Вы сейчас просматриваете Руки прочь от Надежды Бабаевой!

Руки прочь от Надежды Бабаевой!

Споры между начальством и рабочими возникают часто. Но многие ли работники решаются отстаивать свои права и спорить с руководством?

Единицы… Для этого нужно иметь смелость. Ведь придется идти до конца. Возможно – до увольнения, до суда. Тем более тяжело стоять на своем, когда понимаешь, что суд в нашей стране – часть системы. Той самой системы, против которой и приходится воевать работнику, вставшему на путь отстаивания своих законных трудовых прав. Ведь на стороне работодателя – опытные юристы, деньги, связи. А на стороне работника –
в лучшем случае профсоюз. И то если он есть на предприятии. Если он настоящий, а не карманный. А общество… ну, то самое, которое должно быть гражданским, в лучшем случае выступает всего лишь немым статистом происходящего. А в худшем – вообще не замечает того, как лучшие из его представителей оказываются загнанными в  угол машиной потогонки и кредитов, всевластия проворовавшегося начальства
и коррумпированных представителей власти…

«Спасительный» план
С чего началась история теперь уже известной всему городу работницы Тольяттинского троллейбусного управления Нади Бабаевой? Стартом для ее хождения по мукам послужило бедственное положение, да что там – практически банкротство муниципального предприятия в 2015 году. Тогда мэрия и подконтрольное ей начальство ТТУ во главе с Евгением Растегаевым придумали довольно мутный план по «спасению» предприятия. Если говорить о нем коротко, то план состоит из 63 млн рублей кредита, сокращения единиц муниципального парка троллейбусов и работников, приостановления работы выгодно расположенного депо. Для людей, осведомленных о печальных итогах хозяйствования подконтрольных муниципалитету предприятий Тольятти (например, ОАО «Лифтэлектросервис»), понятно, что в итоге этим дело не кончится – предприятие растащат по кускам и распродадут. Так что для сотрудников предприятия, работающих сегодня за нищенскую зарплату, план этот спасительным никак не выглядит. А вот спасти реноме начальства и то, что оно в результате может успешно положить себе в карман, план вполне может…
Несмотря на открытые протесты некоторых депутатов, план был утвержден в думе и вступил в силу (о том, как план по «спасению» ТТУ лоббировался в местном парламенте, «Тольяттинский Навигатор» подробно рассказывал в предыдущих номерах). Получив поддержку от думского большинства «ЕР», руководство ТТУ начало с того, что спешно в добровольно-принудительном порядке перевезло сотрудников депо № 2 Автозаводского района в депо № 3, расположенное в Комсомольском районе. Там сотрудники ТТУ попали в условия, которые депутат ТГД и трудовая инспекция признали неприемлемыми. Так, ввиду плачевного состояния цехов ремонтные работники с риском для жизни были вынуждены работать с электрооборудованием по щиколотку в воде. Здание, отведенное под административную работу, тоже безопасностью не отличалось. Вследствие чего «эффективное» руководство ТТУ получило предписания от проверяющих органов и было оштрафовано.

ТТУ. Перезагрузка
После таких событий в приемную депутата начали поступать тревожные письма от сотрудников ТТУ, а в редакцию издания «Тольяттинский Навигатор» – звонки от обеспокоенных контролеров, водителей и диспетчеров ТТУ.
Вот выдержки из некоторых: «перевели в депо 3 без моего согласия, не обеспечили доставку служебным транспортом ко времени явки, а также доставку в вечернее время домой»; «уведомление о переводе в депо три было подписано под угрозой увольнения»; «ухудшили условия труда, что может привести к аварийной ситуации во время движения». Но долго таким обращениям в редакции находиться было не суждено. Руководство намекнуло недовольным на увольнение, и часть обратившихся свои заявления забрали.
Не выдержав давления, работники ТТУ начали увольняться с предприятия. А тех, кто остались, руководство начало загружать все новыми и новыми обязанностями. Так, центральным диспетчерам, к числу которых и относится Надежда Бабаева, добавили работы: в их должностную инструкцию вписали функции диспетчера по выпуску, которого упразднили для пущей «эффективности» предприятия. В связи с нововведением объем работы этих диспетчеров увеличился в разы, а зарплата – ни на копейку. К сожалению, проблема состояла не только в этом – новые функции были абсолютно несовместимы с обязанностями центрального диспетчера, о чем Надежда
Бабаева сразу же сказала руководству.
 – В обязанности центрального диспетчера входит оперативная реакция на ДТП, оперативное же их устранение, контроль за конечными станциями. То есть здесь важна мгновенная реакция, – пояснила «Тольяттинскому Навигатору» Надежда Бабаева. – Нам добавили функции, абсолютно не свойственные нашей должности. Раньше их выполнял диспетчер по выпуску. Он заполнял и выдавал водителям путевые листы, распределял и закреплял машины за маршрутами, контролировал их перемещения. Получается, что, если я произвожу выпуск автомобилей и если вдруг произойдет ДТП или обрыв контактного провода, я не смогу быстро среагировать, и это может стоить кому-то жизни.
По причине невозможности совмещать две важные, но взаимоисключающие функции Надежда Бабаева отказалась выполнять работу диспетчера по выпуску и продолжила работать центральным диспетчером.
Несладко пришлось тем трем центральным диспетчерам, которые согласились работать по новой инструкции. Их коллеги соглашаются, что теперь женщинам гораздо труднее – и физически, и психологически, но в отличие от правдоборца Бабаевой они боятся перечить руководству.

