Вы сейчас просматриваете Авторынок в России: назад в 90-е

Авторынок в России: назад в 90-е

  • Автор записи:

Рынок автомобилей в стране переживает не самые лучшие времена. За последние два-три года цены на новые автомобили ощутимо выросли. Сначала, как нам объясняют, из-за кризиса полупроводников вкупе с жадными автодилерами, а потом авторынок добил военный конфликт на Украине. Автомобиль, даже с пробегом, в одночасье стал предметом роскоши. Но и на фоне всех этих событий нужда в автомобиле у россиянина никуда не делась. В поисках железного коня мечты по адекватной цене автолюбители из России снова стали обращать внимание на авторынки соседних государств.

цифры и факты

Еще до начала специальной военной операции на Украине разные аналитические агентства сообщали, что автомобили в стране только за 2021 год подорожали на 20–40%. Всему виной пандемия, из-за которой вставали многие производства электрокомпонентов. Резкое сокращение количества выпускаемых машин привело к серьезному удорожанию.

Масла в огонь подлили дилеры. Уменьшение количества поставок новых авто и искусно подогретая паника среди потребителей выстроила очереди у дверей автосалонов. Те, в свою очередь, не гнушались накидывать к и так высокой цене машины 10–40% на «допы». Хотите коврики за 50 тысяч рублей? Или антикор за 100 тысяч рублей? А как вам резиновые накладки на педали за 30 тысяч рублей? Не нравится? Ну, тогда машины вам не видать!

Сегодня ситуация особо не изменилась: без этих самых дополнительных услуг купить новую машину у дилера почти невозможно.

В конечном итоге, по данным аналитического агентства «Автостат», только в 2021 году средняя цена нового авто выросла примерно на 20% и незначительно превысила 2 млн рублей. Многим для того, чтобы приобрести новое авто, пришлось раскошелиться куда больше, чем они планировали. Другие обратили внимание на рынок подержанных автомобилей.

Но и там не всё гладко. Рынок подержанных автомобилей повторяет всё то же, что происходит с новыми машинами. В итоге автомобили с пробегом подорожали в среднем на 52%, или на 361 000 рублей. Средняя цена выросла с 688 000 до 1 049 000 рублей. Быстрее всего дорожали автомобили в возрасте от 3 до 7 лет, за 2021 год они выросли в цене на 30%.

И всё это, напомню, случилось еще до объявления специальной военной операции. Ситуация с Украиной привела к тому, что в апреле 2022 года было продано на 78,5% меньше автомобилей, чем в апреле 2021 года. Такого не было даже во время пандемии, когда салоны были закрыты, а авто продавали онлайн.

Автодилеры ломят такие высокие цены на новые машины, что их просто отказываются покупать. У покупателя мало денег, а предложенный ассортимент как новых авто, так и подержанных никак ситуацию не меняет. Абсурдность высоких цен дошла до того, что машины в соседних государствах стали дешевле, чем в России. И мы говорим про все сегменты авторынка.

ОТ трёх до пяти

На фоне всех этих событий ещё с конца 2020-го начала возрождаться услуга по перегону автомобилей из Европы, Японии, Казахстана, Кореи… Но настоящий бум произошел весной 2022 года, когда санкции и неадекватность автодилеров привели к невозможности купить новый автомобиль по приемлемой цене в России. Вместе с тем рынок подержанных машин в Европе стал настолько привлекателен по цене, что люди вместо новых авто выбирают подержанные европейские автомобили и даже готовы оплатить их доставку из-за рубежа.

Выгоднее всего перегонять из Европы авто возрастом от 3 до 5 лет. Объясним, почему.

В итоговой цене таможенных сборов важную роль играет возраст автомобилей. Ввозить машину старше 5 лет намного дороже, чем, к примеру, трёхлетнее авто. И тут на руку россиянам очень удачно играет европейская экология и современное автостроение мировых концернов. Дело в том, что последние несколько лет мировые бренды перешли на выпуск машин с двигателями малого объема. Вместо большого объема производитель компенсирует мощность высокофорсированными турбомоторами. Но таможенные ставки в России еще по старым лекалам считаются от объема двигателя.

В итоге растаможить на границе относительно современную машину возрастом до 5 лет стало не столь накладно. Услуга по перегону машины из Европы снова стала актуальна и популярна, как 30 лет назад.

Рентабельность

Достаточно зайти на европейские сайты по продажам подержанных авто, чтобы понять, насколько цены ниже, чем у нас.

Возьмем для примера довольно популярную модель авто для России Opel Astra поколения «K» (2015 год). На европейском рынке подержанных машин в зависимости от комплектации в переводе на рубли машину 2019 года можно купить от 750 до 840 тысяч рублей. На наших же сайтах ее рыночная цена – 1,2 млн рублей. Разница в среднем около 400 тысяч рублей! Примечательно другое: чем дороже автомобиль, тем больше разница в цене. Так, кроссовер популярного бренда будет дешевле в Европе на 1 млн, а то и на 1,5 млн рублей, чем у нас.

