Вы сейчас просматриваете Хотели как лучше…

Хотели как лучше…

Инициатива лидеров правящей партии о частичном или полном освобождении пенсионеров старше 70 лет от уплаты взносов на капитальный ремонт похожа на фикцию.

Разговоры о том, что необходимо дифференцировать выплаты за капитальный ремонт различным категориям граждан, ведутся с осени прошлого года. Напомним, с данной инициативой лидер партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев выступил 7 октября 2015 года. Полтора месяца спустя было принято решение о том, чтобы освободить от уплаты половины суммы взносов инвалидов I и II группы, семьи с детьми-инвалидами и одиноких стариков. Параллельно с этим кабмин порекомендовал регионам проработать этот вопрос на своем уровне и установить льготы для одиноко проживающих людей старше 70 лет, а именно: компенсировать им 50% расходов на оплату взносов. А для людей более преклонного возраста (80 лет и старше) должна быть предусмотрена стопроцентная компенсация. Финальной вишенкой на торте выглядел принятый в конце декабря прошлого года 399-ФЗ, вносящий соответствующие изменения в некоторые статьи Жилищного кодекса РФ и закона о соцзащите инвалидов.
На радостях с нового года льготники перестали оплачивать квитанции, приходящие от регионального оператора Самарской области «Фонд капитального ремонта». Но, несмотря на это, неприятным снежным комом задолженность за неуплату этой коммунальной статьи расходов росла с каждым месяцем. Вместе с долгом множилось и недоумение народа: где обещанные льготы?! С этим вопросом граждане стали обращаться к местным чиновникам. Те же в свою очередь весьма ловко переводили стрелки на местных депутатов: «Должен быть принят закон Самарской области, но его пока нет».

Любители тихой езды
Взяв за основу своих решений поговорку «Тише едешь – дальше будешь», чиновники Самарской области решили применить ее и на практике в принятии соответствующего регионального закона. Так, например, по сравнению с соседними областями Самарская выглядит действительно отстающей. Для сравнения: в Саратовской области соответствующий закон был принят еще в январе, в Ульяновской, Нижегородской областях и в Мордовии – в феврале.
Выяснить причину проволочек с принятием решения на местном уровне пытались многие. Оказалось, что всё, как всегда, упирается в деньги: по данным Госстатистики, в области проживает 310 703 человека, попадающих под эту льготную категорию. На предоставление им компенсации по уплате взносов на капремонт требуется 470 миллионов рублей, которых в областной казне, естественно, нет.
Впрочем, в бездействии упрекнуть депутатов СГД нельзя. Сначала все же была выдвинута инициатива в соответствии с регламентом губернской думы. Но она, как ни странно, была отклонена. Затем принятие соответствующих законодательных мер наметили на 1 сентября 2016 года. Однако что-то в планах местных парламентариев изменилось и вместо этого 31 мая в силу вступил закон № 77-ГД
«О внесении изменений в статью 7 Закона Самарской области
«О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области». 14 июня 2016 года закон был подписан губернатором области, а по истечении 10 дней со дня официального опубликования он вступил в силу и стал по-новому регламентировать уплату взносов на капитальный ремонт, поступающих с 1 января 2016 года.
Но и тут все оказалось не слава богу. Дело в том, что проделанная работа вновь выглядит построением хорошей мины правящих сил при плохой игре. Если внимательно вчитаться в принятый закон, выясняется, что на равнозначную компенсацию взносов рассчитывать не приходится – ни пенсионерам старше 70, ни тем, чей возраст превышает 80 лет. Об инвалидах, кстати, в законе тоже ни слова.

После дождичка в четверг
После внимательного изучения принятого документа становится очевидно, что парламентарии на славу позаботились о пенсионерах. Так, и вправду 50-процентное возмещение расходов на уплату взносов на капремонт светит людям старше 70 лет. Пенсионеры «за 80» также могут рассчитывать на 100-процентное послабление. Однако это далеко не единственное условие, которое необходимо выполнить пожилому человеку, проживающему в наших краях. Как отмечают эксперты, закон предусматривает как минимум пять обязательных пунктов, которые нужно выполнить для получения заветной компенсации:
1. Возраст получателя.
2. Получатель компенсации должен быть собственником жилья.
3. Он должен проживать одиноко или в составе семьи из неработающих граждан пенсионного возраста.
4. Получатель должен быть неработающим пенсионером.
5. Получатель не имеет льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Очевидно, что с каждым пунктом претендентов на послабление от областного правительства остается все меньше. Так, по данным Минсоцполитики, в нашей губернии насчитывается порядка 53 тысяч человек в возрасте от 70 до 80 лет. Еще 12,5 тысячи в возрасте «за 80», не получающих никаких льгот, в том числе и ежемесячных денежных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг (ЕДВ на ЖКУ). Вот вам и основные претенденты на главный приз – всего 65,5 тысячи пенсионеров на область. Правда, даже из этого ничтожного числа счастливчиков попадают под полное описание льготника всего 27% от общего числа. После нехитрых арифметических расчетов выходит, что потенциальными обладателями компенсации в теме капремонта становятся всего-то 17 685
человек.
Обратим внимание и еще на один нюанс. Закон 77-ГД пестрит понятием «компенсация», то есть возмещение, зачет. Иными словами, пенсионеру необходимо все же сначала из своего кармана выложить заветную сумму на ремонт, до которого он (жизнь есть жизнь) может и не дожить, а затем уже ждать возврата денежных средств в свой и без того худой кошелек.
Негативное отношение старшего поколения к «общему котлу» капремонта известно всем. Так, по данным регионального оператора Самарской области «Фонд капитального ремонта», из 33 тысяч пенсионеров в возрасте от 80 лет и старше, получающих ЕДВ на ЖКУ, регулярную ежемесячную оплату взносов производят лишь 18,2 тысячи человек. А это лишь 55% собственников жилой недвижимости данной категории. Кстати, в это же число вошли и те, у кого имеется весьма незначительная задолженность за один-два месяца. Правда, наличие двухмесячной задолженности дает основание для отказа в выплате компенсации остальным.
Получается новое сокращение числа потенциальных льготников. Теперь их остается порядка 51 тысячи человек на Самарскую область.

