или почему мэрия избавляется от консерватории?
Наша газета продолжает следить за ситуацией, сложившейся вокруг Тольяттинской консерватории. И сегодня мы расскажем о последних событиях, в центре которых оказался музыкальный вуз. Но сначала напомним, чем объяснимо столь пристальное внимание к учреждению.
Много и хорошо…
В теперь уже относительно далеком 1998 году (прошлый век все же) в нашем городе на базе колледжа искусств был создан институт искусств. А в октябре 2011-го он получил консерваторский статус. В этом же году Тольяттинский институт искусств по результатам очередной аттестации вошел в тройку лучших вузов России и получил признание музыкальных кругов страны.
Еще четыре-пять лет назад о Тольяттинской консерватории – муниципальной, а не государственной, как остальные 12 существующих в России, – говорили (и не голословно) много и хорошо. Например, то, что две трети студентов консерватории и колледжа обладают званиями лауреатов международных и всероссийских конкурсов. Что в консерватории учится 30% иногородних детей и большинство тольяттинских талантов. Что выпускники консерватории составляют основу всего профессионального музыкального сообщества Тольятти, оркестров городской филармонии, преподавателей учреждений искусств и культуры и работают во многих оркестрах и театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и других городов не только России, но и Европы. Что роль Тольяттинской консерватории как научно-исследовательского центра постоянно растет и об этом свидетельствуют ежегодные международные и всероссийские научно-практические конференции, семинары и мастер-классы, которые проводят профессора ведущих консерваторий России и зарубежья…
…но недолго
И вот уже в 2014 году у такого успешного образовательного учреждения появился риск остаться без аккредитации. (Свидетельство об аккредитации дает право на выдачу государственного диплома.) Тогда городские власти агитировали, чтобы студенты переходили в другие учебные заведения, и обещали из городского бюджета оплачивать их обучение. В тот раз у мэрии ничего не вышло: студенты объединились и потребовали от чиновников принять решение в пользу вуза. Вопрос решался на уровне областного правительства. В результате коллективу консерватории удалось отстоять право на существование.
Однако мэрия не отказалась от намерения реорганизации, а то и ликвидации музыкального учреждения образования. И вот в 2016-м консерваторию опять штормит. Рособрнадзор своим приказом от 28 июля сего года отказал в переоформлении приложения к свидетельству об аккредитации, лишив консерваторию права выдавать дипломы государственного образца в рамках бакалавриата и специалитета. Но ректор консерватории Евгений Прасолов решил не сдаваться. По его мнению, после получения экспертного заключения возможно устранить замечания и повторно подать документы с получением нового свидетельства об аккредитации. Он изложил ситуацию, сложившуюся вокруг консерватории, в письме и передал его для нового министра образования Ольги Васильевой. Но буквально через три дня после этого Евгения Николаевича уволили.
За что ушли Прасолова?
Экс-ректор считает, что попросту стал неудобен учредителю. Хотя бы потому, что Татьяна Леснякова, заместитель мэра по социальным вопросам, заявляет перед общественностью, что если консерватория в третий раз не пройдет аттестацию, то она будет лишена лицензии на ведение образовательной деятельности. Но это не так. «Меня невозможно в подобных вопросах сбить с толку, – говорит Евгений Прасолов. – Потому и стал я учредителю неудобен». У мэрии другая позиция на этот счет. «Претензий к Прасолову как к ректору нет, – говорит заместитель мэра по социальным вопросам, – но те критерии, которые предъявляются, таковы, что мы не показали должного результата».
Другими словами, Прасолова уволили за то, что консерватория не прошла аттестацию. А по его словам, свидетельство об аттестации не получено как раз потому, что показатель мониторинга по образовательному процессу получился низкий за счет того, что мэрия закрыла поступление в консерваторию из-за отказа в аккредитации. Вот такой замкнутый круг. И что еще интересно, официальной причины отказа консерватории в госаккредитации не называет ни мэрия, ни Рособрнадзор.
