Вы сейчас просматриваете История о том, как пенсионер судился против системы

История о том, как пенсионер судился против системы

  • Автор записи:

Соцзащита или соцнападение?

Сейчас модно, когда первые лица государства рассуждают с экранов телевизоров о применении новейших технологий на службе страны. Мол, электронный документооборот и другие «чудеса» техники и электроники позволяют чуть ли не автоматически предоставлять льготы и субсидии нуждающимся с минимальным участием последних в этом процессе. Здорово? Еще как!

Но давайте выключим телевизор и вспомним, что на деле у нас в России очень часто бывает всё наоборот. Вот и тольяттинский пенсионер в этом смог убедиться. Его борьба за справедливость довела до иска в суд на целое государственное учреждение…

Государство не обманешь

Виктор Георгиевич как ветеран труда РФ получает от государства компенсацию на оплату коммунальных услуг. И выплату этой компенсации государство тщательно контролирует: пенсионер получает ровно 50% от затрат на «коммуналку» именно за свою персону. То есть если в квартире прописаны три человека, то сумма ежемесячной платы делится на три и от этой суммы вычитается 50% компенсации. Всё четко и ясно. Обманывать себя государство не даст. Зато наоборот – бывает…

Так вышло, что несколько лет назад у нашего героя зарегистрированных членов семьи в квартире стало на одного меньше. О чем в октябре 2020 года Виктор Георгиевич уведомил свою управляющую компанию. Там же ему сообщили, что все необходимые данные в расчетной квитанции за ЖКУ, в том числе количество зарегистрированных, обязательно передаются в уполномоченное учреждение. И действительно, уже в следующем месяце платежка за коммунальные услуги пришла обновленная, на одного прописанного человека меньше.

Если теперь в квартире людей прописано меньше, значит, и компенсация ему, как ветерану труда, будет чуть выше? Простая ж математика. И в том, что новая считалочка будет применена автоматически, Виктор Георгиевич не сомневался. УК уведомил? Уведомил. В квитанции количество прописанных жильцов уменьшилось? Уменьшилось. Данные обязательно передаются? Передаются. Стало быть, всё в порядке, подумал ветеран труда…

Лично на поклон не пришёл – не считается

Но всё же небольшие сомнения по правильности начисления компенсации у пенсионера оставались. Некоторое время Виктор Георгиевич жил с ними, пока всё же не решился взять в руки калькулятор и пересчитать. Оказалось – не зря. Никакого перерасчёта своей компенсации на услуги ЖКУ он не получил: социальная защита как считала ему компенсацию исходя из трех человек, так и продолжала это делать!

К тому моменту, как пенсионер во всём разобрался, на дворе был уже май 2022 года. Виктор Георгиевич сразу направился к руководителю главного управления социальной защиты населения Центрального округа г. Тольятти Зинченко И.В. Обратился он с заявлением на перерасчет компенсации ЖКУ в период с ноября 2020 года по май 2022 года в связи с изменением количества зарегистрированных человек в квартире. Но ответ соцзащиты был отрицательным. Мол, с момента вашего обращения мы расчет изменим, а вот за прошлый период уже нет. Свой отказ учреждение мотивировало ссылками на пункты 13.1 и 15 Порядка назначения и выплаты компенсации ЖКУ из Постановления Правительства Самарской области № 7 от 2017 года. Согласно этому постановлению, пункт 13.1 гласит, что перерасчет компенсации происходит «с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в уполномоченное учреждение». При этом пункт 15 гласит, что уведомить службу соцзащиты нужно в течение 10 дней.

Автоматизация, электронный документооборот, современные технологии на службе народа – всё это, похоже, вода, которую льют чиновники из телевизора. По крайней мере, вероятно, так думают в соцзащите. И неважно, что данные в учреждение передаются и что у главного управления соцзащиты они точно были еще в 2020 году. Лично на поклон не пришел – не считается.

Интересно, а если бы, наоборот, количество зарегистрированных членов семьи увеличилось? Перерасчет был бы сделан автоматически?

С отказом не согласен

Стоит упомянуть, что как раз во время уменьшения числа жильцов в квартире Виктора Георгиевича он сам лежал в ковидном госпитале. И чудом выбравшись из него, у ветерана труда не было никакой возможности уведомить собес лично и вовремя. Потому мириться с отказом соцслужбы Виктор Георгиевич отказался.

Во-первых, у него имелась уважительная причина, которая не позволила ему обратиться за перерасчетом в срок. Но соцзащита не обратила на это внимание.

