Вы сейчас просматриваете В Тольятти кризис. Власти?

В Тольятти кризис. Власти?

Ни для кого не секрет, что кризис ударил по Тольятти очень даже неслабо.

С каждым днем в городе множится число жителей, находящихся буквально на грани выживания, поскольку большая часть местных предприятий, производящих автокомпоненты, обанкрочены и закрыты. Виной тому не только падение спроса на автомобили, но и политика президента ОАО «АВТОВАЗ». Соответственно значительно снизились поступления в городской бюджет, основной статьей которых является налог на доходы физических лиц.

Игорь Комаров

Цель – освоить средства?
Ну а что же городская власть? Как она сокращает издержки в условиях падения городских доходов?
Да никак! Например, на днях глава департамента городского хозяйства Вадим Ерин озаботился проблемой разрушающихся набережных Автозаводского и Комсомольского районов. Что ж, проблема действительно актуальная, впереди весна, а набережные города – излюбленные места отдыха тольяттинцев. Однако Вадим Николаевич сообщил депутатам, для того чтобы определить количество провалов на набережных, потребуется ни много ни мало 15 млн рублей. То есть на эту сумму будет разыгран муниципальный конкурс или аукцион, и выигравшая компания проведет работы и освоит средства. Чиновники же при этом не сдвинутся со своего стула.
Так не дешевле ли было бы им самим прогуляться ножками по набережной, чтобы своими глазами увидеть размах разрушений. Ведь за 15 миллионов, может быть, и часть провалов удастся ликвидировать. Уж не завуалировано ли под заботой о горожанах желание освоить средства той или иной компанией, а чиновникам получить от этого определенную маржу?
О том, что в городе по такой схеме нередко «осваиваются» бюджетные деньги, известно давно. Потому и являются привлекательными многие должности в мэрии. Кто же определяет, кому занять то или иное место?

Кто «рулевой»?
Еще в прошлом году коллеги одной из городских газет сформировали неофициальный рейтинг влиятельности чиновников тольяттинской мэрии. Его лидером на основе анкетирования политиков, бизнесменов, общественников, блогеров стал первый заместитель мэра Алексей Бузинный. Однако при этом его влиятельность оценена лишь на 48%. Второе и третье места поделили глава департамента финансов Григорий Гильгулин и руководитель администрации Автозаводского района Игорь Ладыка – у них на один процент влияния меньше. Четвертое место занял Дмитрий Богданов, набрав 46%. Замкнул топ-5 Павел Баннов, возглавляющий департамент дорожного хозяйства и транспорта (45%). Мэр Сергей Андреев оказался лишь на шестом месте с 43%.
При этом возникает вопрос: почему даже лидер рейтинга не набрал хотя бы 70%? Уж не потому ли, что настоящие рулевые в тольяттинской мэрии не работают? Или кто же основной бенефициар в нашем городе?

Люди Вексельберга
Совершим краткий экскурс в 2012 год. Тогда победивший на выборах мэр Сергей Андреев в ходе своей первой пресс-конференции заявлял, что в основу кадровой политики городской администрации лягут деловые качества претендентов на муниципальные должности, а не принципы «ходили вместе в детский сад», «вместе учились» или «знает жену».  «Ключевым фактором при назначении на ту или иную должность должен быть профессионализм», – говаривал тогда «мэр, которого ждали».
Однако он не упоминал, в чем именно должен проявляться профессионализм соратников: в управлении городом или в чем-то ином. Видимо, потому на ключевых должностях команды мэра оказались сплошь выходцы из подконтрольной Виктору Вексельбергу компании «Волжские коммунальные системы». Руководитель аппарата Александр Тарасов, вице-мэр Алексей Бузинный, глава департамента по управлению муниципальным имуществом Анна Чижикова, руководитель правового департамента Александр Бандаров, глава департамента экономического развития Дмитрий Богданов, руководитель управления муниципальной службы и кадровой политики Марат Газизов и др. По слухам, руководители департаментов физкультуры и спорта Александр Лысов и дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов попали в мэрию тоже благодаря спонсорам андреевской избирательной кампании. Баннов перед назначением торговал «опелями», будучи директором автосалона, имея лишь такое отношение к дорожному хозяйству и транспорту. По неофициальной информации, именно Виктор Вексельберг считался одним из основных спонсоров выборной кампании мэра. А его человек Александр Тарасов на тот момент назывался в нашем городе серым кардиналом.