Под крышу государства
Городская общественность выступила в защиту Тольяттинской консерватории и обратилась с петицией о сохранении вуза к министру образования и науки Ольге Васильевой и министру культуры Владимиру Мединскому. Под обращением подписалось рекордное число тольяттинцев и жителей других городов. А тем временем Евгений Прасолов получил ответ на свое письмо в Министерство культуры, в котором говорится, что в ведомстве готовы рассмотреть возможность перехода консерватории под крыло Минкультуры России при условии передачи в федеральную собственность имущества, закрепленного за учреждением, и лимитов бюджетных ассигнований на осуществление его деятельности. Судя по информации мэрии, там тоже готовы на передачу. В письме заместителя мэра по социальным вопросам говорится: «Весь имущественный комплекс Тольяттинской консерватории, включающий четыре образовательных корпуса, студенческое общежитие, земельные участки, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, а также кадровый потенциал, позволяют сохранить систему подготовки специалистов в сфере культуры и искусства, расширить формы инклюзивного образования на территории Самарской области. Учитывая вышеизложенное, мэрия городского округа Тольятти просит оказать содействие в передаче Тольяттинской консерватории в качестве многоуровневого комплекса в федеральную собственность».
Такое развитие событий, конечно же, на руку сторонникам сохранения консерватории. Однако точку в этом деле ставить рано. Вернемся к словам Татьяны Лесняковой, которые она произнесла на встрече с общественностью в университете им. Татищева 14 октября: «…Если консерватория не пройдет аккредитацию третий раз, то она будет лишена и лицензии». Прокомментировать смысл сказанного мы попросили Павла Туркова, помощника депутата Госдумы Леонида Калашникова:
– Если в мэрии заинтересованы не в сохранении консерватории, а в сохранении ее имущественного комплекса, то такого шага вполне можно ожидать от учредителя. А вообще, целью всей этой шумихи вокруг консерватории является желание команды мэрии избавиться от своего рода «непрофильных активов». Сократить по максимуму все, во что необходимо вкладывать средства. Поскольку бюджет на следующий год верстается с полумиллиардным дефицитом, а муниципальный долг приближается к уровню собственных доходов, секвестр им просто необходим. У консерватории пять корпусов вместе с общежитием. И все это содержать нужно. Лишение лицензии приведет к тому, что часть помещений можно будет продать или сдать в аренду. Однако закрытие консерватории считаю недопустимым, оно нанесет серьезный удар по культуре нашего города.
Что может потерять Тольятти
Наш город сегодня переживает не самые лучшие времена, предприятия закрываются, растет безработица, различные рейтинги признают Тольятти то самым бедным, то самым депрессивным. И надежда у нас, мол, только на ОЭЗ или ТОР. Да здравствует технократия! Но без музыкантов, художников, ученых любой даже самый продвинутый город превратится в обычный рабочий поселок. Искусство необходимо для выживания человечества как вида, – сказал кто-то из классиков.
Сейчас мы закроем консерваторию, завтра филармонию, потом музеи и театры. Потом общество деградирует, вырастет преступность. Разве мы этого хотим?! «Сегодня, когда чиновники различного уровня с высоких трибун заявляют о необходимости повышения социально-экономического уровня города, почему-то никто не обращает внимания на культуру и искусство. Видимо, ни у городских, ни у областных властей нет заинтересованности в том, чтобы в Тольятти была мощная площадка для развития духовности, для воспитания тех, кто готов посвятить свою жизнь музыкальному образованию, формированию культурной среды города и региона. Если сегодня в Тольятти уничтожить оплот искусства и культуры, город потеряет свое лицо, потеряет одну из своих особенностей. Между тем общественность не только Самарской области, но и других регионов всецело поддерживает нашу позицию относительно судьбы консерватории», – говорится в петиции.
…Под обращением подписалось несколько тысяч человек. Из Тольятти, Москвы, Краснодара, ближнего и дальнего зарубежья. Мы приводим некоторые комментарии тех, кто отдал свой голос за сохранение культуры на территории Тольятти.
Комментарий
«В городе планомерно уничтожается все, что связано с культурой. Вместо кинотеатра – жилой дом, вместо уникального панно «Радость труда» – супермаркет, вместо музея «Наследие» – непонятно что, вместо обустройства центров районов – по супермаркету. Дошла очередь до консерватории – гордости жителей города! Позор властям!»
Аркадий Эстрин, с. Ягодное
«В моногороде с преобладанием технократичного мышления консерватория необходима для создания культурной гуманитарной среды, воспитания музыкальных кадров достойного уровня. Если не хватает денег на консерваторию, то, может быть, лучше сократить безмерно раздутый чиновничий аппарат? Не многовато ли содержать 34 человека в департаменте культуры Тольятти?»
Анна Светлова, г. Истра