Во-вторых, ему точно известно, что управляющая компания передавала данные о количество проживающих в его квартире. Позже пенсионер выяснил, что передача данных регламентируется «Типовым соглашением об информационном взаимодействии» поставщиков ЖКУ с Минсоцдемографии СО и Главным управлением соцзащиты (Приказ Минсоцдемографии СО № 421 от 06.09.2016 года). Там же есть отдельный абзац, который гласит, что поставщики ЖКУ обязаны обеспечить достоверную передаваемую информацию. И если соцслужба получила информацию, но усомнилась в ней, она должна была сделать запрос о проверке ее достоверности.

В-третьих, Виктор Георгиевич нашел цитату председателя Конституционного суда РФ Зорькина В.Д.: «Государством должен быть обеспечен конституционный принцип равенства каких-либо прав граждан, в том числе социальных. Все граждане, имеющие заслуги перед государством… владеют равными правами на признание за ними определенной социальной льготы независимо от того обстоятельства, как момент обращения за ее получением». Имея такие основательные доводы, пенсионер решил отстоять свои права в суде.

Один в поле – воин

Несмотря на свой почтенный возраст – 75 лет, ветеран труда не стал обращаться в юридические компании, решив вести дело самостоятельно. Только с составлением искового заявления ему помог его товарищ. На судебных заседаниях пенсионер со среднетехническим образованием представлял себя сам.

Стороны ответчика в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» держали ответ всё тем же образом: мол, вот постановление, мы работаем по нему. А что до перерасчета, то в сторону увеличения он производится с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения. Сделать перерасчет за промежуток времени между уменьшением числа проживающих и обращением пенсионера не получится, так как действующим законодательством это не предусмотрено.

По словам Виктора Георгиевича, ответчик не особо серьезно отнесся к этому делу: то заседание пропустит, то документы не приготовит. И каждый раз из-за таких вот упущений дело сдвигалось чуть ли не на месяц. Пенсионеру даже пришлось записаться на прием к председателю Центрального районного суда города Тольятти, ведь по всем признакам, как он считал, чиновники из госучреждения намеренно затягивали дело.

В итоге 14 декабря 2022 года судья Дурманова Е.М. приняла доводы истца и вынесла решение в пользу ветерана труда. Судья отметила тот факт, что почти два года истец получал компенсацию, исходя из трех прописанных человек в квартире, тогда как в ней проживало только двое. И об этом было известно Главному управлению соцзащиты. Суд обязал Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области произвести перерасчет компенсации ЖКУ за период с 1 ноября 2020 года по 1 июля 2022 года.

ЦЕНА ВОПРОСА

Автора весьма радует, что эта история, несмотря на все перипетии, закончилась хорошо. Однако есть и горчинка от нее, потому что цена вопроса составляет всего 4826 рублей! Для того чтобы вернуть данную сумму – ничтожно малую для министерства, но важную для ветерана труда в качестве восстановления справедливости, – Виктору Георгиевичу пришлось в одиночку бороться с целой системой.

Был ли смысл тратить столько времени и сил ради такой суммы? Определенно, да!

В первую очередь, Виктор Георгиевич на собственном примере показал активную гражданскую позицию, не позволив ущемить собственные права. Далее, пенсионер создал прецедент. Вспоминая слова председателя Конституционного суда РФ Зорькина В.Д. о равных правах на социальную льготу независимо от того обстоятельства, как момент обращения за ее получением, думается, что из-за социальной несправедливости, творимой чиновниками социальной защиты (простите за тавтологию), сколько же людей недополучили своих денег? А еще раздражает особый цинизм ситуации, когда чиновники из соцзащиты в открытую заявляют, вот когда наоборот: число зарегистрированных граждан увеличивается, мы автоматически пересчитываем компенсацию… То есть на словах соцзащита – «это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании необходимого материального и социального положения каждого гражданина», – так сообщается на сайте Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управление социальной защиты Центрального округа». А на деле – по-другому?

Словом, победа ветерана очень показательно «ткнула» систему в ее же противоречия: системы электронного документооборота и соглашения на передачу данных есть, а практического использования в рамках назначения субсидий – нет. Чувствуя всю ответственность за данный результат, Виктор Георгиевич в ближайшее время планирует обратиться с административным иском в Самарский областной суд, требуя признать недействительным устаревшее Постановление Правительства Самарской области № 7 от 12.01.2017 года, согласно которому без личного обращения не производится перерасчет при уменьшении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении.

Кстати, на решение первой инстанции ответчик, конечно же, подал апелляцию. Но на заседание суда не явился. В чем был смысл такого маневра, не ясно. Апелляция была отклонена, и в тот же день решение первой инстанции вступило в силу. А это, на минуточку, уже середина 2023 года!

И всё же удручает другое: более полугода социальные службы защиты населения всевозможными способами – затягивание дела, подача «пустой» апелляции – защищали себя и свои решения от этого самого населения.

Иронично, не правда ли?

Александр ОСИПОВ