Есть вопрос
25 января в Думе г.о. Тольятти прошло второе заседание рабочей группы по регулированию вопросов защиты здоровья подрастающего поколения. Как и во время первого заседания рабочей группы, основное время было отведено многострадальному дистанту. Несмотря на то, что на данный момент школьники вновь обучаются очно, работа по изучению дистанционной формы обучения не прекращается. И не зря – после получения нормативной базы по дистанту возникло множество вопросов о правомерности такой формы обучения детей.
Кто разрешил?
После детального изучения нормативной базы, одним из интересных моментов стало обязательное разрешение родителей на перевод ребёнка на дистанционную форму обучения.
Как и предполагалось ранее, без согласия родителей переводить на дистант ребёнка нельзя. Но опять же, по сообщению многих родителей в Тольятти, никакого разрешения у них не спрашивали. Всё произошло в «добровольно-принудительном» порядке. Правда, некоторые родители вспомнили, что в прошлом году в их школах собирали разрешение на перевод на другую форму обучения. Вот только на какой срок перевод осуществлялся – никто и не понял.
Но факт в том, что у многих разрешения действительно не спрашивали. Потому и было принято решение направить от рабочей группы запрос главе администрации города Сергею Анташеву. Через данное обращение участники группы запросили информацию, какие школы и каким образом получали согласие от родителей о переводе детей на дистант.
Оперативные правки
Коснулись и новых СанПиНов, что вступили в силу с 1 января 2021 года. Благодаря им теперь время работы детей у мониторов, планшетов и других гаджетов стало гораздо больше. «Оперативная» правка была сделана после многочисленных возмущений всё тех же родителей, которые не уставали «тыкать носом» чиновников в старые нормы, запрещающие детям проводить много времени у мониторов. Теперь его благополучно поправили. Правда, с какой стати – непонятно.
«Если по прежним СанПиНам не разрешалось школьникам проводить долгое время у мониторов, планшетов и телефонов, потому что вредило здоровью, то новая редакция увеличила время «общения» с гаджетами. Но почему вдруг? Дети в одночасье стали здоровее?» — отметила Наталья Краснова, председатель Самарской региональной общественной организации «Общество традиционной русской культуры «РУССКИЙ УЗОР».
Выяснить, на основании каких документов или исследований было решено так изменить СанПиНы, решили у Роспотребнадзора. В адрес надзорного органа было отправлено обращение с требованием дать ответ.
Смартфон или компьютер?
К слову, о гаджетах. Как оказалось, всё те же нормативы и СанПиНы чётко указывают, что для дистанционного обучения пригодны только гаджеты с размером экрана не менее 15 дюймов! Тут мало того, что все смартфоны автоматически отпадают, так ещё и не все планшеты подходят! И в этом есть смысл, ведь на маленьком экране многого не разглядишь! Но разве это остановило чиновников сферы образования, которые советовали использовать смартфоны, когда стало ясно, что компьютеров катастрофически не хватает? Конечно, нет.
Кстати, с помощью какого гаджета обучался ваш ребёнок?
Между тем в стране с 10 декабря была экспериментально введена «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Та самая, что готовит страну к общему дистанционному образованию и может исключить такое понятие, как «учитель». Но национальная программа ЦОС была и раньше. Правда, насколько она отличалась от эксперимента Мишустина, неизвестно. Но тем не менее ежегодно, ещё до пандемии, государство каждой школе выделяло деньги на компьютеризацию. То есть каждая школа получала бюджетные средства на закупку компьютерной техники. Причем длилось это не год и не два, а значительно дольше.
А теперь вернёмся в 2020 год, к первой волне дистанционного обучения. В то время, когда при вводе дистанта встал закономерный вопрос: где брать компьютеры детям. Помните? Помните, как общественные организации, меценаты и даже чиновники по доброте душевной раздавали ноутбуки детям, которые не имели компьютера для домашнего обучения?
Так вот теперь-то известно, что на закупку компьютеров школы получали бюджетные средства, и не один год. Закономерный вопрос: где они, депутаты и родители решили задать Сергею Анташеву. Запросив у него в том числе информацию, какие школы получали бюджетные средства, сколько и на что их израсходовали.
Одни вопросы
В итоге заседания рабочей группы стало ясно, что слишком много странных и противоречивых моментов возникает в ходе изучения подзаконных актов о дистанционном обучении: тут и впопыхах переписанные СанПиНы, и отсутствие разрешений от родителей, и пропавшие компьютеры, и многое другое. Да и направленное ранее обращение в прокуратуру на данный момент осталось без ответа.
Участники рабочей группы сформировали рекомендации и решили собраться ещё раз в марте этого года. К тому моменту ответы на направленные запросы должны придти вместе с заключением прокуратуры. После изучения официальных ответов станет окончательно ясно, насколько законен был дистант. И какие надзорные или даже правоохранительные органы можно привлечь для поиска ответственных лиц и предотвращения этого беспредела в будущем.
Виктор НАМЕРЕН
КОММЕНТАРИЙ
Ольга Сотникова, председатель рабочей группы по регулированию вопросов защиты здоровья подрастающего поколения, депутат-коммунист:
— У всех нас есть дети, внуки. Потому все мы были невольными участниками этого процесса. Изучив всю «нормативку», выявили множество несостыковок с тем, как это должно быть на самом деле. До сих пор мы не получили ответа из прокуратуры о том, соответствовала ли процедура дистанционного обучения в Тольятти действующему законодательству. На рабочей группе мы решили после получения всех ответов с конкретными уже аргументами обратиться в правоохранительные органы по факту обнаруженных расхождений. И несмотря на то, что во время работы нашей группы дистант был уже отменён, родители продолжают бороться за качественное образование, их в этом всецело поддерживаем. Мы не верим, что ЦОС, которая сейчас будет постепенно внедряться в регионы, позволит получить качественное школьное образование. Конечно, мы не против современных технологий в качестве дополнительных форм получения знаний. Но точно против использования их как основной формы обучения детей.
В ТЕМУ
В тандеме с общественностью
В прошлый четверг родительский актив встретился с депутатом Самарской губернской думы от КПРФ Алексеем Красновым.
Представители сообщества родителей-противников дистанта провели продуктивную встречу с депутатом, наметили направления совместных действий, а также договорились встретиться в скором времени расширенным составом и организовать круглый стол. Родители приглашают всех неравнодушных принять участие в данном мероприятии. На этой встрече планируется разработка более конкретного плана действий, а также распределение ролей и зон ответственности.
О дате и месте встречи будет сообщено дополнительно.