Вы сейчас просматриваете Особые экономические зоны: Пользы нет. А вред?

Особые экономические зоны: Пользы нет. А вред?

  • Автор записи:

Аудиторы Счётной палаты РФ после анализа пришли к выводу, что особые экономические зоны, ТОСЭР, промышленные парки и индустриальные кластеры не выполняют главную задачу создания ускорение роста экономики регионов.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В отчёте Счётной палаты, с которым ознакомились «Ведомости», говорится, что за 12 лет (с 2006 до 2018 года) на создание и развитие только ОЭЗ (особых экономических зон) государством было выделено 136 млрд руб. За тот же срок инвесторы вложили почти 370 млрд руб., выполнив план на 95,5%. Однако большая часть этих денег пришлась всего на четыре зоны – Елабугу, Липецк, Санкт-Петербург и московский Технополис, при этом ожидаемого ускорения роста экономики на этих территориях не произошло. Кроме того, по условиям таких зон строительство социальной, транспортной, инженерной и другой инфраструктур все равно финансируется из бюджета.

Что касается ТОСЭР, отмечают аудиторы, то пока эти территории способствуют оттоку денег из регионов, а не росту экономики – в 2017 году Дальний Восток недополучил 1,5 млрд руб., в 2018 — 2,4 млрд руб. из-за действующего режима ТОСЭР.

Кроме экономических функций ТОСЭР также должны решать социальные вопросы регионов, такие как возрождение и развитие моногородов, отмечают «Ведомости». Однако пока налоговые потери моногородов растут, а их население сокращается. Издание сообщает со ссылкой на представителя Минэкономразвития, что государство рассматривает новые инструменты поддержки и развития моногородов, а также собирается актуализировать существующие программы развития с учетом нацпроектов.

В своём отчёте Счётная палата также отметила проблемы с качеством управления отдельных зон, мониторингом их работы и оценкой экономической эффективности. Аудиторы подчеркнули, что необходимо выдавать льготы инвесторам на основе социального и экономического эффектов, а также создать новое законодательство, которое определяло бы единый механизм развития таких территорий.

Отдельные зоны были созданы в регионах для решения социальных и экономических проблем субъектов и их развития путем повышения их инвестиционной привлекательности. В России действуют 85 ТОСЭР, 26 особых экономических зон, 61 промышленный парк, 45 индустриальных кластеров.

ТОЧЕК РОСТА НЕТ!

В Тольятти созданы и особая экономическая зона, и территория опережающего социально-экономического развития, а отток населения как был, так и продолжается. Зато первые лица области и города называют большим успехом то, что инвесторы, в большей части иностранные, строят на нашей земле свои предприятия.

Вообще, польза от ОЭЗ в Тольятти, может быть, и была бы, если бы иностранцы открывали свои предприятия на нашей земле, а взамен на льготный режим при налогообложении и прочую «замануху» обеспечивали бы тольяттинцев рабочими местами с достойной оплатой труда и дополнительной социальной инфраструктурой. Не по тольяттинским меркам, а по мировым. Вот тогда, глядишь, и другие предприятия подняли бы планку заработной платы по городу. Но где ж это видано, чтобы капиталисты просто так повышали зарплату?!! Сами… Добровольно… Их-то и привлекает в первую очередь дешёвизна нашей рабочей силы. Её покорность, высокая квалификация, отсутствие социальных требований. И только потом – наличие налоговых льгот и других преференций.

ЛЬГОТЫ ЕСТЬ

Кстати о них. Резиденты особых экономических зон взамен того, что своими производствами наносят вред экологии нашего края, используют нас в качестве дешёвой рабочей силы, получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, значительные таможенные льготы, налоговые каникулы и упрощённую систему администрирования для взаимодействия с государственными регулирующими органами.

Хотя предполагалось, что созданная ОЭЗ «Тольятти» в 2010 году будет преследовать главную цель улучшение ситуации на рынке труда Тольятти и Самарской области, создание новых рабочих мест и возможность трудоустройства работников, сокращенных с действующих производств региона (читай АВТОВАЗа). «На создание ОЭЗ «Тольятти» выделено 7,2 млрд рублей из средств федерального бюджета, что составляет 53% необходимого объема финансирования. Оставшаяся часть средств привлекается из бюджетов Самарской области и Ставропольского района, а также из внебюджетных источников.

