Минэнерго предрекает превышение предложения над спросом на топливо в 2018 году.
Однако, возможно это будет лишь после модернизации НПЗ. Чем мы будем заправлять автомобили в будущем, и во сколько обойдется это удовольствие, — в нашем материале. На минувшей неделе заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов сделал сенсационное заявление о том, что к 2018 году возможно долгосрочное снижение цен на топливо. Однако, пока спрос преобладает над предложением по дизелю, а через два года такая ситуация ожидает и бензиновый сектор. «Если в 2018 г. будет удовлетворен спрос по дизелю и бензинам, либо мы будем должны переориентировать продукты на экспорт, либо это может привести к уменьшению маржи переработки и цены у конечного потребителя», — говорит Молодцов.
Напомним, что согласно информации ФТС, в период с января по ноябрь 2014 года экспорт бензина составлял 3,8 млн тонн, или 11% от общего объема производства. В дизельном топливе эта цифра составлял 44 млн тонн (62%). Чиновник отметил, что выход на снижение цен на топливо возможен только при модернизации существующих НПЗ. Напомним, что еще в 2011 году между Ростехнадзором, ФАС, Росстандартом и нефтяными российскими компаниями было заключено четырехстороннее соглашение. Согласно нему, каждая компания взяла на себя обязательства по увеличению на заводах глубины переработки. В тот момент планы по строительство установок, производящих бензин были отнесены на более поздний срок. В первую очередь, фирмы ориентировались на улучшение ситуации с дизтопливом.
Правда, сейчас этот рынок оказался в профиците. Затем, в 2014-2015 гг. началось строительство бензиновых установок. В планах компаний завершить этот процесс года через 2-3. Учитывая, что сейчас бензиновый сектор является премиальным в России, при росте предложения, эта премия будет снижаться. При этом, смогут ли компании управиться с модернизацией своих НПЗ в срок – вопрос. В ситуацию вмешалось падение цен на нефть и заработавший с 2015 года налоговый маневр. Все это привело к снижению рентабельности переработки заводов, а, соответственно, и к сокращению планов по выпуску нефтепродуктов на 1 млн тонн. С одной стороны, налоговый маневр, стимулирует компании к модернизации, ведь производить темные нефтерподукты становится невыгодным. С другой стороны, нужно немного времени, чтобы бизнесу приспособиться к новым условиям. По словам экспертов данного рынка, маржа переработки у НПЗ, в среднем, может упасть до $1-2 за баррель (за счет маневра — примерно на $3,5-4 за баррель, за счет ухудшения конъюнктуры — еще на $3,5 за баррель). Это оставит в обороте компании меньше денег, чем подразумевалось ранее. В итоге, многие инвестпроекты будут или закрыты, или пересмотрены, даже несмотря на то, что модернизация НПЗ позволит увеличить маржу переработки до $5-6 за баррель. В тоже время, компании не считают себя обязанными исполнять условия того соглашения, ведь оно было заключено в других экономических условиях.
Такое мнение было озвучено на днях на встрече министра энергетики Александра Новака с нефтяными компаниями. В тоже время, аналитики выступают за модернизацию НПЗ. По их оценкам, при таких условиях к 2020 году дополнительное предложение в бензиновом секторе составит около 10-12 млн тонн, а прирост внутреннего спроса — от 1,5 млн до 6 млн т. В настоящий момент у крупных нефтяных компаний процесс модернизации идет. Так, «Башнефть» в этом вопросе не отстает от намеченного графика, «Газпром нефть» также не намеревается отказываться от обозначенного курса. По словам представителей компании, выпуск моторного топлива к 2020 году будет увеличен на 17%. «Роснефть» к 2018 году намеревается увеличить производство бензина на 40%, что составляет более чем 15 млн тонн. При этом, компания также не пересматривала планов модернизации. Правда, представитель «Роснефти» отмечает: «… наряду с радикальными изменениями в мировой конъюнктуре существенным, системным риском программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России является налоговый маневр». В свою очередь, Министерство энергетики РФ отказывается от корректировки налогового маневра, правда, допускает пересмотр отдельных его составляющих.