

Вместо Дикой рыбы аквакультура

В мире постоянно растет спрос на дикую морскую рыбу – как последний честный источник белка и жира. Например, за килограмм той же нерки японцы три года назад платили $5, а сейчас уже $10. Из-за падения курса рубля экспорт российской рыбы стал особенно выгоден. Ну и соответственно, особенно невыгодны поставки в глубь страны: у большей части российского потребителя денег на морские деликатесы всё равно не хватит. Потому вместо лучшей в мире дикой морской рыбы нас предпочитают кормить импортной, тоже не дешевой. Нам предлагают аквакультурную (выращенную в садках) семгу из Чили и с Фарерских островов. Или китайскую тилапию, морской язык, которую выращивают как в канализации – кормят пометом и навозом. В Китае ее продают по 2,4 руб. за килограмм. А у нас в сто с лишним раз дороже!

Можно ли не продавать рыбу на экспорт, а завернуть ее реализацию в глубь России? Рыбаки говорят, что сегодня это нереально без господдержки. К примеру, на Дальнем Востоке при вылове 70% всей рыбы живет около 5 млн человек – меньше 4% населения страны. Доставить до остальных 96% – значит заморозить, 20 дней везти по железной дороге, выгрузить в холодильники, развезти по торговым сетям. Зато прямо рядом, в 1 – 3 суток хода, гигантский рынок традиционных потребителей рыбы: Корея – 48 млн жителей, Япония – 128 млн и Китай – 1,5 млрд.

Значит, российским жителям есть морскую рыбу необязательно? Ну да, ведь при капитализме главное не люди, а деньги.

Между тем в пользу рыбы существует древняя китайская рекомендация-загадка: на двух ногах лучше, чем на четырех, на одной лучше, чем на двух, без ног лучше, чем на одной. На четырех ногах – это животные, а на двух – птицы, одна нога – у растений (в том числе грибы), без ног – рыбы. Это китайская пословица о том, что употреблять в пищу рыбу полезнее всего остального.

БЫЛ ЭКСПОРТ, СТАЛ ИМПОРТ

После августовского прошлогоднего совещания у президента было решено, что Правительство РФ приступит к реализации государственной программы по стимулированию потребления рыбной продукции, так как граждане страны едят ее в недостаточных количествах. Первым итогом стало то, что в действующую программу субсидирования железнодорожных перевозок социально значимых видов рыбной продукции к минтаю добавили горбушу. Благодаря чему в сети тольяттинских магазинов появилась рыба семейства лососевых по 200 руб. за килограмм. Но таких мер, конечно же, недостаточно.

Рыбаки рассказывают о том, что российским торговым сетям проще купить импортную продукцию. И самое обидное, что импорт – это зачастую бывший экспорт, то есть мы покупаем готовую продукцию, произведенную из нашей же рыбы. Самый большой оборот из компаний постсоветского пространства у белорусской «Санта-Бремор». Но в Беларуси вообще нет моря! Как тут не вспомнить и тольяттинские ярмарки, на которых представлялась продукция из Беларуси, в том числе рыбные балыки, икра и прочие деликатесы. Значит, это тоже все из российской рыбы?!

Кроме Беларуси, огромную долю позиций получает наш ритейл из Китая. Например, филе минтая, произведенное из… выловленной рыбы в России. Переработка добытых ресурсов – это, пожалуй, самое слабое место нашей страны. Дорожная карта возвращения российской рыбы в страну в том числе выражена стимулированием переработки – предоставлением инвестиционных квот на вылов. То есть рыбаку разрешается дополнительно добыть еще сколько-то тонн рыбы в обмен на обязательство построить перерабатывающий завод. Вот почему у нас появилось в продаже множество рыбных консервов о-очень разного качества.

НАМ ИВАСИ, ЗА БУГОР НЕРКУ

Недавно наш корреспондент приобрел баночку сардины иваси от «Доброфлота» за 99 рублей и был приятно удивлен качеством продукта. Много жирной и вкусной рыбешки оказалось в банке. Погуглив в Интернете про пользу сардины иваси, нашел много интересных фактов. Например, что Россия – чуть ли не единственная страна в мире, которая восстановила лов иваси традиционным способом, позволяющим сохранить ее потребительские качества. И что на вылов сардинки квоты от государства не требуются. Иваси – рыба с нежным жиром, если ловить ее тралом, она помнется и будет пригодна лишь для переработки в рыбную муку или жир. Иваси на 22% состоит из жира, из которого делают полезный фармацевтический препарат «Омега-3».

Когда СССР вылавливал 1 млн тонн иваси в год, японцы в той же акватории добывали 3 млн тонн. И почти весь объем шел у них на непищевые цели. Готовить из иваси вкусный продукт в свое время научились только советские технологи. Сохранить потребительские качества иваси можно, лишь перерабатывая ее в море. Если не обработать улов за 2-3 часа, он будет потерян – жир окислится, и дальнейшее использование иваси возможно лишь в технических целях…

Всё это интересно, и рыбка вкусная и полезная, оказывается. Обидно только, что нам – иваси, а за бугор – нерку, кижуч, осетра… Кому что по карману.

Погружался в рыбную тему Олег ВЕСЕЛОВ

КСТАТИ

САМОЕ РЫБНОЕ МОРЕ

Охотское море, без преувеличения, является главной сокровищницей российского рыболовства, которая дает около 40% всех биоресурсов. В год здесь вылавливают 1,87 млн тонн даров моря.

В Охотском море водится столько рыбы, что можно прокормить всю страну. Недаром это море считается одним из самых рыбных на Земле. Несмотря на то, что Охотское море – это фактически залив и внутреннее море России, но при этом омывает и берега Японии. Только вот японцы без нашего разрешения ловить рыбу там не могут. Хотя, как вы понимаете, браконьеров отлавливают каждый день. Японский остров Хоккайдо с севера омывается Охотским морем, но выходить в него больше чем на несколько километров японцам запрещено. Охотское море – это часть Тихого океана. Так получилось, что 8 лет назад Россия добилась от ООН права считать море собственным, поскольку континентальный шельф нашей страны проходит по его дну. С таким неопровержимым географическим фактом в итоге поспорить не получилось. Хотя нужно признать, что Охотское море фактически всегда принадлежало России.

Хочется надеяться, что в самое ближайшее время и нам удастся попробовать рыбу именно из Охотского моря. И по доступным ценам.