Вы сейчас просматриваете Вывод войск из Афганистана: 27 лет спустя

Вывод войск из Афганистана: 27 лет спустя

Эта неделя началась с памятной даты – в понедельник исполнилось 27 лет со дня вывода советских войск из Афганистана.

15 февраля 1989 года завершилась история самого затяжного участия наших войск в вооруженном конфликте – войне в Афганистане. За почти десять лет военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч советских военнослужащих. Погибли 13,8 тыс. человек, стали инвалидами 6,6 тыс. «афганцев».

Очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана традиционно обостряет дискуссию о причинах и целесообразности ввода ограниченного контингента в декабре 1979 года. Вот и сегодня, когда против России развернута настоящая информационная война, все больше источников твердят о том, что вывод советских войск больше напоминал капитуляцию, а присутствие ограниченного контингента на территории Афганистана называют оккупацией. Мы же обратимся к непосредственному участнику тех событий –
Сергею Мануйлову, руководителю Тольяттинского городского отделения Самарской областной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», и узнаем, что по этому поводу думает ветеран.
– Я считаю, что ввод советских войск на территорию Афганистана был оправдан. СССР своим  участием в афганской кампании как минимум на 10 лет смог отодвинуть угрозу международного терроризма и защитить свои границы от наркотрафика. Потом мы, если не предотвратили в Афганистане цветную революцию, то хотя бы отодвинули ее свершение лет на пятнадцать.
Благодаря присутствию ограниченного контингента войск в Афганистане работала местная промышленность, производились товары, которые обеспечивали жизнеспособность соседнего с СССР государства и экспортировались в нашу страну.
Капитуляцией это называть никак нельзя, мы выполнили свой интернациональный долг, а изменившаяся политическая ситуация в этой стране способствовала выводу наших войск.

DSC01720

DSC01714

Отмечу, что в то время патриотизм в СССР был на очень высоком уровне и большинство парней-призывников относились положительно и к службе в армии, и к выполнению интернационального долга.  
Мирное афганское население уважало советских солдат. Мы действительно многое сделали для них и оставили им целые городки, где размещались войска, особенно ценны для жителей аулов были артезианские скважины. Подкармливали их в прямом смысле, в основном тушенкой и солдатской кашей.
– Вам не кажется, что нынешняя ситуация в Сирии пусть отдаленно, но все же напоминает ту, которая была в начале 80-х в Афганистане?
– Безусловно, напоминает. Как и тогда, наша страна отозвалась на призыв о помощи дружественного нам государства. Как и тогда, оппозицию поддерживает США, пытаясь свергнуть законную власть в стране. Штаты не воюют, как заявляет их правительство, но если они начинают на территории какого-либо государства борьбу за мир и демократию, то камня на камне не остается… А наша страна, как и тогда, мешает им в этом.

Комментарий

Сергей Егоров, депутат Думы городского округа Тольятти от КПРФ, член правления общественной организации
«Союз десантников»:
– Большинство тех, кто служил в Советской Армии, были и остаются ее солдатами. Чувство патриотизма и тогда и сейчас для нас превыше всего. Мы свято верили, что исполняем интернациональный долг, а боевое братство помогало нам выполнять трудные воинские задачи. Кроме огромных потерь и боли утраты, которые понесли мы в этой войне, мы приобрели богатый опыт ведения боевых действий в горных условиях, и он, безусловно, пригодился во время первой и второй чеченской кампании. Об этом говорю не только я, служивший в ВДВ в Туркмении, но и те, кто воевал в Афганистане, Чечне, кто смотрел смерти в глаза и знает, какова боль утраты. Потери в этой войне невосполнимы. Я часто общаюсь с тольяттинскими матерями, чьи сыновья не вернулись из Афганистана. Они до конца своей жизни будут скорбеть по своим так и не возмужавшим ребятам. А эти 20-летние парни чувствовали себя патриотами своей страны, они погибли, но не отступили от выполнения приказа и своей жизнью защитили товарищей.
Вот это и есть боевое братство. Оно живо во многих из нас, солдатах Советской Армии, и по сей день. Мы встречаемся, и у нас нет отличий между родами войск. Целью же создания Союза десантников явилось желание объединить ветеранов и оказывать помощь тем, кто нуждается в ней. Недавно из Сирии в Тольятти пришел «груз 200». Андрей Шубенин, председатель нашего Союза, первым пришел на помощь родственникам погибшего парня. Благодаря Андрею были организованы похороны и проводы героя в последний путь.
Это тоже проявление боевого братства. Те, кто воевал в Афганистане, Чечне и других горячих точках, видели много крови, не раз смотрели смерти в лицо, но при этом наши сердца не очерствели, они как бы очистились. Может быть, потому в нашей среде нет предателей, нет подлости… И есть гордость за ВДВ – элиту вооруженных сил.