31 октября с 16-30 до 18 часов независимый профсоюз «Единство» совместно с КПРФ Автозаводского района организуют митинг в парке Победы (пересечение ул. Революционная и Фрунзе). О том, с какой целью проводится данное мероприятие и какой позиции придерживается «Единство» в сложившейся ситуации на ОАО «АВТОВАЗ», «ТН» рассказывает руководитель независимого профсоюза Пётр Золотарёв.
– Организуя митинг, мы намерены предложить площадку для выражения мнений трудового коллектива ОАО «АВТОВАЗ» и в первую очередь тех работников, кто был уволен по сокращению штатов, тех, кто сейчас стоит на учете в центре занятости и обивает пороги в поисках работы. Пусть расскажут о своих мытарствах.
– А вы считаете, что оптимизацию на предприятии можно проводить и без сокращения штата?
– Профсоюз «Единство» выразил еще в начале этого года свою позицию и предложил ее в письменном виде руководству завода. Она заключается в том, чтобы сокращать не работников, а расходы на содержание административного аппарата.
– Как это можно сделать?
– У административного аппарата большой штат сотрудников, у них много кабинетов, оргтехники, дорогие кожаные кресла. Они летают на чартерных рейсах, то есть частных самолетах, туда-обратно. Причем не только по стране, но и за рубеж, потому что корпорация российско-французско-японская. А если руководство считает, что без чартерных рейсов и кожаных кресел невозможно обеспечить работоспособность предприятия, давайте сядем за стол переговоров и решим, что из перечисленного можно сократить, а что нет. При этом словами дело не должно ограничиться, нужен контроль общественности за расходами на предприятии. Трудовой коллектив и руководство АВТОВАЗа должны участвовать в процессах оптимизации совместно. Ведь Бу Андерссон говорит, «мы одна команда, одна семья, плывем в одной лодке». Так давайте же вместе и порассуждаем на данную тему. Это первое предложение.
Второе. Правительство РФ, понимая, к чему может привести ситуация с падением продаж на автомобильном рынке, еще в январе этого года предложило субсидии предприятиям автопрома для сохранения рабочих мест. У АВТОВАЗа была такая возможность – получить субсидию и сохранить коллектив. Я не знаю, воспользовался он ей или нет, но поддержка правительства при этом серьезная – 9 млрд рублей.
Третье. На АВТОВАЗе используется заемный труд, то есть привлекаются сторонние компании, продающие рабочую силу для нужд автозавода. Условия оплаты для них другие, без льгот и гарантий, положенных сотрудникам автозавода. И руководству выгодно использовать такой труд. Но мы против: если есть необходимость в кадрах, зачем сокращать персонал АВТОВАЗа, дайте вазовцам эту работу!
– Если всех этих мер для улучшения экономического положения окажется недостаточно?..
– Давайте сократим рабочую неделю, уменьшив количество часов в смене. Это будет временная мера, но мы сохраним коллектив. Ведь, как показывает практика, большинство уволившихся людей не возвращаются затем на завод, а те, кто приходит вновь, теряют квалификацию.
– Каков был ответ руководства АВТОВАЗа на ваши предложения?
– Оно поступает в соответствии с российским законодательством, и переговоров не будет.
Однако после этого мы заметили, что президент АВТОВАЗа издал приказ о приведении в соответствие расходов на содержание административного аппарата, о сокращении численности иностранных специалистов и т.д. Мы ему тут же написали открытое письмо, выразив благодарность за принятие этих мер. Но поскольку нас не допускают к контролю над их реализацией, у независимого профсоюза есть по этому поводу сомнения. Плюс к тому, мы видим много нарушений со стороны руководителей, находящихся в системе администрации. Например, объявляют о сокращении РСиС – руководящих специалистов и служащих. Вместо этого заставляют рабочих увольняться по собственному желанию, а освободившуюся рабочую клетку занимает руководящий сотрудник. При этом бывший начальник ходит в халате и занимается тем же самым – бумажной работой, а нагрузка перераспределяется на оставшихся рабочих. «Единство» призывает сопротивляться и не делать работу за других. Но люди запуганы.
– …Предстоящими увольнениями?
– Да, 16 сентября в профсоюз «Единство» пришло уведомление от работодателя о том, что в декабре будет сокращено еще 700 человек. При этом по итогам полугодия Бу Андерссон заявляет, что число сотрудников АВТОВАЗа сократилось с начала года на 8600 человек. Но вспомним разговор губернатора Самарской области с президентом страны, где Николай Меркушкин сообщил Владимиру Путину, что на АВТОВАЗе в 2014 году будет уволено 8 тыс. человек. Путин наказал тогда не допустить социальной напряженности в городе. Сейчас получается, что план по сокращению перевыполнен. Но при этом нас игнорируют, отказываясь от открытых переговоров с независимым
профсоюзом «Единство», не реагируя на открытые письма. А напряжение все возрастает в коллективе, нам пишут, звонят: почему «Единство» молчит?