По данным экспертов автомобильной сферы, обращение в специальную компанию по подбору автомобиля за границей и его перегон в Россию обойдется в среднем в 100 – 120 тысяч рублей. Установка «ЭРА-ГЛОНАСС» и разного рода таможенные сборы в зависимости от автомобиля может обойтись в еще около 300 тысяч рублей.

Возвращаясь к нашему примеру с Opel Astra, его покупка в Европе и доставка до вашего подъезда может обойтись в ту же самую цену, что просят за этот же автомобиль у нас. А вот с машиной подороже ситуация уже другая. К примеру, за границей автомобиль BMW 530d 2019 года обойдется вам в 35 000 евро, или 2,5 млн рублей. Расходы на растаможку, утилизационный сбор и оснащение системой «ЭРА-ГЛОНАСС» увеличат ценник до 3,7 млн рублей. Но смысл в этом всё равно есть — в России данная модель сейчас стоит от 4,2 млн рублей и выше.

Альтернатива не цене, а качеству

Отсутствие разницы в цене при покупке подержанной машины среднего сегмента из-за бугра не означает, что услуга на перегон таких авто не пользуется спросом.

К сожалению, в России нарваться на покупку машины с не самой лучшей историей – дело не сложное. Наверное, именно поэтому в нашей стране пользуется спросом и другая услуга – подбор автомобиля. Потому как неопытный человек может легко повестись на красивые речи нечистых на руку продавцов и купить машину, восстановленную после аварии, находящуюся в угоне, с кузовом, сваренным из двух других. Скручивание же пробега при продаже и вовсе стало печальной обыденностью.

В Европе культура продажи подержанного автомобиля совсем другая. Мало того, что у них действует бесплатная централизованная база данных по всем автомобилям, так еще и за махинации с пробегом можно серьезно пострадать. Нет, обман и мошенничество присутствуют и на рынках Европы. Но по сравнению с Россией их в разы меньше.

В пользу выбора машины из-за рубежа можно прибавить и уровень развития дорожной инфраструктуры. Хорошие дороги, конечно же, влияют на техническое состояние машины. Да и экономическое состояние играет не последнюю роль. Чем выше достаток у человека, тем качественнее он обслуживает свою машину.

В итоге купить машину, бывшую в употреблении, по той же самой цене, но только за границей, не всегда плохой выбор. Цена такая же, а техническое состояние может очень сильно отличаться не в пользу рынка подержанных авто нашей необъятной.

Не Европой единой

К слову, «автомобильный туризм» стал популярен не только в сторону Запада. Восток теперь актуален не только для жителей Владивостока. Несмотря на то, что схема переправки машин из Японии обкатана давно, ситуация на российском авторынке расширила спрос на «японки» по всей стране. Аналитические агентства отмечают, что за лето этого года предложение машин, импортированных из Японии, выросло на 20%. Помог тут и обвалившийся курс йены.

При этом процесс покупки подержанного авто с японских аукционов занимает больше времени, чем приобретение машины в Европе. Тут и другая форма продажи (аукционы), и совсем другая география переправки машины. По словам приобретших «японку» россиян, иногда приходилось ждать своего «коня» от 4 до 6 месяцев.

Да и с ценой тут не всё так однозначно. Как признаются покупатели, некоторые автомобили могут обойтись дороже аналогичных предложений в России. Но почему же покупают?

По той же причине – уверенности в качестве автомобиля и честности продавца. Как говорят эксперты данного рынка, продавцы из Японии гораздо честнее по отношению к россиянам, чем россияне друг к другу.

Есть и еще одна причина выбора именно японского направления. Дело в том, что японский авторынок здорово отличается от российского, и потому в Стране цветущей сакуры можно найти автомобиль, которого невозможно найти у нас. Например, современный семейный минивэн или малолитражку с электродвигателем.

Конечно, у приобретения авто за границей есть множество рисков. Но на фоне беспредела российских дилеров люди готовы рисковать, лишь бы купить машину в хорошем техническом состоянии и по приемлемой цене.

Что нас ждёт?

Сомнений нет, рано или поздно наши «заботливые» чиновники доберутся и до обновления законодательства в сфере импорта авто. Конечно, лучше бы они навели порядок в ситуации с дилерами, накидывающими по половине стоимости авто на «допы» и при этом чувствующими полную безнаказанность.

Но всё-таки надежда есть. Капиталисты любят говорить, мол, рынок «порешает». Так, первую попытку избавиться от дилерской прослойки предпринял Hyundai несколько лет назад. Тогда автопроизводитель запустил сайт, где можно было купить авто напрямую, без участия дилера. Идея была настолько удачной, что машины в наличии не держались и минуты! Некоторые люди сутками напролет мониторили сайт в надежде урвать автомобиль.

Но, увы, эксперимент выпал на кризис полупроводников, и идея быстро загнулась.

И вот спустя год появилась информация, что китайские автопроизводители готовятся перейти на онлайн-продажи. Информация, правда, пока на уровне слухов. Но если это правда, успех китайским авто гарантирован.

И, может, тогда беспределу российских автосалонов будет положен конец?

Виктор НАМЕРЕН