Альтернативный авторынок
Который год в России купить автомобиль становится всё дороже и дороже. Санкции и СВО? Нет, они повлияли на стоимость авто не значительно. Дорожать машины стали задолго до всем известных событий. И дорожают до сих пор, что толкает людей на рискованную покупку за пределами России. В том числе в Казахстане. К тому же членство этой страны в Евразийском экономическом союзе и приятный курс тенге к рублю позволили рассматривать нашего соседа для покупки авто гораздо пристальнее остальных стран.
Везут всё больше
В конце прошлого года «Автостат» поделился интересной статистикой: в январе–ноябре 2022 года в Россию было ввезено 221 300 легковых автомобилей с пробегом. Сама по себе цифра мало что значит для несведущих. Но если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, то окажется, что количество ввезённых авто из-за рубежа за прошлый год выросло на 82%!
Больше всего поступает машин через Владивосток. Из него везут машины японских марок Toyota, Mazda, Nissan, Honda, Subaru, Suzuki. Везут через таможню и корейские автомобили – Hyundai, Kia. Таможенная служба даже сообщала, что из-за бума ввоза авто им пришлось организовывать дополнительные посты на границе.
Звёзды сошлись
Практика ввоза автомобилей из-за границы начала возрождаться ещё до начала специальной военной операции на Украине. Уже тогда народу в России стало не по карману приобретать машины, произведенные в своей стране. Мафиозный сговор дилеров России привел к настолько кабальным условиям покупки автомобиля, что люди готовы рисковать своими деньгами ради покупки в другой стране.
Вникните в абсурдность реальности: авто выгоднее купить в соседнем государстве, чем на соседней улице. И больше всего печалит то, что никакой реакции со стороны государства на это нет: дилеры продолжают «заламывать» ценники новых автомобилей, заставлять покупать к ним «допы» по цене крыла самолета.
Привет, сосед!
Казахстан стал одним из тех мест, куда россияне ринулись за автомобилями. Причем не только за подержанными, но и за новыми. Можно даже сказать, что в основном за новыми автомобилями туда и едут. Казахстан входит в Евразийский экономический союз, что позволяет при прохождении границы не платить значительную часть таможенных сборов и пошлин.
Что-то заплатить, конечно, всё равно придется. Но беглый осмотр официальных предложений дилеров Казахстана на популярные бренды и модели приятно удивляет.
Так, к примеру, Kia Сeed в комплектации «комфорт» у нас начинается от 2 244 900 рублей. Аналогичная модель и комплектация у дилеров Казахстана в пересчете на рубли (по актуальному курсу на 9 февраля 2023-го) начинается от 1 577 609 рублей. Разница почти на 700 тысяч рублей! И такая ситуация со многими популярными марками и моделями. Разница может начинаться от 100 000 рублей и доходить до 1 млн рублей: чем престижнее модель и комплектация, тем на большую сумму дешевле авто в Казахстане.
Кроме того, Казахстан не находится «по уши» в санкциях, и выбор железного коня в стране куда богаче. Один только список машин, что собираются для Казахстана, куда больше, чем в России. Плюс – на родину бешбармака ввозится очень много легковушек из Объединенных Арабских Эмиратов.
К сожалению, современный бич русского авторынка свойственен и для казахстанского – да, там тоже пытаются нажиться на продаже «допов» в виде резиновых ковриков, обогревателей руля и др. по заоблачным ценам. Но в отличие от нашей ФАС (Федеральной антимонопольной службы) ее казахстанский аналог АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции) пытается с этим явлением бороться и периодически проводит проверки, внося уведомления о необходимости прекратить втюхивать людям втридорога всякие безделушки. И судя по неиссякающему числу желающих купить там авто – казахстанские специалисты справляются лучше, чем наши службы.
Готовь рубли
Безусловно, членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) здорово удешевляет таможенные пошлины для ввоза авто в Россию. Но раскошелиться всё-таки придётся.
На границе нужно оплатить акциз, стоимость которого зависит от цены автомобиля. Обычно это от 2 до 20 тысяч рублей.
