В пятницу 18 ноября завершила работу согласительная комиссия по бюджету. В этот раз, по словам руководителя фракции КПРФ Ольги Сотниковой, присутствующей на ней, согласительная комиссия носила формальный характер. Многие поправки депутатов не только не были включены в бюджет, но большинство из них даже не поставлены на голосование. Да и вместо двух с половиной недель дебатов, прений и дискуссий согласительная комиссия завершилась через четыре заседания. О том, с чем связаны столь значимые преобразования, сейчас расскажем.
ПО ДОХОДАМ И РАСХОДЫ
Как происходит верстка городского бюджета? Администрация города готовит проект бюджета к первому чтению, в нем определяются основные параметры собственных доходов и расходов. Затем проект бюджета рассматривают депутаты городской думы и вносят свои предложения. После утверждения проекта в первом чтении начинается работа согласительной комиссии. Далее проект бюджета проходит второе чтение в городской думе. И только после одобрения его депутатами он становится полноправным финансовым документом.
В работе согласительной комиссии традиционно принимают участие представители администрации и депутаты, которые детально прорабатывают проект бюджета. «Задача представителей обеих ветвей власти — проанализировать источники поступлений в городской бюджет, по возможности найти дополнительные статьи доходов и грамотно распределить средства по самым значимым для города направлениям», — так обычно описывается работа согласительной комиссии по бюджету в официальных СМИ города.
А на деле идет перекраивание доходной и расходной частей. Депутаты предлагают сократить расходы, которые кажутся им излишними, и перенаправить их на более необходимы социальные направления. Для этого детально изучаются все доходы, выискиваются новые источники или пересматриваются показатели традиционных доходов.
Так, по крайней мере, было раньше. «Раньше» — это еще в прошлом году, когда при верстке бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 года в согласительную комиссию входили три представителя фракции КПРФ, а ее сопредседателем являлся коммунист Владимир Краснов. Тогда работа над уточнением бюджета длилась две с половиной недели. Краснов с исключительной въедливостью изучал параметры бюджета, особо непримиримым был к увеличению расходов на содержание штата администрации. Все четыре года, будучи председателем комиссии по бюджету и сопредседателем согласительной комиссии, он задавал чиновникам администрации вопросы, на которые те не всегда могли ответить. То есть «не давал житья» чиновникам.
Сместить Краснова с момента самой первой верстки бюджета – на 2019 год — мечтали многие. Но удалось это только через четыре года – в 2022-м. И для этого была разыграна следующая многоходовочка.
ВМЕСТО ЭКОНОМИСТА ЖУРНАЛИСТ
Сначала была ослаблена фракция КПРФ. Часть депутатов были исключены из нее за нарушение партийной дисциплины. Сейчас объясню, что это такое «партийная дисциплина». Например, фракция решает, что по тому или иному вопросу, голосовать депутаты от КПРФ будут «за». Рассматривается вопрос на заседании думы, идет голосование, но часть представителей фракции голосуют «против». В следующий раз фракция решает голосовать «против» по другому вопросу, но эти же представители голосуют «за». Так было не раз и не два. Действия нарушителей партийной дисциплины рассматривались на заседаниях фракции, выносились порицания, но им всё как с гуся вода…
Были исключены из фракции депутаты Надежда Макарчук, Роман Ершов, Георгий Акоев, Владислав Шепелев, Семен Сапрыкин, Антон Погожев, Татьяна Никонорова. Почему эти люди поступали в разрез с мнением фракции, можно только догадываться. Но основная версия заключается в том, что одних, видимо, попросту «купили», а другие, скорее всего, оказались овечками в волчьей шкуре: их сознательно заслали к коммунистам для развала фракции изнутри. Так или иначе, но эти люди предали и идеалы партии (как бы высокопарно это ни звучало), и интересы своих избирателей, голосовавших за них как за коммунистов.
В итоге, когда доминирующее положение коммунистов в думе было утеряно, у их идейных противников – представителей «Единая Россия» при поддержке других представителей партий, хоть и называющих себя оппозиционными, появилась реальная возможность сместить Владимира Краснова. Сместить с должности председателя бюджетной комиссии и автоматически – сопредседателя согласительной. Большинством голосов им удалось это сделать по окончании весенней сессии-2022 городской думы. Вместо экономиста Владимира Краснова роль председателя комиссии по бюджету была отведена журналисту Татьяне Никоноровой.
С ней обсуждение в первом чтении бюджета на 2023 год и работа согласительной комиссии прошла – как по маслу. Обсуждений – минимум, предложений – только от фракции КПРФ. Все члены согласительной комиссии, за исключением разве что двух представителей фракции КПРФ Павла Туркова и Павла Митковского, послушно и безропотно приняли всё предложенное администрацией.
УЛОЖИЛИСЬ В ЧЕТЫРЕ ЗАСЕДАНИЯ
В прошлом году в результате работы согласительной комиссии были дополнительно изысканы более 92 млн рублей. Дело было так: представители администрации составили свой список «хотелок» для включения в расходы бюджета, депутаты — свой, основанный на наказах избирателей. И в результате долгих прений, обсуждений и убеждений появился третий список, объединивший эти два, и который максимально учитывал наказы избирателей депутатам. В бюджет-2022 были включены расходы на проектно-сметную документацию ремонта детских оздоровительных лагерей, закупку лодок в детскую спортивную школу олимпийского резерва.
