Смогут ли «липовые» социальные карты заставить перевозчиков оборудовать маршрутки валидаторами?
Недавно проехав на маршрутке № 96, была поражена дерзкой ложью водителя, который в ответ на предъявленную ему социальную карту жителя, дающую право на бесплатный проезд, высказал женщине: «Что вы, Марья Петровна, мне показываете? Наш перевозчик еще 16 мая выиграл суд,
и теперь мы льготников бесплатно не возим». «Неправда! – вмешалась я. – Никакого суда ваш перевозчик не выигрывал. А если вы перестанете возить бесплатно льготников, то мэрия с вами контракт расторгнет на пассажирские перевозки». Женщина посмотрела на меня благодарными глазами, а водителю пришлось отпустить ее с миром.
Ольга Баркалова
Спустя несколько дней, передвигаясь на маршрутке № 124, увидела, что водитель при помощи валидатора считывает информацию с социальных карт пассажиров. Разговорились с ним. «Сами приобрели прибор или компания-перевозчик?» – спрашиваю. «Дали на время», – объясняет водитель. И добавляет: «Сейчас столько липовых карт на руках у жителей появилось, что перевозки становятся нерентабельными. Обычно человек 60–70 за день по картам ездит, а в последнее время число таких пассажиров и за сто переваливает». «А дорого стоит прибор для считывания социальных карт?» – задаю вопрос. «Тысяч двадцать», – слышу в ответ. «Так не проще ли самому водителю купить валидатор, чтобы потом получать компенсацию от министерства транспорта?» Однако со слов водителя узнаю, что купить мало, прибор нужно затем зарегистрировать. А на это, естественно, нужны не только деньги, но и время. «Некогда мне этим заниматься, – говорит водитель, – мне людей возить нужно и деньги для семьи зарабатывать». Что ж, вполне логично, да и компенсацию минтранс не будет перечислять отдельному водителю, а направит ее на расчетный счет компании-перевозчика. Значит, все же «хозяева маршрутов» должны озаботиться приобретением валидаторов?
Павел Баннов:
«Продолжать работу с перевозчиками, которые победили в конкурсе как предложившие максимально комфортные условия для перевозки, в том числе льготной категории пассажиров, и потому обязаны соблюдать данные условия».
Однако убедить их в этом наверняка непросто. К такому выводу пришла я, позвонив в ООО «Спринтер» – транспортную компанию, которая в том числе осуществляет пассажирские перевозки по 96-му маршруту. Кратко изложив суть звонка, спрашиваю: «Как можно услышать директора компании?» В ответ мужской голос, принадлежащий диспетчеру, не пожелавшему назвать свое имя, заявляет: «Наш директор на работу не ходит. Он же директор!» Однако диспетчер назвал действия водителя, который убеждал женщину в отмене бесплатного проезда, отсебятиной. «Он, наверное, на солнце перегрелся, вот и заявил такое. Мы их ругаем за это и грозимся уволить…»
Сергей Андреев:
«Никаких судебных заседаний по вопросу отмены льгот на коммерческом пассажирском транспорте не проводилось…»
Руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов на вопрос, что планируется предпринимать в данном направлении, ответил: «Продолжать работу с перевозчиками, которые победили в конкурсе как предложившие максимально комфортные условия для перевозки, в том числе льготной категории пассажиров, и потому обязаны соблюдать данные условия».
Ранее мэр города Сергей Андреев, комментируя ситуацию, объяснял: «Никаких судебных заседаний по вопросу отмены льгот на коммерческом пассажирском транспорте не проводилось, лишь подавалась жалоба перевозчиками в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области. УФАС считает, что проезд по социальным картам необязательно осуществлять. Но это их мнение. И когда мы получим соответствующее письменное разъяснение антимонопольной службы, мы обязательно инициируем судебное разбирательство. А пока все нормы, установленные муниципалитетом на конкурсе, продолжают действовать. И я особо подчеркиваю, что очень рекомендую их неукоснительно соблюдать, дабы нам не расторгать договорные отношения с перевозчиками».
По словам Павла Баннова, 21 мая истек последний срок, когда УФАС должна была предоставить мэрии мотивировочную часть своего решения по поводу отмены бесплатного проезда льготников. «На наш взгляд, такое решение очень сложно обосновать, – считает руководитель департамента. – Потому что УФАС таким образом защищает коммерческий интерес перевозчиков, но при этом не отстаивает конституционное право льготной категории граждан на бесплатный проезд».
Так что резюмируем: бесплатный проезд для льготников на коммерческих маршрутах никто не отменит. Но при этом «хозяева маршрутов» все-таки должны озаботиться вопросом и оснастить свой автопарк считывающими устройствами социальных карт. Дабы обезопасить водителей от мнимых льготников и при этом иметь возможность получать компенсацию от минтранса за провоз законных обладателей социальных транспортных карт.