You are currently viewing Почему не дешевеет бензин?

Почему не дешевеет бензин?

После начала специальной военной операции на Россию обрушилось бесчисленное количество санкций со стороны Евросоюза и США. Продукты нефтяной отрасли нашей страны попали в стоп-лист Запада. Экспортный бензин, остановленный санкциями, «осел» на внутреннем рынке. Что привело к увеличению предложения над спросом. И по всем законам рынка цена на бензин для конечного потребителя должна бы снизиться. Но с февраля цены на заправках нашей необъятной почти не шелохнулись. Что же не так с рыночными законами в России?

ЦЕНЫ В ЦИФРАХ

На самом деле стоимость топлива действительно снизилась. Правда, речь идет об оптовых ценах. Если посмотреть значения января, до начала операции на Украине, то цена за тонну АИ-92 составляла 51,9 тыс. рублей, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. АИ-95 продавали за 55 тыс. рублей за тонну.

К началу лета из-за санкций и перенасыщения предложений на внутреннем рынке цены упали почти на треть: 36,6 тыс. рублей и 40,7 тыс. рублей за тонну соответственно. И к концу осени эти значения не особо поменялись: цены колебались около 38,5 тыс. рублей для АИ-92 и 40,6 тыс. рублей для АИ-95.

Снижение происходило в основном в весенний период, который традиционно считается периодом подъема оптовых цен на бензин и дизельное топливо. Именно в это время нефтеперерабатывающие заводы обычно встают на плановый ремонт, производство горюче-смазочных материалов (ГСМ) резко падает. Зато спрос на бензин и дизельное топливо из-за сезона отпусков россиян идет вверх – многие граждане нашей страны отправляются к морю на автомобилях. Но санкции настолько сильно изменили расклад на оптовом рынке, что традиционный весенний подъем цен под весом мировых событий просто не произошел.

Казалось бы, оптовые цены снизились, очередь за заправками! Но не тут-то было. Цены для рядовых автомобилистов практически не менялись на все виды топлива: колебания происходили максимум в пределах 1-2%. В Тольятти и вовсе на популярных городских АЗС цены востребованных марок ГСМ просто застыли с самого февраля.

НЕ РАСТЁТ – И ТО ХОРОШО?

Недоумения и вопросы начали возникать сразу после падения оптовых цен и нулевой реакции на этот факт на заправках. К делу подключились эксперты и экономисты, чтобы в очередной раз пояснить «недалекому народу», почему же цены на бензин в России снова ведут себя не «по-рыночному».

По мнению специалистов, кроме оптовой стоимости, цена товара зависит еще от затрат на транспортировку, налогов, зарплаты персонала и стоимости энергоносителей и комплектующих. Если эти составляющие требуют больше затрат, то их обеспечение как бы перебивает снижение опта.

Не забыли экономисты отметить и повышенную весеннюю ставку Центробанка. Мол, обычно заправки закупаются у нефтеперерабатывающих заводов в кредит. А после реализации продукции образовавшейся выручкой гасят задолженность.

Также в очередной раз решили напомнить про дисконт, с которым продается российская нефть на мировых рынках. И хочешь не хочешь, а продавцы будут смотреть на мировые рынки при ведении дел на внутреннем.

В общем, «бедные» продавцы на внутреннем рынке страдают от каждого «чиха». И недвусмысленно нам, простому люду, пытаются внушить, что не растущая цена на бензин с февраля месяца – великий дар и благодать. А то, что она может снижаться, – враки!

бизнес «по-русски»

Но вот уже зима. Ключевая ставка Центробанка России давно пришла в норму. Для налаживания новых логистических путей времени было достаточно. А дефицитным весной иностранным комплектующим найдены аналоги из более дружественных стран. Да и оптовые цены топлива примерно на том же уровне, что и весной. Но цены на заправках по-прежнему не изменились! Что же опять не так?!

Видимо, искать причины сил уже нет, и экономисты начали открыто говорить о прямой заинтересованности АЗС. А если точнее – получении прибыли АЗС за счет положительной разницы между покупкой нефтепродуктов по оптовой цене и продажей по розничной. Но что интересно, снова у нас продавцы «бедные и несчастные», мол, раньше заправки «едва окупали затраты». А сейчас они наконец-то развернулись и начали работать в «плюс», отбивая прошлые голодные годы…

Один из финансистов «бензиновой» сферы рассказал в СМИ, что до санкций АЗС с каждого литра АИ-92 зарабатывали около 5 рублей, а сегодня разница выросла примерно до 15 рублей. Получается, «в карман» падает в три раза больше! И нет никаких проблем с кредитами, логистикой, «бушующей» инфляцией, недостатком комплектующих и влиянием мировых бирж, о чем нам «зачесывали» эксперты по весне. Всё просто и так по-русски – урвать тут и сейчас. Бессмысленный и беспощадный бизнес в России, где всегда крайним оказывается потребитель.

Скидки, акции, маркетинг

Думаю, каждый из автомобилистов в том же Тольятти стал замечать заманчивые маркетинговые ходы как независимых, так и сетевых АЗС: «заправься на 20 литров и получи скидку 2 рубля с литра», «минус 3 рубля на дизельное топливо» или даже «скидка 5 рублей с литра». Такие акции можно заметить на заправках города «Ирбис», «Промкриоген» и даже местной ТНПС.

Вместо снижения стоимости топлива на своих заправках розничные продавцы «включили» маркетинговую машину, используя период низких закупочных цен для привлечения новых клиентов.

В любом случае это еще одно доказательство, что никаких реальных причин удерживать действующие цены у АЗС нет. Ну, кроме жадности, конечно.

Аномальная ситуация в стране со стоимостью бензина не мешает экспертам пророчить повышение розничных цен. Сроки все называют разные, но сходятся в одном — цена автомобильного бензина в России будет составлять 50 рублей за литр, цена дизельного топлива – 53 рубля. И снова причины в инфляции, удорожании кредитов (при том, что ставка ЦБ только падает) и т.д.

Такое ощущение, что причастные к данной сфере просто не хотят допускать мысли о том, что бензин может дешеветь. Ведь такого в России быть не может!

экономика точно рыночная?

В современной России бензин всегда дорожает. И то, что уже больше полугода цена не растет – действительно уникальная ситуация. Но уникальна она не тем, что цена стабильна, а тем, что по всем канонам капитализма и рыночных отношений стоимость топлива на АЗС должна бы падать. Если главный принцип экономики в стране не работает, то, получается, никакой рыночной экономики в стране и нет?

Удивляет и то, как эксперты называют несетевые АЗС – «независимые». Но как мы видим, «независимые» АЗС наравне с заправками крупных холдингов удерживают цены и снижать их не собираются. На независимость это не похоже. Всё это походит на сговор целой отрасли. По всем признакам тут должна уже начать вовсю работать Федеральная антимонопольная служба…

Не устанем напоминать, что в соседнем Казахстане НАШ бензин продается почти в два раза дешевле. В это же время федеральные телеканалы нам постоянно рассказывают, что благосостояние Германии, Франции и других европейских государств построено на дешевых российских энергоносителях. Очень жаль, что для самой России, точнее, для ее народа такого шанса не дано. Пока что в стране стабильно дешевеет только жизнь.

Виктор НАМЕРЕН