В прошлом году руководитель фракции КПРФ Ольга Сотникова заявляла по итогам верстки бюджета: «Та доходная часть, которая была дополнительно найдена в бюджете 2022 года, появилась, в том числе благодаря позиции фракции КПРФ в части более прозрачной и предметной работы с бизнесом и с выплатой заработных плат. Кроме того, в бюджете предусмотрены средства на приобретение инвентаря для наших гребцов – воспитанников спортшколы «Жигули». А в первом квартале следующего года мы просим администрацию выйти с поправками в бюджет и предусмотреть расходы на проектно-сметную документацию по модернизации детских загородных лагерей «Звездочка» и «Плёс», чтобы в дальнейшем, при наличии проектов, мы могли отстаивать расходы на эти цели в областном бюджете».
В этом году список «хотелок» один – от администрации. Предложения коммунистов по ремонту текущей кровли в спортшколе олимпийского резерва «Велотол», спилу аварийных деревьев в образовательных учреждениях внимания администрации не удостоились. Инициативы фракции КПРФ не тратиться на взносы в различные ассоциации городов, пересмотреть расходы бизнес-инкубатора на наем сторонних лекторов, не создавать новое казенное учреждение «Ритуал» (есть же «Спецкомбинат»!) не были услышаны чиновниками. Существенных и дельных предложений от представителей других фракций практически не поступило. Да и сама согласительная продлилась всего одну (!) неделю – с 15 по 18 ноября.
«НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ – ЭТО НЕ БЮДЖЕТ»?
— В этом году с наказами избирателей (благоустройство конкретных территорий и адресов) на согласительной комиссии творились по истине удивительные вещи, — рассказывает лидер фракции КПРФ в городской думе Ольга Сотникова. – Во-первых, представители администрации заявляли, что выполнение наказов избирателей с конкретными работами по конкретным адресам нужно включать не в бюджет города, а в перечень работ ГРБС – главных распорядителей бюджетных средств, то есть департаментов администрации. В итоге получилось, что за поправки в бюджет Григория Басистого, Александра Осипова и других депутатов-коммунистов даже не велось голосование. В последнем протоколе комиссии лишь указано, что поправки депутатов признать отклоненными.
Так предлагаемая Басистым поправка включить в перечень дополнительных расходов спил аварийно-опасных деревьев на территории школ его округа не была отголосована. Вместо этого спил всех аварийно-опасных деревьев был включен в перечень основных расходов без привязки к адресам школ и детсадов. Это, безусловно, хорошо, если бы на все школы хватало средств! Но, мне кажется, что работы начнут с округов «единороссов», а округа коммунистов будут еще долго ждать своей очереди.
То же и с ремонтом ограждений общеобразовательных учреждений. Вообще, это нонсенс, что нынешняя власть не в состоянии восстановить заборы, асфальтовое покрытие, обрезать аварийные деревья во всех школах и детсадах города, большинство из которых были построены в советский период! В СССР только в Тольятти строилось по нескольку школ и детсадов в год! А нынешние «единороссы» не могут найти средств на восстановление того, что было построено в СССР и пришло в негодность под воздействием времени! Это позорно!
Игорь МУХИН
КОММЕНТАРИИ
ВЛАДИМИР КРАСНОВ, ДЕПУТАТ ДУМЫ Г.О. Тольятти:
— Почему так? Дело в том, что при изменениях в расстановке сил администрация, как и в прежних созывах думы, стала вновь контролировать представительный орган власти. Чиновники перестали бояться, что бюджет не будет принят депутатами, потому компромиссы исчезли. Согласительная комиссия превратилась в соглашательскую. То есть в формальность!
ОЛЬГА СОТНИКОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ КПРФ В ДУМЕ Г.О. ТОЛЬЯТТИ:
— В 2023 году Расходы администрации по сравнению с 2022 годом увеличиваются на 58884 млн руб. Связано это не только с индексацией заработной платы, но и с ростом численности чиновников, если на 2022 год мы принимали бюджет администрации из расчета на 929 человек, то сейчас численности чиновников выросла на 22 человека. И никто из членов согласительной комиссии не задал вопрос относительно роста чиновничьего аппарата!
Скорее всего дополнительные люди – это сотрудники «нового» управления потребительского рынка, а также департамента по городскому хозяйству. Данные направления в администрации курируют ставленники нынешнего главы города. При этом логичнее было бы при увеличении штата служащих получить выгоду бюджету – дополнительные неналоговые доходы. Отнюдь. Структура доходов Тольятти последние три года указывает на возрастание доли налоговых доходов и уменьшения неналоговых. В том, что увеличиваются налоговые поступления, заслуги администрации нет и быть не может. А значит увеличение численности сотрудников администрации – неоправданная мера в силу существующей экономической ситуации.
Александр Осипов, депутат думы г.о. Тольятти:
— Согласительная комиссия – это единственная возможность, когда в бюджет города могут быть включены наказы избирателей. В этом году получается так, что средств на наши наказы в бюджете города не заложено. Думаю, всё это происходит сознательно. Ведь впереди выборы – в сентябре 2023 года тольяттинцы предстоит выбрать новый, восьмой созыв городской думы. И у партии власти, партии «поднятия пенсионного возраста», основная цель сделать так, чтобы в городском парламенте оказалось как можно меньше коммунистов. Ну а в достижении цели все средства хороши…