Далее нужно оплатить таможенный сбор, что зависит от мощности двигателя машины. Для агрегатов до 90 л.с. платить ничего не нужно, для двигателей от 90 до 150 л.с. попросят 53 рубля за единицу мощности. Дороже будет для машин с «сердцем» от 150 л.с. и от 200 л.с. – 511 рублей и 836 рублей за «лошадь» соответственно.
Но самое главное – если машина выпущена не в ЕАЭС, на нее придется устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС. В пик ввоза машин из Казахстана, примерно в мае 2022 года, за установку заветной кнопки казахи просили 80–100 тысяч рублей. Сейчас, говорят, в профильных компаниях умерили аппетиты и просят вдвое меньше.
Есть и другие траты. К примеру, нужен полис ОСАГО на транзит. Придется заплатить за перегон автомобиля, проживание, бензин.
Сложив все расходы, в итоге выходит, что приобретать авто в Казахстане значительно дешевле, чем в России.
Санкции или банальная русофобия?
Стоит упомянуть и о другой возможной статье расходов. После ввода санкций и скачка продаж автомобилей в Казахстане многие автопроизводители негласно дали указания своим дилерам не продавать машины россиянам. Вот только грамотных оснований для отказа придумать не смогли. Обычно ссылаются на дефицит автомобилей на внутреннем рынке.
При этом автомобильные юристы отмечают, что такое поведение не совсем законно: законы «О регулировании торговой деятельности», «О защите прав потребителей» и «Правила внутренней торговли» не запрещают продавать товар иностранным гражданам, если властями Республики Казахстан не установлены ограничения. Так вот, законодательством РК таких ограничений не установлено.
Закон законом, но реальность совсем другая. Большинство «дилерских» машин россияне покупают в Казахстане через местных посредников. Это отдельный бизнес, такая услуга стоит от 45 000 рублей, но на дорогие модели приближается к 100 000. Посредник ставит машину на учет, потом ее снимает – это можно «провернуть» за один-два дня.
Выгода иссякает
Конечно, огромный спрос на автомобили в Казахстане рано или поздно должен привести к изменениям цен. Уже сегодня отмечается, что автомобили среднего класса подорожали в Казахстане примерно на 20%. За ценами на новые авто растут цены и на «вторичке».
Во-первых, потому что высок спрос. Во-вторых, не забываем, что дефицит полупроводников и ковид коснулись Казахстана так же, как и всего остального мира. То есть вполне возможно, что совсем скоро итоговая ценовая разница авто из Казахстана и России станет минимальной до символичности. Стоимость перегона растет, посредники при покупке тоже увеличивают аппетиты. Интересна и в то же время закономерна тенденция: чем ближе к границе с Россией, тем выше цены и скупее предложение. Чем дальше от границы, тем разнообразнее выбор машин, тем привлекательнее цены.
Потом, не всё так однозначно с рублем и тенге. Экономические «качели» от шокирующих событий в мире понемногу останавливаются. Курсы валют возвращаются к значениям до февраля 2022 года. Если так и продолжится, то выгода от покупки машины в Казахстане совсем нивелируется.
Сговор федерального масштаба
Прошлогодняя статистика ясно показала, что шокированные российскими ценами на авто граждане стали искать альтернативу. Сотни тысяч автомобилей ввозятся из-за рубежа, лишая доходов местных дилеров и производителей. Ну а как иначе? Народу надоело покупать коврики в машину за 50 тысяч рублей. Надоели кабальные условия и откровенный сговор дилеров в стране. Надоела жуткая несправедливость, когда два одинаковых автомобиля в России и у её соседа стоят по-разному. Причем не в пользу первой. И самое главное – задирание цены происходит без объективной причины.
Удивляет и наш АВТОВАЗ, который, вторя мафиозному сговору, задирает цены на свою продукцию по пять раз в год. А ведь отечественный производитель мог бы держать привлекательную цену и зарабатывать от объема продаж. И, устроив собственный бум, обогатить себя и бюджет страны.
Но, увы. Действующая система работает явно не для народа и страны. А для узкого круга лиц.
Виктор НАМЕРЕН