Простая арифметика
Любопытно взглянуть на реальную сумму компенсации, которая предназначается пенсионерам Самарской области. Как известно, с 1 июля 2016 года в регионе планируется увеличение коммунальных платежей на 4,8%. Взносы за капремонт тоже изменятся. Со следующего месяца они вырастут на 15% и составят 5,45 рубля за кв. м для собственников жилья, проживающих в домах высотой до пяти этажей, и 6,27 рубля для тех, чьи квартиры находятся в домах с шестью и более этажами. В одной из статей областного закона 77-ГД говорится и о размере компенсации: «он рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий». Обратившись в пояснительной записке к документу, получаем и областные стандарты нормативной площади жилого помещения. Они дифференцируются в зависимости от количества проживающих в квартире членов семьи:
– 18 кв. м общей площади на одного члена семьи из трех и более человек;
– 21 кв. м общей площади на одного члена семьи из двух человек;
– 33 кв. м общей площади на одиноко проживающего человека.
Получается, что, если пенсионер проживает в квартире общей площадью 60 квадратных метров, то компенсация за капремонт будет производиться только за 33 кв. м. А семье из двух пенсионеров весьма преклонного возраста, проживающих примерно на такой же площади, компенсируют лишь 42 «квадрата». При этом каждый сверхнормативный метр граждане будут доплачивать из собственного кармана.
Вот лишь пара наглядных расчетов, благодаря которым видна щедрость местных депутатов и чиновников.
1.    Одинокий пенсионер в возрасте 70 лет проживает в квартире площадью 50 квадратных метров в пятиэтажном доме. Его взнос на капитальный ремонт с 1 июля 2016 года составит 272,5 руб. ежемесячно. Размер компенсации при этом будет 89,9 руб.
2.    Пенсионер в возрасте от 80 лет и старше проживает на аналогичной жилплощади. Его сумма взноса на капремонт составит также 272,5 руб. Размер компенсации в его случае составит 179,85 руб.
Кстати, подобные расчеты применяются во всех субъектах РФ. Так что и юристы Самарской губернской думы в этом случае ссылаются на федералов, мол, такой подход диктуется сверху.

Сюрприз, которого мы не ждали
Более подробное изучение регионального 7-го закона не перестает вводить в ступор. Как выясняется, пенсионеры старше 70 лет, относящиеся к различным категориям льготников, а также инвалиды или семьи с детьми-инвалидами могут навсегда распрощаться с надеждой о компенсации взносов на капремонт. Оказывается, в законе, написанном узкоспециализированным юридическим языком, «зашиты» некоторые нюансы, указывающие на этот факт.
Так, подавляющее число пенсионеров-льготников уже получают 50-процентную компенсацию за капитальный ремонт. Дело в том, что по области применяется стандарт средней стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный для каждого города и сельского района при расчете ЕДВ на ЖКУ. Он применяется при уплате взносов по капремонту вместе с расходами на содержание общедомового имущества, отопление, водогазоэлектроснабжение и водоотведение. Таким образом, при возмещении затрат на уплату коммунальных услуг уже автоматически возмещается и расход на капремонт.
Если собрать воедино все эти условия, получается, что компенсация на капремонт может быть применена лишь к 33 тысячам пенсионеров старше 80 лет со всей области. К ним также могут примкнуть и те, у кого в составе ежемесячной денежной выплаты не учитывались расходы на капремонт или объем льготы по ЖКУ был меньше 50%. Но и таковых можно буквально пересчитать по пальцам.
Вот и получается, что предвыборные инициативы, как и прежде, хороши на бумаге и при громких возгласах с экранов телевизоров. В действительности для граждан они оборачиваются в лучшем случае «полетом фанеры над Парижем», а в худшем – горьким разочарованием от действий сегодняшних представителей нашей власти.