Вы сейчас просматриваете Алексей Краснов написал роман о Тольятти

Алексей Краснов написал роман о Тольятти

  • Автор записи:

Эксклюзив

В торговой сети «Миндаль» стартовали продажи новой книги тольяттинского журналиста и ученого Алексея Краснова «Тлен и Копоть». Речь идет о фантастическом триллере, написанном в декорациях постапокалипсиса. На этот раз Краснов развернул события своего романа в недалеком будущем – прямо на улицах Тольятти, пережившего Третью мировую войну. Главным местом действия стали подземелья Дворца культуры и творчества (здание ДКиТа легко узнаваемо на обложке книги). Почти весь роман описывает события трех дней, в течение которых главным героям нужно не просто выжить, но и спасти от поголовного истребления обитателей подземного Тольятти. Пользуясь давней дружбой нашего издания с автором, наш корреспондент решил взять у Алексея Краснова интервью.

– Алексей, стандартный в таких случаях вопрос: с чего всё началось? Почему ты решил написать роман про Тольятти? Почему выбрал постапокалипсис? Как вообще политику пришла в голову мысль написать фантастический роман?

– Ну, во-первых, не политику, а доценту, потому что замысел написать роман в жанре постапокалипсиса у меня родился в 2011 году, а тогда я работал в Поволжском университете сервиса. Преподавал. Тогда в серии «ВСЕЛЕННАЯ МЕТРО – 2033» вышел роман Сергея Палия «Безымянка». Место действия – Самара. Я, конечно, купил роман, прочитал и тут же написал Сергею: мол, напишу триллер в эту же серию, только местом действия будет Тольятти. Сел и накидал основной сюжет. И сразу почему-то решил, что местом действия будет ДКиТ… Само в голову пришло. Может быть потому, что я тогда жил в пятом квартале и каждый день проезжал мимо… Но в то время уже была «на сносях» моя вторая книга – мистический роман «Парк алых лилий», и сначала пришлось выпустить ее. В 2012 году меня избрали деканом факультета, и работа над будущим «Тленом и Копотью» приостановилась. Затем последовал богатый на события 2013 год, когда меня выбрали в депутаты Думы г.о. Тольятти. С 2013-го по 2016 год я одновременно и трудился в вузе, и осуществлял депутатскую деятельность. В то время удавалось работать над романом урывками: делал наброски, продумывал второстепенных персонажей. А в 2016 году меня выбрали депутатом Самарской губернской думы. Ездить в Самару из Тольятти – то еще удовольствие. Иногда на работу вне Тольятти приходилось по три дня из пяти. Пришлось даже оставить преподавание и сосредоточиться исключительно на политической деятельности…

– Как же получилось дописать роман?

– Как ни странно, помогли антиковидные меры… Помните, всех заперли по домам? Кто чем тогда занимался… Я вот роман писал. Вчерную роман был дописан в 2021 году. Два года потребовалось, чтобы его довести до ума и издать…

– Почему так долго?

– Как раз в тот момент, когда я отослал роман в издательство, правообладатель серии «ВСЕЛЕННАЯ МЕТРО – 2033» Глуховский остановил выпуск серии. Он оказался яростным противником СВО и заморозил все свои проекты в России. Я вел переговоры с «ЭКСМО», чтобы роман вышел соло. Издательство согласилось напечатать книгу, но мне не понравились их условия, и я отказался. В результате «Тлен и Копоть» вернулся в родные пенаты…

– Кстати, о пенатах! Твой роман стоит на книжных полках магазинов с наклейкой «Эта книга написана в Тольятти!». В России провинциальным быть не модно, а ты намеренно сделал акцент на «местечковости» романа… На обложке изобразил ДКиТ…

– Ну да… После того как закрылась серия «ВСЕЛЕННАЯ МЕТРО –  2033», в которую изначально готовился роман, мне многие предлагали перенести место действия в Москву или хотя бы в Самару… Чтобы, так сказать, расширить аудиторию и избежать той самой «местечковости». Но я наотрез отказался от этой идеи. Знаете… Я очень большой патриот Тольятти. И мне безумно нравилась сама идея соединить остросюжетную фантастику с теми реалиями, которые каждый из нас видит за окном. Когда я начал писать роман, многие места, к которым я давно привык, заиграли другими красками, я увидел их в новом свете… Это было ни с чем не сравнимое ощущение. Смотрю на шестнадцатиэтажку и буквально вижу, как Шнур, преследуя кошку, ныряет в подвал здания… Про «Рыбий глаз», «Дворец» и другие всем известные локации я вообще молчу!

– Местные реалии будили фантазию?

