Мэрия Тольятти столкнулась с тем, что из-за возросшей стоимости кредитов на обслуживание муниципального долга придётся потратить больше средств, чем было запланировано при вёрстке бюджета.
Олег Веселов
Сумма кредитных средств, которые должен Тольятти различным коммерческим банкам, на входе в 2015 год составляла 4,25 млрд рублей, а на 1 января 2016 года утвержденная цифра в бюджете достигнет 4,9 млрд. Напомним, что в 2015 году собственных средств город соберет 6,562 млрд рублей, при этом долг Тольятти составляет 67% от собственных доходов.
Столь большие кредиты требуют и дорогого обслуживания. При утверждении муниципального бюджета-2015 в него было заложено 267,7 млн рублей на обслуживание общей задолженности и 203,6 млн на обслуживание долга в части дефицита бюджета этого года. Всего – 471,3 млн рублей. При этом процентная ставка учитывалась на уровне 12% годовых. Однако еще в конце прошлого года из-за увеличения ключевой ставки Центробанком до 17% годовых все коммерческие кредиты подорожали. И специалистам мэрии пришлось производить перерасчеты с 12 до 21%. В данном случае расходы бюджета в целом по году на обслуживание долга составят 642,7 млн рублей.
Пока в мэрии планируют проводить размещение средств только по двум контрактам, которые истекают 28 мая и 25 июня. «Мы запрашиваем средства в размере 106 млн рублей, – сообщил Григорий Гильгулин, руководитель департамента финансов мэрии Тольятти. – Поскольку ситуация на второе полугодие, по нашему мнению, может стать лучше, чем 21%. Тем более что мы предложили несколько вариантов решения вопроса и для правительства Самарской области, в том числе включение в ломбардный список ЦБ муниципальных контрактов, что позволит использовать их в виде обеспечения для коммерческих банков. Это может также повлиять на стоимость предоставления средств для муниципальных образований. Мы также предлагаем правительству Самары производить рефинансирование муниципалитетов за счет областного бюджета под более низкие ставки. Такие обращения мы в область подготовили, и я надеюсь, что нам удастся снизить стоимость обслуживания долга со средней ставки 21%, которая установлена сейчас».
Кроме этого, по сообщению Григория Гильгулина, в Тольятти реализуется план по наращиванию собственных доходов, в который входит в том числе и сбор средств за наружную рекламу. Однако в прошлом году рекламными деньгами городская казна пополнилась лишь 32,9 млн рублей вместо ожидаемых 411 млн рублей. А в этом году большинство полномочий по размещению рекламных конструкций передано в область. В 2015 году в мэрии изменят методику начисления стоимости за аренду муниципальных квартир, за счет чего планируют увеличить собственные доходы городской казны на несколько миллионов. То есть в мэрии предпочитают искать источник собственных средств в кошельках горожан, в то время как предприимчивые бизнесмены, приближенные к мэрии, продолжают набивать собственные карманы?
Что же будет, когда долги города превысят собственные доходы? Видимо, этот вопрос не слишком волнует нынешнюю команду мэрии. Ведь когда это случится, городом будет управлять сити-менеджер. Как известно, Сергей Андреев исполняет свои полномочия до марта 2017 года. И насколько за это время вырастет муниципальный долг, отвечать придется другим. Вице-мэр Алексей Бузинный при верстке бюджета на 2015 год весьма оптимистично описывал ситуацию, что будет с городским бюджетом, когда собственные доходы сравняются с долгами. В интервью газете «Городские ведомости» он говорил: «Каждый год мы вынуждены занимать, чтобы покрыть текущий дефицит… Но я бы не называл это удавкой. Когда наш муниципальный долг сравняется с доходами бюджета, мы просто не сможем больше заимствовать ресурсы на стороне и будем рассчитывать только на собственные средства. Сейчас на обслуживание долга мы тратим порядка 500 млн. Снизить его можно только за счет наращивания собственных доходов, роста экономики. И мы прилагаем все усилия, чтобы и доходы росли, и экономика была стабильна».
Однако долги растут, а собственных доходов с каждым годом не становится больше…
В тему
Заплати транспортный налог!
В этом году сумма софинансирования областью ремонта дорог в нашем городе будет зависеть от уровня собираемости транспортного налога. Чем больше будет уплаченная в целом сумма, тем больше средств выделит область. Напомним, что доля собираемого транспортного сбора, по информации Межрайонной инспекции ФНС № 2 по Самарской области, составляет в среднем 76,9%. И в конце 2014 года равнялась 377,4 млн рублей.