Главное – профессионализм?
Но затем ветер подул с другой стороны, и в городской администрации появился новый «работодатель», благодаря которому мэрию покинули практически все люди Вексельберга. Кто-то по собственному желанию, как Анна Чижикова и Ирина Свешникова, а кто-то и по иным причинам.
Так, Александр Бандаров после крупного коррупционного скандала находится по настоящее время в федеральном розыске. Тарасов покинул пост руководителя аппарата мэрии после настояний городской прокуратуры, как и Александр Лысов.
Сергей Харитонов, заместитель мэра по строительству и имущественным отношениям, перед увольнением из мэрии подписал ряд распоряжений, благодаря которым под угрозой спила оказалась часть лесных участков. Жители Комсомольского района до сих пор пытаются воспрепятствовать застройке своих излюбленных мест для отдыха. Стали героями некрасивых историй и другие персонажи команды Андреева, превысившие должностные полномочия. Вот такой вот профессионализм…
Нельзя не вспомнить и о депутате Максиме Васильеве, который заступил на пост руководителя муниципального предприятия «Лифтэлектросервис» в 2012 году. За два с небольшим года его правления предприятие из кормильца города превратилось в побирушку, потеряв все свои контракты. Не менее «рачительным» оказался и Евгений Растегаев, заступивший на пост директора Тольяттинского троллейбусного управления в 2012 году. Уже в 2015 году предприятие оказалось в предбанкротном состоянии, и для его «спасения» срочно потребовалось продать «турбазу» предприятия и другие городские «излишки».

Новые ставленники
Однако те, кто пришел в мэрию в 2014 году и позже, по-видимому, либо обладают еще меньшими талантами, либо оказались неготовыми к исполнению непопулярных мер основного «работодателя». Посему в горадминистрации началась настоящая кадровая чехарда. Так, на должности руководителя департамента по управлению муниципальным имуществом после Анны Чижиковой лишь больше года продержалась Регина Юсупова (Ивонинская). Тех, кто ее назначал на эту должность, весьма важную для города, не смущало ее отсутствие опыта в распоряжении имуществом, но, видимо, именно такой человек нужен был на этом посту, чтобы, дергая его за ниточки, кукловод получал нужные для себя действия. В итоге некоторые решения, принятые руководителем ДУМИ, ныне оспариваются депутатами в судах. Затем место руководителя ДУМИ заняла Светлана Моружункова, которая продержалась на нем всего два дня. После нее эта должность долгое время остается вакантной.
Еще более странная история происходит с должностью заместителя мэра по строительству и имущественным отношениям. Напомним, Сергей Чекин был назначен в феврале прошлого года. Но отличиться не успел, поскольку в апреле ушел в отпуск, который продлился почти год. По версии, озвученной мэром, его заместитель находился в отпуске в силу каких-то жизненных обстоятельств. И, как уверял, Чекин должен был вернуться. Между тем его обязанности исполняла руководитель аппарата мэрии Евгения Бычкова. В прошлом году Чекин уволился из мэрии, а его обязанности по-прежнему исполняет Евгения Эдуардовна.

Провалы мэрии
По словам мэра, Бычкова очень хорошо справляется со своими обязанностями как заместитель мэра, а вот депутаты не согласны с ним. Например, в прошлом году город недополучил как минимум 10 миллионов рублей арендных платежей за нелегальные автостоянки. Потом бездействие команды Сергея Андреева может поставить жирный крест и на строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов в Тольятти за счет федеральных средств. От мэрии требовалось немного – сформировать и предоставить земельные участки под спортивные объекты. Однако и этого сделано не было.
Недавно стало известно и о том, что приостановлен проект многоуровневой развязки на трассе М5 в районе Жигулевского Моря. Раньше предполагалось сдать развязку к чемпионату мира по футболу 2018 года, теперь же финансирование работ возобновится в лучшем случае в 2019 году. Причин тому две – секвестр федерального бюджета и провал мэрии Тольятти, не сумевшей своевременно сформировать участок под строительство.

За всё нужно платить!
О том, что Александр Котляр является серым кардиналом, говорят давно. Подтвердил это недавно Хетаг Тагаев, экс-руководитель департамента потребительского мэрии, коллегам портала «Вся правда про Тольятти»: «Я точно знаю, что он (Александр Котляр) оказал весьма существенную поддержку Андрееву, тем самым получил право назначения на ряд ключевых должностей своих людей, а впоследствии заменил другого серого кардинала». Поддержка же Андреева сводилась к тому, что Котляр на тот момент владел бизнесом по наружной рекламе, ему принадлежали большинство рекламных конструкций в Тольятти. Помните, как в 2012-м практически с каждого пятого баннера на нас смотрел Сергей Андреев – «мэр, которого ждали». Но за все нужно платить. В том числе и за поддержку во время выборов. Кстати, Андреев неоднократно говорил журналистам о том, что его соратники уходили из мэрии по собственному желанию и по предварительной договоренности о работе с ним на определенное время. Так, может быть, еще во время выборов было решено, что часть людей Вексельберга проработает одну половину мэрского срока, а другую половину – люди Котляра?
За минувший год муниципальный долг вырос с 3,958 млрд рублей до 4,526 млрд рублей…