Непокорная Бабаева
Итак, подписываться под новой должностной инструкцией Бабаева не стала, ведь была с ней не согласна. С момента вступления новых функций в силу она продолжала добросовестно выполнять свою старую работу – работу центрального диспетчера, игнорируя требования руководства начать хвататься за все сразу. Начальство допустило ее до работы по старой инструкции и, более того, специально для ее смен выделило помощника, который выполнял работу диспетчера по выпуску. Помощницу дали, но (вот казус) даже не ознакомили ее с инструкцией. Теперь понятно – все это время руководство ТТУ готовило план юридической атаки на Бабаеву…
Надежда Аркадьевна не сдавалась и настаивала на своем праве выполнять тот объем работ, на который ее брало прежнее руководство ТТУ. И через некоторое время, что называется, началось: на непокорную начали составлять акты о невыполнении ею должностных инструкций и множество докладных все по той же причине. И это несмотря на то, что она еще в самом начале написала начальству письмо, в котором разъясняла причину отказа совмещать несовместимую работу. Все бумаги демонстративно вручались Бабаевой во время ее смены, прямо перед коллегами. Накопив «нужное» количество «телег», тэтэушное начальство «влепило» непокорной работнице выговор.
Несмотря на все неприятности, Бабаева не побоялась бороться за справедливость и решила защитить свои права на достойный труд в суде: 12 мая она подала исковое заявление в суд. В своем заявлении работница просила признать составленные на нее акты и докладные недействительными, ведь от выполнения работы она отказалась в своем входном письме, а работодатель не только допустил ее к работе на прежних условиях, но и даже не предложил другую вакансию в соответствии с законом.

Babaeva

«Чудесный» суд»

29 июня Бабаева вместе с защитниками и свидетелями впервые встретилась с начальством в суде. Само руководство в лице гендиректора МП «ТТУ» Растегаева не почтило зал суда своим присутствием. Представительница ТТУ, изъявляющая волю
руководства, была юристом предприятия и не имела абсолютно никаких профессиональных знаний о троллейбусном деле, чем и пользовалась, постоянно ссылаясь на свою некомпетентность в большей части вопросов. При этом (вот казус!) юрист рьяно доказывала то, что должности центрального диспетчера и диспетчера по выпуску друг друга полностью дублируют.
В ходе суда выяснились всякие «чудесные» подробности «эффективной» кадровой политики ТТУ. Так, помимо того что Бабаеву допустили к работе по старой инструкции и начали засыпать докладными и актами, помощник, которого ей в помощь посадили работать диспетчером по выпуску, оказался кондуктором троллейбуса! Алексееву просто «попросили» поработать диспетчером по выпуску, при этом не снабдили даже инструкцией, не говоря уж об обучении, а оплату производили как диспетчеру конечной станции.
Старший диспетчер Чумакова, которая является прямым начальником Бабаевой, свое решение о привлечении к работе кондуктора комментировать отказалась. К тому же ни Чумакова, ни ее муж, являющийся ее начальником, никак не могли припомнить, в какое время, при каких обстоятельствах и в каком помещении вручали Бабаевой все эти докладные. То, что травля Бабаевой напрямую связана с тем, что она стала активистом независимого профсоюза «МОЛОТ», тоже никак прокомментировано не было.
Суд «благотворно» повлиял и на остальных центральных диспетчеров – тех самых, которых руководство ТТУ загрузило
допработой без допоплаты. Оказавшись перед судьей, они, судя по всему, сразу же обрели второе дыхание и начали утверждать, что прекрасно справляются с двумя обязанностями сразу. За надбавку к заработной плате за дополнительную работу, как вы понимаете, не ратовали. Судья Гросул довольно странно реагировала на замечания представителей Бабаевой и даже реплики самой истицы. Они относились напрямую к делу, но судья отчего-то то и дело снимала их. В особенности вопросы, касающиеся деятельности на ТТУ четы Чумаковых.

Где искать правду
Выслушав стороны, судья Гросул вынесла решение, которое оставило в силе распоряжения руководства ТТУ. Факты наличия в путевых листах троллейбусных маршрутов записей о многочисленных ДТП, а также факт того, что руководство само допустило Бабаеву к работе по старой инструкции, почему-то не стали для судьи основанием для признания правоты профсоюзной активистки.
Но ни Надежда Аркадьевна, ни профсоюз «МОЛОТ» сдаваться не собираются. Сама Бабаева совместно с юристами готовит документы на апелляцию. А вот профсоюз готовит на 22 июля акцию – пикетирование мэрии, Комсомольского суда и здания администрации Тольяттинского троллейбусного управления. И суть этого пикетирования проста: «Руки прочь от Надежды Бабаевой!»

Анастасия Клен, Григорий Штрек
специально для «Тольяттинского Навигатора»