17 компаний, которые являются резидентами ОЭЗ, планируют вложить в свои проекты в общей сложности около 22 млрд рублей», – сообщается в официальных документах.

Как говорится, планов громадье! Даёшь к 2030 году 30 тысяч рабочих мест! Но на сегодня тольяттинские резиденты создали всего 293 места. А вбухано в нашу зону порядка 12 млрд рублей. Таким образом, стоимость одного рабочего места в тольяттинской ОЭЗ порядка 40 миллионов. Это в четыре раза дороже, чем в среднем по России. И этой суммы хватило бы, чтобы платить среднюю зарплату работнику уже не 25 лет, а целых 100! Может быть поэтому зона «Тольятти» считается «локомотивом проекта»? Об этом писал «Тольяттинский навигатор» в июне 2016 года.

Что изменилось?

Прошло четыре года. Заглянем на сайт ОЭЗ «Тольятти». Количество резидентов 24. Заявленные инвестиции 24,5 млрд руб. Заявленные рабочие места 5 835. Количество реально созданных рабочих мест теперь не указывается. А в разделе «Вакансии» на 28 февраля значилось две позиции наполнитель баллонов для ООО «Праксайр Самара» и инженер-технолог для ООО «ПМ-КОМПОЗИТ». Ах, да, ОЭЗ «Тольятти» включена в черту городского округа. Это, пожалуй, самая главная новость.

Всего же на сегодняшний день в ОЭЗ Тольятти производят свою продукцию заводы девяти резидентов. Большинство из них производители автокомпонентов из Германии, Испании, Японии, Турции. Есть дочернее предприятие американской корпорации Praxair, Inc., которая является крупнейшим производителем технических и медицинских газов на территории стран Северной и Южной Америк. Из российских предприятий бумажная фабрика, фармацевтическое производство, производство композиционных материалов.

Наш корреспондент пытался узнать уровень заработной платы для инженера-технолога ООО «ПМ-КОМПОЗИТ», но женский голос по набранному телефонному номеру бескомпромиссно сообщил, что заработная плата обсуждается с финальным кандидатом на собеседовании. И что она будет не ниже средней по рынку… То есть никаких «точек роста», о которых так много говорилось при создании ОЭЗ, и быть не может. Так зачем же создавались эти зоны?!

КОМУ НУЖНА ЗОНА?

«Какие же вообще цели преследовал проект по созданию особых экономических зон? спрашивал читателей «ТН» в июне 2016 года. И отвечал: Что придёт иностранный инвестор, построит на российской земле в обмен на экономические льготы и готовую инфраструктуру своё производство и возьмёт на работу наших соотечественников. И в чём же тогда выгода для нас, россиян? Может, в том, что не нужно вкладываться в создание рабочих мест? То есть мы будем производить иностранную продукцию, портя свою экологию? Зачем же при этом давать налоговые льготы иностранцам? Почему не придумать какие-то иные механизмы для поддержки собственного производителя? Ведь Запад видит в России лишь источник дешёвой рабочей силы и покупателя товаров, произведённых европейскими (американскими) корпорациями. То есть за наш счёт они будут богатеть, а мы будем работать на них за копейки! То, что зарплату иностранный резидент станет платить европейскую, обольщаться не стоит. Пример АВТОВАЗа наглядно показал: увеличивается лишь интенсивность работы, а зарплата за тот же объём труда – снижается. Такие действия иностранного работодателя оправдываются утверждением: у вас, мол, низкая производительность труда, да и качество работы оставляет желать лучшего. Так что ничего хорошего иностранные резиденты тольяттинцам не посулят. Они ведь (как и все капиталисты) приходят в зону с одной целью – получить больше прибыли.

Сегодня из 17 резидентов ОЭЗ большинство – иностранные производители автокомпонентов. Запуск их производств неминуемо обернулся или банкротством части наших поставщиков автозапчастей, или несозданием таковых. И чем больше будет иностранных автокомпонентщиков, тем легче будет задушить отечественный автопром.

Это мы писали в июне 2016 года. Сегодня не убавить, не прибавить. Если только не вспомнить про госпомощь, которую регулярно просят и получают иностранные производители «российских» автомобилей.

Ольга Баркалова