Вы сейчас просматриваете СТРАШНЕЕ ОГНЯ – нарушение техники безопасности

СТРАШНЕЕ ОГНЯ – нарушение техники безопасности

  • Автор записи:

КРУГОМ БАРДАК?

Оказывается, тольяттинские пожарные рискуют жизнью и здоровьем не только во время тушения пожара, но и находясь на работе, в пожарной части. Происходит это оттого, что некоторые противопожарные части (а может быть, и все?) не обеспечиваются должным оборудованием и оснащением, а также в них не соблюдаются элементарные правила техники безопасности. Об этом «Тольяттинский навигатор» узнал от активистов профсоюза «Молот» Кирилла Климкина и Александра Степанова, создавших осенью 2021 года в пожарно-спасательном отряде № 30 первичную ячейку.

ОДНИМ СЛОВОМ – ВОЛОКИТА

«ТН» уже рассказывал о том, что в пожарно-спасательной части № 146, которая входит в состав пожарно-спасательного отряда № 30 и создана для обеспечения пожарной безопасности в Ставропольском районе Самарской области, создана ячейка независимого профсоюза «МОЛОТ». В статье под названием «Спасая спасателей» (от 24 ноября 2022 года) мы писали, что профсоюзные активисты Кирилл Климкин и Александр Степанов с помощью профсоюза «МОЛОТ» оспаривают в суде результаты специальной оценки условий труда (СОУТ), согласно которой условия работы пожарных в их части (да и не только в их, а по всей Самарской области) признаны не опасными, а просто вредными. От этого зависят размер выплат за «вредность», число дополнительных дней к отпуску, стаж для выхода на пенсию. При этом работа как была опасной, сопряженной с риском для жизни, так и осталась.

Подав сразу четыре иска, членами профсоюза были охвачены почти все специальности и рабочие места в пожарной части. Но судебный процесс затянулся. Пожарным было отказано объединить иски в один, а затем дела откладывались, переносились, затребовались дополнительные документы, судьи уходили в отпуск… Так прошел год.

Решение суда до сих пор не вынесено. Складывалось впечатление, что каждый судья ждал, какой же шаг сделают его коллеги. Ситуация изменилась после того, как дело получило огласку на уровне правительства. Депутаты-коммунисты городской думы прошлого созыва направили обращение в правительство Самарской области. С тех пор проволочек стало меньше. А суды стали назначать экспертизу по каждому рабочему месту, по которым были поданы иски. Но на экспертизы нужно время. Тем более что министерство труда, которое проводило СОУТ, вдруг стало требовать дополнительные документы, которые до этого его (министерство), видимо, не интересовали, а работодатель ожидаемо попросил время на их подготовку. Судебная волокита в действии…

И вот мы вновь встретились с пожарными-активистами. Оказалось, что позитивных изменений в их части пока произошло немного.

ЗАЩИТА НЕ ЗАЩИЩАЕТ?

Наверное, никто не станет оспаривать утверждение, что работа пожарных опасна и трудна. Что при тушении пожаров эти люди рискуют своим здоровьем, жизнью. Ведь коварен не только сам огонь, но и дым, содержащий вещества, которые способны вызвать удушье и отравление. Убийственными могут быть падение балок или деревьев, обрушение кровли… Словом, угрожает жизни и здоровью пожарных множество факторов.

Что же способно защитить их? Правильно – средства индивидуальной защиты (СИЗ). Тем более что постоянно развивающийся технологический процесс вносит свои коррективы и в СИЗы для пожарных и спасателей. Так, были приняты новые ГОСТы для шлемов (касок), сапог пожарных, которые наделили данные средства защиты большей степенью надежности и огнеупорности. Новые ГОСТы на шлемы для пожарных, одежду и сапоги приняты, к слову, еще четыре года назад (!), в 2019-м. Вот только пожарные из части № 30 до сих пор вынуждены использовать каски, в которых можно тушить лишь пожары в полях, где нет риска, что на голову упадет горящее дерево, балка или часть перекрытия.

То же с сапогами. По ГОСТу 2019 года сапоги пожарных могут держать без вреда более высокую температуру, нежели те сапоги, которые вводил ГОСТ 2009 года. Но более огнеупорными сапогами пожарных начальство не обеспечивает. Ведь это же дополнительные затраты!

Рассказывает пожарный Александр Степанов:

– Каски, которые мы надеваем на пожар, предназначены лишь для тушения природных пожаров, и то не в лесу, а в степи или в поле. Еще такими касками, согласно ГОСТу, оснащаются спасатели добровольных и волонтерских отрядов. Но мы не добровольцы, не волонтеры! Мы – служащие государственного противопожарного подразделения! Мы бываем в самом пекле, значит, у нас должны быть каски, которые смогут защитить нас и от огня, и от удара!

После того как мы, члены профсоюзной ячейки, подняли этот вопрос, каски, необходимые согласно ГОСТу, прибыли в пожарную часть. Аж целых 12 штук. В части – 142 человека. Получили их начальник части, начальники караулов, командиры отделений… До рядовых пожарных новые каски не дошли.

Материальное обеспечение поступает в части из центра – Государственного казенного учреждения «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций Самарской области». «Тольяттинский навигатор» подозревает, что подобная ситуация складывается во всех пожарно-спасательных частях нашего региона!