– Да… Я гулял с детьми, шел по улице и одновременно – представлял себе: «Вот тут Кирилл улепетывает от слепышей!», «Здесь голиаф полз по стене, заходя герою в тыл», «А вот тут Радист «заморозил» Модель, убивающую охранника бункера…» Это было странно. Как будто живешь в двух параллельных мирах. Ну и, конечно, на ДКиТ я теперь не могу равнодушно даже смотреть! К тому же я хотел привлечь внимание к родному городу. Прежде всего – внимание самих тольяттинцев. Освежить взгляд на окружающее, немного сменив ракурс…

– В романе много отсылок не только к достопримечательностям. Но и к известным людям. Персонаж Ренс в твоем романе… Его прототипом стал Николай Ренц?

– Читая «Тлен и Копоть», можно вспомнить много кого из известных тольяттинцев… Это было неизбежно: как писать про Тольятти и не опираться на образы узнаваемых личностей? Николай Альфредович – очень харизматичный человек. Грех было не позаимствовать для шефа Радиста пару-другую колоритных черт его характера. К тому же Медгородок и Ренц неразделимы… (смеется) Так же создавались Дедушка Август, Бузина, Лоскут и многие другие персонажи. Хотя, конечно, в итоге мои герои – полностью вымышленные личности…

Писатель смотрит вокруг, запоминает, складывает в копилочку. Потом – на стадии написания романа – копилочка открывается и накопленное пускается в дело. Вот, например, прототипом одного из персонажей стал один мой знакомый – доктор-стоматолог Геннадий Анатольевич Секлетов. Замечательный врач и еще более замечательный человек. Я с ним познакомился еще в детстве… Очень интересный типаж. В своем роде – уникальнейший. Знаете, эдакий робкий агрессор. И при этом интеллигентный до мозга костей. Именно из него получился очень колоритный персонаж – Доктор, который неоднократно «штопает» главного героя…

– То есть получается, твоя книга ориентирована не только на поклонников «МЕТРО – 2033» и «S.T.A.L.K.E.R», но и на более взрослую аудиторию?

– Роман «Тлен и Копоть» начинался как приключенческий постапокалиптический триллер… Ффух! Выговорил! (смеется) Но потом он сам собой, помимо моей воли, стал обрастать проблематикой и даже какой-то философией. Встала в полный рост тема отцов и детей. Потом обозначились темы жертвенности, самоидентификации личности. И так далее. В итоге, я скажу, роман рассчитан на широкую аудиторию. Я уверен – зрелой аудитории он тоже понравится. Постапокалипсис – это просто отправная точка. Вся ценность книги в эмоциях. Она очень эмоциональна. Одна читательница мне в отзыве даже написала, что считает,  это роман про любовь. Ну, не буду с этим спорить. Каждый находит в книге что-то свое…

– При написании романа ты ставил перед собой какие-нибудь глобальные цели?  Или не глобальные…

– В самом начале я поставил себе задачу, чтобы в романе присутствовали три вещи: драйв, юмор и любовь. И чтобы всего было примерно поровну. Ну, мне кажется, я с этой задачей справился (смеется).

– Какая твоя самая любимая сцена в книге?

– Смешная? Когда Шнур мысленно желает смерти Радисту. А еще – когда Модель и Черный Полковник «штопают» Шнура в «Руси». Когда я редактировал эти сцены, смеялся в голос… Даже не знаю, какая смешнее.

– А если не смешная? Вообще? Какую сцену ты считаешь самой сильной?

– Самой сильной? Сцену между Шнуром и Ингой Энгель в эпилоге. Я переписывал ее раз десять. Хотел добиться максимального психологического правдоподобия. Там на одной странице текста столкновение двух архетипов, двух видов положительных героев, которые по-разному понимают природу добра. Пропасть понимания между ними – вот что было тяжело отобразить. А еще – финальная сцена романа. Сцена признания в любви, в которой нет ни одного слова. Вообще ни одного. Если бы это был фильм – снять ее было бы очень-очень тяжело… Ну а в книге… В книге получилось! (улыбается)

Планируется продолжение?

– Да. В «Тлене и Копоти» есть отсылки к следующему роману, который носит рабочее название «Аврора». В этой книге Радист отправится на поиски своей семьи, потерянной во время бомбежки. Многие герои, с которыми читатели познакомились в «Тлене и Копоти», повстречаются им и во второй книге. Конечно, там будут и Кирилл, и Модель, и Черный Полковник. Появятся и другие персонажи… Не буду забегать наперед, скажу лишь: сюжет закручен очень лихо!

Беседовал с автором запросто

Дмитрий Кулагин

СПРАВКА «ТОЛЬЯТТИНСКОГО НАВИГАТОРА»:

Алексей КРАСНОВ – журналист, писатель и политик родом из Тольятти. С семнадцати лет работал на разных должностях (от корреспондента до главного редактора) в газетах «Тольятти сегодня», «Площадь Свободы», «Самарские известия», «Поступай», «Правда Автограда». Параллельно журналистике преподавал в вузах Самарской области. Защитил диссертацию по филологии. Прошел путь от ассистента кафедры до декана. Является автором свыше 40 научных работ. Также выпустил два музыкальных альбома. В литературе дебютировал романом-притчей «Летать». Фантастический приключенческий детектив «Тлен и Копоть» – третий по счету роман автора.