Тольяттинцы и жители Самарской области стали свидетелями помпезного, но немногочисленного действа под названием Автомарафон «АВТОВАЗ рулит». Старт ему был дан в Тольятти под песни и пляски управляющих микрорайонов с небольшим количеством пожилых граждан, явно не имеющих отношения к целям и задачам устроенного действа. Открыть марафон приехал глава города. Ведь декларируемая цель более чем благая: объявить о начале приема рабочих и не только рабочих на АВТОВАЗ.
Что же такого случилось, раз некогда цветущее предприятие, куда прежде можно было устроиться только по блату, вынуждено искать сотрудников на центральных площадях городов региона, устраивая балаганы? До продажи АВТОВАЗа французам здесь работало более 100 тысяч рабочих, сегодня около 30 тысяч. Где эти уволенные граждане? Почему они не спешат вернуться?
Ответ прост. Одни вкусили запретный плод, и теперь им открылись многие тайны – что на автозаводе свет клином не сошелся, что можно работать без ежеминутного надзора и давления, что «за забором» можно найти работу с большей зарплатой, не столь тяжелым трудом и лучшим отношением к людям. Другие уехали из города в поиске лучшей доли и не вернулись – значит, поиски закончились успешно. Всё то же подтверждает и статистика по городу Тольятти и области – население редеет, люди едут туда, где больше платят.
Конечно, можно во всем этом винить государство и капитализм. Но можно и задать вопросы себе. Почему я смирился и уволился? Какие действия я предпринял, чтобы моя зарплата на АВТОВАЗе увеличилась? Мог ли я что-либо сделать, чтобы избежать сокращения?..
То, что на градообразующем предприятии осталось вместо 100 тысяч 30 тысяч, случилось не мгновенно. К такой ситуации нас готовили годами, но при этом многие даже не поняли, как угодили в эту западню. 30 лет нам втирали, что твой или мой голос не значит ни-че-го. Что в надзорные органы жаловаться нет смысла, что якобы все суды и судьи продажны. А профсоюз, дескать, вообще бесполезный орган. К слову сказать, на автогиганте официальный профсоюз, председатель которого входит в совет акционеров, действительно для рабочих – нерабочий орган. Вот такая тавтология.
При массовых сокращениях в 2016-2017 годы вазовцы не услышали, что АСМ защитил кого-то. (И вряд ли услышим, что АСМ способен восстановить права рабочих.) Те, кто остался на АВТОВАЗе, с удивлением читали строчки из приказов, нелепые и грубо нарушающие их права, но в которых черным по белому сообщалось: «согласовано с первичной профсоюзной организацией». Так согласованы сокращение, премия за абсентеизм, носящая все признаки дискриминации, 10-часовой рабочий день, работа в субботу во вторую смену, правила внутреннего режима, унижающие достоинство людей, и много всего, с чем по факту профсоюз АСМ с рабочими не советовался.
На днях профсоюз АСМ отчитался о том, что его ряды пополнили несколько десятков человек. О том, что это вновь трудоустроенные, сомневаться не приходится. Насколько известно, все вновь устраиваемые на завод не получат заветной подписи в отделе кадров о приеме на работу, не вступив в «махровый профсоюз». Всем плевать, что вступление в профсоюз – дело сугубо добровольное.
Вот и теперь профсоюзные боссы АСМ закрывают глаза на явный беспредел, творящийся на предприятии, в том числе на то, как руководство автозавода тратит деньги, выделенные государством для поддержки занятости, на балаган под названием «АВТОВАЗ рулит», взамен поставляя новых членов профсоюза. Числом членов профсоюза АСМ хвалится, правда, замалчивает то, что некоторые вновь принятые пытаются уволиться в тот же день, но хитрое начальство заставляет отработать как минимум две недели. Опытные рабочие с ужасом смотрят на то, как людей принимают не то чтобы без знания профессии, но с отсутствием знания русского языка и не умеющих пользоваться элементарным гайковертом. Тем более нелепо выглядит поиск работников ИТР на таких мероприятиях, как автопробег! Неужели человек, окончивший институт, не знает, как составить резюме и разослать его на нужные сайты?!
Из постов в социальных сетях многим известно о том, что АСМ проводит множество спортивных мероприятий, поздравляет всех и вся с праздниками и даже организовал юридическую консультацию на предприятии. А еще официальный профсоюз автозавода желает приятного дня вазовцам и информирует их о погоде… Не поверю, что профсоюзным бонзам более нечем заняться на АВТОВАЗе, кроме как имитировать бурную деятельность с целью освоения нового транша от государства.
Андрей ШЕСТОВ
КОММЕНТАРИЙ
ГРИГОРИЙ БАСИСТЫЙ, председатель МП ПФО «МОЛОТ»:
– В профсоюз «МОЛОТ» приходят много разных людей с разными политическими и жизненными взглядами, приходят за помощью в разрешении трудовых споров, отстаивании своих прав. Практически все они бывшие члены «махрового профсоюза». Некоторые из них приходят уже после консультации с юристами на ВАЗе и некоторые скептически относятся к словам о том, что АСМ работает в связке с работодателем. Но, увидев в суде защищающего интересы работодателя того самого юриста, который месяц назад консультировал их, прозревают вмиг. Многие с удивлением узнают, например, что председатель профсоюзной ячейки АСМ, с которым они были чуть ли не на дружеской ноге, подписал мотивированное мнение на их сокращение словами «не возражаю». Или что в комиссии по повышению оклада председатель цехкома исключил вас из списка, зато вписал туда очередного лояльного начальству работника…
Сегодня рабочие, отдавшие не один десяток лет АВТОВАЗу, констатируют очередной виток развала предприятия. Улучшения в работе и в создании достойных условий труда они не видят и уже жалеют об уходе французов. Зато бытность Полякова и Каданникова вспоминают как благодатное время, как эпос, предание о том, как было хорошо. Ведь всё познается в сравнении.
…У меня только один совет в данной ситуации: подумать десять раз, прежде чем написать заявление о вступлении в тот или иной профсоюз. Выбор всегда должен быть осознанным.