Вы сейчас просматриваете ТОСЭР – как много в этих буквах! А что по факту?

ТОСЭР – как много в этих буквах! А что по факту?

  • Автор записи:

Изнанка

Последние несколько лет ни один доклад главы города Тольятти Николая Ренца, министра экономразвития региона Дмитрия Богданова, да и самого губернатора Дмитрия Азарова не обходится без восхваления привлекательности региона для инвесторов, рассказов о создании новых предприятий и многомиллионных инвестициях. Но так ли всё хорошо, как живописуют чиновники? 

РЕЗИДЕНТЫ И ЛЬГОТЫ

Итак, чиновники много говорят про развитие экономики. Отдельно «топчутся» на теме «ОЭЗ Тольятти», технопарке «Жигулевская долина», а также ТОСЭР (ТОР). Если с первыми двумя худо-бедно понятно и даже визуально ощутимо: раньше был пустырь (а точнее – сельхозугодья), теперь что-то строится, запускаются какие-то предприятия. Но про отдачу от инвестиций приходится верить на слово, ведь в первую очередь инвесторы вкладываются в основные средства и технологии, что им и принадлежат. Но, повторюсь, визуально всё определимо. А вот с ТОСЭР все менее прозрачно.

Дело в том, что к территории ТОСЭР относится весь Тольятти, то есть потенциальный резидент может выбрать любое место дислокации. Статус резидента предполагает существенные налоговые преференции, предоставление муниципального участка земли по, скажем так, льготной цене аренды и без торгов. Обязанность резидента – вложить в предприятие не менее 20 млн рублей, создав не менее 25 рабочих мест. Не так уж и сложно. Учитывая, что 20 млн инвестиций могут включать в себя не только постройку собственно цехов, но и закупку оборудования, исходных материалов и т.п., да и 25 «новых» рабочих мест – невелика задача, тем более что такая численность должна быть достигнута не в момент получения статуса резидента, а к концу реализации проекта.

Поняв, какую выгоду можно получить, став резидентом ТОСЭР, этот статус начали получать не только вновь созданные компании и инвесторы из других регионов, но и вполне себе давно обосновавшиеся на тольяттинском рынке организации. Достаточно обратиться к сайту ТОСЭР, и среди списка резидентов мы увидим хорошо знакомые тольяттинцам – ООО МЦ «Виталонг-Клиника холода», ООО «КФ «СЛАСТИ», ООО «RUSKAT», ООО «АКОМ ИНДАСТРИАЛ», ООО «Мясокомбинат «Лада» и многие другие. Резиденты-пенсионеры, короче…

ЗАВОДИК НЕ СОСТОЯЛСЯ

И вот в связи с журналистским расследованием по… уборке снега наше издание наткнулось на некое ООО «ЛСК-ПЛАСТ», которое тоже имеет высокий статус (и положенные преференции и льготы) резидента ТОСЭР. Директором организации числится Сергей Лялин, а уставный капитал ООО равен минимально возможным 10 тыс. рублям, что уже странно для компании, запланировавшей инвестиции как минимум на 20 млн рублей.

Резидентом ТОСЭР компания стала еще в июне 2021 года с проектом «Запуск нового предприятия по производству изделий из пластмасс», срок реализации которого – сентябрь 2028 года. Как именно в течение вот уже трех лет реализуется проект, сколько создано рабочих мест и какое количество инвестиций вложено – информации об этом в открытых источниках мы не нашли. Поэтому с этими вопросами обратились в администрацию города, чтобы узнать, как администрацией осуществляется контроль реализации проекта, на что получили ответ: «Контроль за исполнением принятых на себя резидентом ТОР «Тольятти» обязательств осуществляется администрацией г.о. Тольятти в соответствии с заключенным соглашением об осуществлении деятельности в рамках ТОР «Тольятти».