Я на подобные вопросы обычно отвечаю так: «Вы же в большинстве состоите в профсоюзе «Работников автосельхозмашиностроения», который ведет переговоры с работодателем, заключает коллективный договор, подписывает соглашения на сокращение штата. Это от вашего имени и с вашего молчаливого согласия все происходит. А когда припекает, почему обращаетесь к нам?» Нас в профсоюзе всего 300 человек, но мы пытаемся в неравных условиях противостоять беспределу работодателя, отстаивая права работников на достойный труд.
– Почему так малочисленны ряды «Единства»?
– Героев много не бывает. Администрация АВТОВАЗа применяет политику давления, репрессий и дискриминации в отношении членов «Единства». Сколько в судах находится дел по восстановлению права на достойный труд членов профсоюза! По Виктору Альчикову мы выиграли, ему выплатили компенсацию за вынужденные прогулы, когда администрация его отстраняла от работы, но его перевели в другую смену. И теперь они с женой не могут возить тещу, больную раком, на процедуры. То есть сейчас в отношении него все происходит в соответствии с законом, но безнравственно. Получается, что никто не озабочен тем, чтобы создать приемлемые условия для работы. Вместо этого строят козни, вредничают, чтобы задавить, сломать и показать другим: так будет с каждым.
– И ведь это делают не французские, не японские руководители, а наши, российские?
– Совершенно верно, наши. Но я по убеждениям – интернационалист, потому уверен: без разницы, какой национальности руководитель, он всегда будет делать то, что ему прикажет собственник. Единственная проблема в самом трудовом коллективе. Если у людей есть человеческое достоинство, они будут его защищать и отстаивать права. Такая тактика выживания, как молчаливая стратегия, уже не удастся. Жизнь другая, рынок требует других отношений. Надо понимать, что у работодателя основной интерес – получение прибыли, у рабочего человека – соблюдение его законных прав на достойный труд, достойную его оплату.
Трудовой коллектив тоже производит материальные блага. Митинг – это первый шаг к тому, чтобы мнение рабочих было услышано. Если трудовой коллектив готов к забастовке, мы поможем организовать и ее. Вопрос к людям: готовы ли они бороться за свои права. При этом если постоянно приспосабливаться к ситуации, она будет лишь ухудшаться.
– Эффект сжатой пружины не сработает?
– Мой давний товарищ и учитель, директор Института проблем занятости Минтруда РФ и РАН, профессор по экономике Борис Васильевич Ракитский как-то в разговоре объяснял, что законы физики не применимы в социальной сфере. Когда человека загоняют в жесткие условия, он к ним приспосабливается, привыкает. И этого нельзя допускать!
– Значит, кроме того, как привыкнуть к ухудшающимся условиям труда или увольняться, есть и третий путь?
– Конечно, отстаивать свои права и интересы! В антагонизме, противостоянии труда и капитала заложено развитие научно-технического прогресса. Сегодня на АВТОВАЗе основная цель – повысить производительность труда исключительно за счет физической и интеллектуальной перегрузки персонала. Недавно женщина – водитель погрузчика – рассказывала о причине своего увольнения: она не успевала выполнять возросший объем работы. Ведь, трудясь на пределе своих возможностей, она могла нарушить технику безопасности и сбить кого-нибудь. Вот в прессовом производстве недавно женщине пальцы руки отрезало…
Для того чтобы повысить производительность труда, есть несколько способов: применить новшества научно-технического прогресса, внедрить новые технологии, закупить технику или заставить людей быстрее работать. Последнее, безусловно, намного дешевле. В прессовом производстве работает человек, состоящий в рядах «Единства», он в течение двух лет не мог выполнить норму. Тратил даже обеденное время, но норма все увеличивалась, и он не успевал. Независимый профсоюз подключился к разбирательству, и оказалось, что согласно нормативу, эту работу должны выполнять два человека. А он работал за двоих, да его еще и наказывали. В итоге завышенный норматив отменили.
– При этом сегодня достаточно часто можно слышать, что в России очень низкая по сравнению с Европой производительность труда. Так что же россияне хуже работают, чем европейцы?
– Я был на предприятиях автопрома Голландии, Германии, Канады, Бразилии. И могу сказать, видя, как там работают люди, с какой интенсивностью, с какими усилиями, у них просто шикарные условия труда по сравнению с АВТОВАЗом. Если сравнить голландскую линию прессового производства, у них очень производительна сама линия. Там труд человека минимален, в основном работают при помощи манипуляторов. Канадцы устанавливают сиденья тоже при помощи манипулятора, вводя его в кабину. Человек лишь прикручивает сиденье к полу. Наши же на себе тащат тяжелое
сиденье, потом вставляют его в машину и закрепляют. По усилиям труда на АВТОВАЗе работать намного тяжелее.
– И при этом труд в России оплачивается ниже, чем в Европе…
– Так производительность же ниже. Но отчего? Оттого, что рабочему так организовали его труд руководители. В результате человек работает интенсивнее. Я бы посоветовал руководителям АВТОВАЗа почитать книги Фредерика Тейлора – известного американского экономиста, основоположника научной организации труда. Он, кстати, выходец из рабочей среды, и справедливо считал, чем чаще человек работает на пределе своих возможностей, тем менее эффективен его труд. При должной организации труда у него больше останется сил для качественного выполнения работы.
*Ольга Баркалова