На прошлой неделе инициативные жители вместе с «Тольяттинским навигатором» пришли на приём к Павлу Баннову, руководителю департамента дорожного хозяйства и транспорта, чтобы указать на недочёты работы перевозчиков, осуществляющих межмуниципальные пассажирские перевозки.
Ольга Баркалова
Маршрут № 102
Наибольшие нарекания общественности вызывает 102-й маршрут, который обеспечивает пассажирскими перевозками в том числе жителей Портпоселка. Точнее, нарекания вызывает не столько сам маршрут, сколько ситуация с транспортным сообщением, сложившаяся в Портпоселке. Дело в том, что эта часть города оказалась лишена муниципального транспорта, и его жителям остается уповать лишь на «коммерсантов». Троллейбус № 1 прекратил свое существование с этого года, как и автобусный 11-й маршрут. А коммерческие автобусы часто пролетают мимо остановок, особенно если в числе ожидающих – пожилые горожане. Несостоявшимся пассажирам 102-й приходится добираться пешком из Портового в Соцгород, чтобы поймать 310-й маршрут.
По словам Павла Баннова, на 102-м маршруте курсирует 20 машин. Интервал движения в пиковые часы – 10 минут, в межпиковое время – 20. Однако когда лесная зона стоит в пробке, интервал может не соблюдаться. Глава департамента предложил жителям провести в назначенное время рейд вместе со специалистами транспортного управления и руководителем предприятия, который отвечает за перевозку по 102-му маршруту.
«На сегодняшний день 90% подвижного состава «коммерсантов» уже оснащены системой ГЛОНАСС. Мы сможем посмотреть передвижение маршруток и онлайн, и реально. Вместе проверим выход на линию подвижного состава», – сообщил он. Жителей сначала не воодушевило предложение: «Когда водители узнают, что будет проверка, все машины выйдут на линию». «А вы что хотите: наказать или заставить их соблюдать график?» – спросил Павел Владимирович. И услышав, что график важнее, добавил: «Если нужно, то и каждый день будем проверять, пока водители не приучатся соблюдать график движения».
Троллейбусный маршрут № 7
Жители предлагают взамен 1-го троллейбуса продлить до Портпоселка троллейбус № 7, хотя бы во время пляжно-дачного сезона. Однако в департаменте дорожного хозяйства и транспорта на этот счет имеют свое мнение, отличающееся от народного. «7-й троллейбус продлевали, но в нем от автовокзала до Портпоселка едет не больше двух-трех человек, – пояснил Баннов. – Данное продление ежемесячно приносило ущерб троллейбусному управлению в размере 500 тыс. рублей. Что касается отключения 1-го троллейбусного маршрута, это сделано Самараэнерго за долги троллейбусного управления. Но проблема не в ТТУ, а в том, что троллейбус едет пустой», – считает Павел Баннов.
«Наши троллейбусы – это что-то святое. Они как сироты, их нельзя трогать, пусть убытки, но это то, на чем могут добраться люди, – троллейбус не свернет с маршрута, – возразили главе департамента жители. – Они должны быть, чтобы жители Портпоселка не зависели от хамоватых водителей маршруток».
Маршрут № 93
На этот маршрут жалоба та же – автобусы пролетают мимо остановок, да так, что и номер прочесть не успеешь.
«По 93-му и 96-му у нас назначен разбор полетов на начало апреля, – сообщил глава департамента. – Мы даем задание контрольно-ревизорскому отделу и будем практически каждый день стоять на линии, чтобы узнать, как они ездят. Мы обязательно ставим в известность о проверке перевозчика. Чтобы он тоже видел, как ездят его водители. Да, при нем будут хорошо ездить! И замечательно, ведь главное – приучить водителей соблюдать все условия, а не наказывать».
По словам Баннова, перевозчик по 93-му маршруту предлагал сократить маршрут до Портпоселка, чтобы не доезжать до яхт-клуба «Химик». Но в транспортном управлении не позволили, ведь скоро начнется пляжный сезон и количество пассажиров значительно увеличится. А зимой от яхт-клуба ездили преимущественно рыбаки, на которых жаловались остальные пассажиры: первые, часто нетрезвые, забирались в автобусы с санками и другим крупногабаритным багажом.
Жителей также интересовало, как реагируют в транспортном управлении на сообщения, поступившие на телефон горячей линии 54-46-60. Им пояснили, что все сообщения фиксируются, и каждое утро сотрудники управления транспорта прослушивают и записывают жалобы. Затем передают полученную информацию перевозчикам. Если в обращении указан номер машины, водитель которой нарушает правила перевозки пассажиров, «на ковер» вызывают и руководителя организации, и водителя.
Не только о плохом…
Общественники отметили не только недочеты в новой транспортной сети, но и положительные моменты. Среди последних – существенная экономия при оплате проезда социальной картой жителя Самарской области, более четкое соблюдение графика движения муниципальным транспортом. А из основных нареканий – то, что большинство коммерческих автобусов до сих пор не оборудованы считывающими устройствами (валидаторами). Именно по этой причине мимо одиноко стоящих пенсионеров и пролетают автобусы, ведь компенсацию за перевозку льготников водители не получат.
Как пояснил Павел Владимирович, если не установлены считывающие устройства, то компенсации из области за перевозку льготников не будет. А при оснащении подвижного состава валидаторами компенсация будет производиться ежеквартально по количеству перевезенных льготников с оплатой один к одному.
«Вы зачем заключали с перевозчиками договор, если у них нет считывающих устройств? – задали свой основной вопрос жители. – Это же так же, как нанять убирать дороги организацию, у которой нет ни одного трактора!» Вот это и правда самый большой и больной вопрос. Если в конкурсной документации были прописаны такие требования, как обустройство подвижного состава спутниковой навигацией, считывающими устройствами и устройствами голосовой связи, тогда почему у перевозчиков-победителей, с которыми заключены муниципальные контракты, ничего этого на 1 января не оказалось? То ли перевозчики слукавили? То ли в мэрии выбрали своих? Так или иначе, а пассажирам от этого не легче.
Кстати
К 9 мая на каждой остановке должны появиться таблички с маршрутами, проходящими через данную остановку и интервалом их движения. «Маршрутная сеть поменялась у нас с 1 января, потому старые таблички убрали. За оснащение остановок табличками отвечает муниципальное транспортное предприятие АТП-3», – сообщили «ТН» в транспортном управлении. А не логичнее ли с этих самых табличек было вводить изменения в маршрутной сети города?
…В конце мая заканчивается договор на обслуживание межмуниципальной сети, и в мае будет разыгран новый конкурс. По словам Павла Баннова, министерство транспорта и автомобильных дорог, которое курирует работу данных перевозчиков, наконец-то пошло навстречу нашему муниципалитету и приняло условия города по организации межмуниципальных перевозок, проходящих по дорогам Тольятти. Одно из них в том, что все пригородные маршруты будут начинаться с 300. Начнет работу новая межмуниципальная сеть с 1 июня этого года