Акции АВТОВАЗа перешли в категорию «третьего сорта», собственно, как и качество будущего нашего города в целом.
Как ни уверяли горожан действующие власти, достойной альтернативы АВТОВАЗу им создать не удалось. Всевозможные проекты по спасению «моногорода», еще недавно бывшего автомобильной столицей самой большой страны в мире, стали не более чем кормушками для всякого рода чиновников. В любом случае не поспевают чиновничьи перспективы за умиранием ВАЗа. И вместе с заводом умирает и сам город.
…Недавно встретил знакомого. Он работал на АВТОВАЗе. Попал под сокращение и теперь ездит на работу в Жигулевск. Получает больше, чем на автозаводе. Еще два-три года назад это было бы нонсенсом. А сейчас за зарплату в двадцать-тридцать тысяч люди готовы ехать хоть на край света… Только за прошлый год город покинули более 2000 человек. И это по официальной статистике. А сколько наших земляков трудится в других городах, не выписываясь с тольяттинского адреса, точно не скажет никто.
Февраль. Достать чернил и плакать…
Главными финансовыми новостями градообразующего предприятия в феврале стали, пожалуй, две: одна хорошая, другая плохая. Хорошая – обнародованы итоги 2016 года, согласно которым АВТОВАЗ незначительно увеличил прибыль (+4,8%) и на 37% снизил операционный убыток. Плохая – акции предприятия на ММВБ перешли из второй категории в третью. И с февраля они торгуются как бумаги компаний повышенного инвестиционного риска. Что это значит для Тольятти и тольяттинцев? То, что автогигант, по сути, является колоссом на глиняных ногах?
Эксперты отмечают, что перевод в третью категорию может означать серьезные проблемы у компании, выпустившей акции. Такая мера применяется, например, когда компания не выполняет условия договоров займов, отказывается предоставлять необходимую отчетность или не имеет утвержденной дивидендной политики.
А что вообще происходит сегодня с ценными бумагами АВТОВАЗа? Кто их покупает, почем и какова динамика роста?
Десять лет без дивидендов
Уставный капитал АВТОВАЗа был разделен на 2,3 миллиарда акций номинальной стоимостью 5 рублей. В результате дополнительной эмиссии в конце 2016 года было выпущено еще 2,9 млрд акций такой же номинальной стоимостью. Таким образом, в результате рекапитализации АВТОВАЗ привлек 26,14 млрд руб. Напомним, решение о проведении дополнительной эмиссии 3,281 млрд обыкновенных акций было принято на внеочередном общем собрании акционеров АВТОВАЗа в октябре 2016 года. Причиной послужил рекордный убыток предприятия по итогам 2015 года – 73,8 млрд руб. После завершения второго этапа рекапитализации, запланированного на март сего года, консорциуму Alliance Rostec Auto B. V. будет принадлежать около 95%. При этом, как обещают в «Ростехе», госкорпорация сохранит за собой блокирующий пакет предприятия.
На 13 февраля обыкновенные акции торговались по 11,67 руб., привилегированные – 6,825 руб. Аналитики фондового рынка отмечают, что на рынке потребность в ценных бумагах АВТОВАЗа крайне низкая, а динамика их курса отрицательная. То есть, поскольку предприятие убыточно, акции будут, по мнению биржевых аналитиков, дешеветь весь 2017 год. Кстати, в этом году исполняется ровно десять лет с тех пор, как акционеры АВТОВАЗа последний раз получали дивиденды. По 0,29 руб. на обычную акцию.
Билет Прохорова
И вот в такой ситуации мы вдруг узнаем, что покровитель нашего мэра Михаил Прохоров в канун нового, 2017 года покупает миллиард с четвертью голосующих акций или почти четверть (24,09%) завода. Сделка обошлась олигарху в 11 с лишним миллиардов рублей. Зачем? Неужели Прохоров верит в АВТОВАЗ? Может, решил на его площадях собирать свой Ё-мобиль? Или для покупки акций есть какие-то другие причины?
Эксперты отмечают, что покупка Прохорова почти наверняка носит чисто политический характер. Так, есть предположения, что он просто пытается тем самым восстановить отношения с государственной властью, которые были подорваны в том числе из-за критических материалов, публиковавшихся журналистами его медиахолдинга. Поддержка АВТОВАЗа, таким образом, могла быть продиктована ему из Кремля в качестве условия примирения.
Другие аналитики в качестве версии указывают на то, что Прохоров, возможно, желает полностью распродать свои российские активы и, например, окончательно осесть в каком-нибудь Куршевеле. Однако выйти из российских активов непросто при условии противодействия государственных органов. За покупку акций АВТОВАЗа, однако, Прохорову могли пообещать зеленый свет для распродажи всего остального.
Есть и третье, наиболее оптимистичное мнение: приход нового инвестора на АВТОВАЗ, не только хорошо знакомого с мэром Тольятти, но и имеющего репутацию бизнесмена, инвестирующего в проекты с высокой гарантией результата, безусловно, позитивно скажется на развитии городской экономики. И кроме пополнения уставного капитала у предприятия появляется возможность резко снизить долговую нагрузку и выйти в прибыль уже к концу 2017 года…
Складывается впечатление, что к этому столь оптимистичному высказыванию причастны либо сторонники нынешнего мэра Сергея Андреева, который выражает огромное желание еще поуправлять городом в качестве сити-менеджера, либо те, кто ни в Тольятти, ни на АВТОВАЗе никогда не был.
Сколько можно?
Происходящее сейчас вполне закономерно. В 90-е здесь заправскими хозяевами считали себя бандиты. Неплохо заработали. Потом москвичи с многомиллионными золотыми парашютами. Они тоже неплохо заработали. Потом были французы, чехи, румыны… пришедшие на государственные деньги. Получили они немало, наверно, это был последний шанс для АВТОВАЗа. Всякий пришлый хозяин выжимал из завода вложенные в него когда-то НАРОДНЫЕ капиталы, превращал завод в свою кормушку. Сейчас еда кончилась, и птицы улетели.
В реалиях на сегодняшний день ситуацию в городе многие жители характеризуют как мрачную и бесперспективную. Экс-президент Международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрий Целиков считает, что в столь сложной ситуации, как сейчас, АВТОВАЗ не находился еще никогда: «Ни в 1995 году, когда завод внаглую не платил налоги, конфликтовал с правительством и находился в предбанкротном состоянии. Ни в кризис 2009 года, когда была финансовая катастрофа, но была и мощная поддержка государства, и значительные резервы для внутренней оптимизации – кадровой, производственной, имущественной. Сейчас оптимизировать уже нечего».
Все так. Непрофильные активы сброшены, у государства денег нет. Остались только сокращения работников, а это и есть самое настоящие вымирание. Впереди только перспектива банкротства.