– К нам в часть недавно приезжали проверяющие, и я поставил перед ними вопрос обеспечения «правильными» касками, – продолжает тему водитель-пожарный и председатель профсоюзной ячейки Кирилл Климкин, – на что мне было отвечено: «Да ладно! И эти защищают».

Автомобили – отдельная тема. тема нарушений

«А что с транспортными средствами?» – закономерный вопрос, который также возник во время беседы с пожарными-активистами.

Оказалось, что ситуация такая же плачевная. И как нам объяснили пожарные, надо понимать, что износ пожарной машины – колоссальный.

– Колоссальный, потому что мы ездим не только по асфальтированным дорогам, часто по сельским направлениям – где ямы и ухабы, – говорит Кирилл Климкин. – Потом нужно учесть, что пожарные машины работают в агрессивной среде – с повышенной влажностью и температурой. Ржавеет и разрушается металл очень быстро. Амортизационный срок транспортных средств составляет 10 лет, а потом должен быть капремонт.

Словом, срок эксплуатации пожарных машин, как с лифтами в многоэтажках, – пока все ресурсы не выжмут, замены не будет. Сейчас в части два автомобиля 2012 и 2013 годов. И, по словам Кирилла Климкина, в части уже был такой случай, когда сразу оба автомобиля оказались неисправными. Пришлось заимствовать транспортное средство в другой части. За ним ездили на другую сторону Волги! Хорошо еще, что обошлось: пожаров за это время не случилось.

Вообще, скорость приезда пожарных на борьбу с огнем во многом зависит от исправности машины. За это, оказывается, тоже отвечает пожарный, точнее водитель-пожарный. Но отвечает лишь потому, что начальство повесило на него эту обязанность – без доплат и должностных инструкций.

Рассказывает Кирилл Климкин:

– Самое распространенное нарушение, которое происходит в нашей части, – это то, что нас заставляют ремонтировать автомобили. Это первейшее нарушение техники безопасности! Ведь отдельные виды ремонта – как, например, замена тормозных колодок, – согласно правилам охраны труда, необходимо производить в специально оборудованных мастерских, и уж точно это делать должны не водители пожарных автомобилей после борьбы с огнем. Получается, что руководство пожарной части и вышестоящее начальство попросту экономят таким образом. Ведь нам за это не доплачивают! Просто говорят: «Иди и делай!»

ПЕНЁК ВМЕСТО КОЗЕЛКА!

Или вот замена колеса – да, это обязанность водителя. Но как это происходит! Всем известно, что пожарная машина – это не легковой автомобиль. Пожарная машина весит 17 тонн, и для того чтобы безопасно поменять колесо, существует специальный набор действий. Он подробно описан в инструкции по охране труда при работе с домкратом. Пункт 3.11: «Не допускается работать и находиться под транспортным средством, приподнятым домкратом, без установки специальных страхующих подставок (козелков)». А в пункте 3.1.11 четко говорится, как нужно пользоваться домкратом: «При вывешивании транспортного средства с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо».

– У нас вместо козелка с самого основания части используются… пеньки, – говорит Климкин. – Да-да, обычные деревянные пеньки! Что может случиться, если, не дай бог, пенек не выдержит и расщепится?! Страшно представить! Таким образом, и при замене колес мы, водители, постоянно рискуем своим здоровьем, а то и жизнью.

Скажите, а кто будет виноват, если подобное случится? Наверняка сам водитель, потому как это он нарушает технику безопасности. Его начальник в данном случае легко может ускользнуть от ответственности, заявив, что водитель сам нарушил технику безопасности.

– Домкраты не проходят необходимых испытаний, которые подтверждали бы их исправность, – продолжает Климкин. – Проверочные бирки на домкратах отсутствуют! То есть мы меняем колеса на 17-тонной машине неизвестно чем! Более того, маленький домкрат недопустимо использовать для транспортных средств массой более 10 тонн.

ВОПРОСОВ МНОГО. БУДУТ ЛИ ОТВЕТЫ?

Активисты профсоюза «МОЛОТ», собрав все нарушения, поставили в известность свое руководство о том, что обратились в Государственное казенное учреждение «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций» со следующими вопросами: 1. Должен ли личный состав пожарно-спасательного отряда обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, соответствующими действующему ГОСТу? 2. Может ли руководство ГКУ «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС» в лице В.И. Исаева гарантировать безопасность личного состава при выполнении должностных обязанностей, если выдаваемые средства индивидуальной защиты не соответствуют действующему ГОСТу? 3. Обязан ли работник выполнять свои должностные обязанности, если выдаваемые ему средства индивидуальной защиты не предназначены для выполнения всех своих обязанностей и не соответствуют действующему ГОСТу?

Редакция газеты «Тольяттинский навигатор» также направила запрос в Государственное казенное учреждение «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций» по Самарской области. В нем мы спрашиваем первых лиц региона, отвечающих за безопасность жителей, почему личный состав противопожарных частей не обеспечивается надежными СИЗ, а пожарные части – необходимым оборудованием и оснащением, а также кто ответственен за то, что в частях не соблюдаются требования техники безопасности?

Надеемся получить внятные и подробные ответы.

Записал Игорь МУХИН