Видимо, контроль попросту не осуществляется, и администрация Ренца не собирается вспоминать о существовании резидента ООО «ЛСК-ПЛАСТ» до пресловутого 2028 года. Иначе бы она знала, что на предоставленном ООО «ЛСК-ПЛАСТ» без торгов земельном участке за 2,5 года ровным счетом ничего не изменилось и ничего не возведено (разве что трансформаторная  подстанция). К такому выводу пришла наша редакция после поездки на данный участок (см. фото). Кроме снега, на территории не обнаружено признаков возведения промышленных объектов. А самое интересное, что на самом распространенном сервисе бесплатных объявлений мы нашли объявление о продаже права аренды данного участка за… 21 млн рублей (см. фото). В описании к объявлению приводится следующая информация:

ОБЪЯВЛЕНИЕ НА АВИТО

«Земeльный участок 29 021 кв. м, кадастровый № 63:09:0102155:570, Автозаводский район, пересечение ул. Tpaнспортной и ул. Бoрковcкой. Под размещение предприятия, своя KТП. Статус владения: аpeнда на время стрoительства, далее аpeнда 49 лет для эксплуатации здaния или пеpевод в cобcтвeннoсть. Aрeнднaя плата – 20 000 руб. в год!!! Объект включен в ТОСЭР: имеет значимые налоговые преимущества».

Вся изложенная выше история наводит нас на следующие умозаключения.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: БИЗНЕС НЕ ЗАДАЛСЯ

Первая версия, она же – самая простая: бизнес – дело рисковое. Что-то не сложилось у собственника и гендиректора ООО «ЛСК-ПЛАСТ» Сергея Лялина, поэтому приходится ему продавать «резидентурные наработки». Чтобы, как говорится, «хоть какие-то» средства отбить.

Эта версия имела бы все шансы на то, чтобы стать правдой, если бы не цена, которую продавец (видимо, сам Лялин) запросил в объявлении. 21 млн за право аренды земли на пересечении Tpaнспортной и Бoрковcкой – слишком дорого. Скорее всего, речь идет о продаже не только земли, но и самого бизнеса именно в рамках ТОСЭР, ведь если условный дядя Вася купит у Лялина земельный участок, зарезервированный под проект ТОСЭР, никто и никогда этому дяде Васе не позволит использовать резидентурную землю под другие нужды. И уж тем более – «перевести ее в собственность», как обещает объявление на Авито.

Если продавец обещает потенциальному покупателю возможность дешевой аренды на время строительства и другие плюшки, значит, речь всё-таки идет о продаже резидентуры ТОСЭР под видом продажи земельного участка. А это уже наталкивает нас на следующую версию…

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: КУПИ-ПРОДАЙ!

Вторая предполагаемая причина объявления – возможно, появление ТОРов спровоцировало появление в Тольятти (а может быть, и в регионе и стране) нового способа «заработка».

Итак, в Тольятти есть ТОР, который, как мы уже писали, дает его резидентам значительные налоговые и другие преференции (например, возможность не быть проверяемым местными органами власти). Однако стать резидентом ТОР все же не так просто. Необходимо разработать проект, презентовать его на комиссии, найти подход к принимающим решение чиновникам и т.п. Подобных знаний и возможностей не у всех хватает. Зато существуют инвесторы, которые привыкли приходить на всё готовенькое, разом решая все оргвопросы простым вливанием денег.

И вот получается: некто Петров создал юрлицо, подготовил проект, презентовал, обратился в нужные органы за статусом резидента, приобрел его, а затем перепродал уже готовую резидентуру некому Сидорову – то есть тому, кто не хочет заниматься бюрократией, но зато имеет большой объем свободных средств.

Насколько эта схема законна – пусть выясняют правоохранители. Мы же хотим обратить внимание на то, как подобная схема дискредитирует всю систему ТОР. Ведь получается, что некие лица выступают «прокладками» между государством и реальными инвесторами?

ПОТЁМКИНСКИЕ ТОСЭРЫ

При любом раскладе мы имеем дело с пусканием пыли в глаза и созданием имиджа востребованной инвесторами территории, невзирая на имеющиеся огрехи. Данную публикацию мы начали с рассказа о том, что во всех докладах самарско-тольяттинских чиновников «наверх» обязательно присутствует раздел о «колоссальных» инвестициях и очереди из желающих стать резидентами. Ведь когда создавались эти самые жигдолины, экономические зоны и ТОСЭРы (ТОРы), чиновники доказывали, что они дадут необходимый рывок экономике. И теперь чиновникам нельзя отступать от риторики, даже если реальность и заявленные показатели не соответствуют друг другу. Поэтому возникают вот такие своеобразные инвестиционные проекты, как резидентура в ТОСЭР ООО «ЛСК-ПЛАСТ», которые живут исключительно на бумаге – сначала у местных чиновников, затем они перетекают в доклады региональных властей, а там плывут в прекрасное далеко федеральной повестки. Ведь из Москвы никто не приедет проверять каждое ООО, получившее статус резидента. К сожалению…

Ольга СОТНИКОВА