В рамках дискуссии об идее самодостаточности Самарской области и способах ее реализации мы обратились к депутату Самарской Губернской Думы, заместителю председателя комитета СГД по промышленности, связи и торговле, одному из самых уважаемых политиков Тольятти Александру Дроботову.
Александр Николаевич приехал в редакцию поздно вечером, прямиком из Думы, от чая решительно отказался и в целом показался взвинченным, хотя виду, конечно, не показывал и от ответа на прямой вопрос о настроении уклонился. При этом, на вопросы наш гость отвечал живо, охотно и, честно говоря, задавал тон беседы с легкостью опытного спикера.
– Александр Николаевич, чего, по вашему мнению, не хватает Самарской области, чтобы стать самодостаточным регионом?
– В большинстве случаев для экономической успешности и уверенного развития регионам достаточно соблюдать одно золотое правило: не воровать бюджетные ресурсы и не выстраивать системы откатов.
– Самарскую область это, естественно, тоже касается?
– Задача сделать так, чтобы вообще не касалось. Надо сказать, что изменения к лучшему уже есть. С приходом губернатора Николая Меркушкина резко повысилась эффективность бюджетных рублей. Но прямое воровство это только половина проблемы. Вторая половина – это устранение препон активному развитию производственных сил на территории региона.
Беда в том, что чем активнее производственники решают инвестиционные и инновационные задачи, которые ставят перед ними рынок, время и губернатор, тем активнее работают федеральные контрольные и надзорные органы на местах. Таких органов у нас, напомню, порядка 40. И по большому счету схема их подчиненности идет «в обход» губернатора.
У соседей земля дешевле
– То есть, креатив контролеров в регионах границ не имеет?
– Давайте обратимся к фактам. Фактом является, например, то, что все чаще даже наши местные инвесторы из Самары и Тольятти вкладывают свои средства в организацию и развитие производства в Казани и Ульяновске. Потому что там гораздо меньше воруют, потому что там кадастровая стоимость земли в разы, а то и в десятки раз меньше, чем в Самарской области. Наконец, потому что там власти обуздали деятельность контролирующих и проверяющих структур со всеми их аппетитами и привычками. А это огромный пласт, который приводит к оттоку ресурсов на погашение коррупционных ожиданий.
– И как ульяновцам это удалось?
– Любая инвестиция в экономику области там сразу получает своего «ответственного» из правительства. И этот человек ведет инвестора до реализации проекта, оберегая его от чрезмерного внимания чиновников и контролеров от разных ведомств.
Губернатор пресёк воровство
– Что происходит у нас?
– Новый губернатор во многом пресек прямое разворовывание бюджетных средств на любых уровнях, значительно сократились возможности участников откатных схем. Сегодня если что-то где-то подобное и происходит, то глубоко в тайне от губернатора. И это уже хорошо. Это значительное улучшение условий для потенциальных инвесторов. Однако до победы все же путь не близкий. Вот на днях я отправил письмо председателю правительства Самарской области Нефедову А.П.
В письме я обращаю его внимание на то, что с одной стороны по прогнозу на будущий год мы ожидаем снижения доходной части бюджета на 23 миллиарда и активно боремся за улучшение инвестиционного климата в области, а с другой стороны миримся с тем, что работа надзорных органов
типа Управления Роспотребнадзора по Самарской области попросту
отпугивает инвесторов.
Убивают в одно касание
В качестве примера я прилагаю к письму копию «Распоряжения» о плановой проверке ООО «Алюминиевые сплавы» из Самары. В «Распоряжении» обращают на себя внимание два факта. Для проверки господа из Роспотребнадзора привлекают порядка 25 специалистов из разных экспертных организаций, деятельность которых будет оплачена из бюджета, а самому ООО «Алюминиевые сплавы» при этом предложено предоставить порядка 80 документов, необходимых, по мнению контролеров, для работы. Могу утверждать, что этот перечень документов в нормальном цивилизованном обществе не может быть исполнен никем и является прямой подсказкой руководителю проверяемого предприятия о коррупционных ожиданиях проверяющих. Тем более, что эти надзорные организации постоянно расширяют свои полномочия с помощью внутренних распоряжений и указов. Так, Роспотребнадзор получил право штрафовать предпринимателей не по итогам проверки, а по каждому нарушению. То есть боятся их теперь в несколько раз больше. Чего, видимо, они и хотели достичь. Сегодня они могут убить любое предприятие, что называется, в одно касание. Останавливаются станки и линии стоимостью в миллионы, пустеют рабочие места – и все из-за претензий контрольных служб.
Надо понимать, что потенциальные инвесторы, прежде всего, приходят к руководителям местных предприятий и, общаясь «в живую», составляют себе представление о степени гостеприимности самарской земли. И в первую очередь их интересует насколько здесь «дают работать» налоговая, прокуратура, МВД, УФМС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и другие органы. Когда они выясняют подобные подробности, их желание вкладывать деньги в наш край обычно исчезает.
Гарантии одного человека
– Можно ли контролировать контролеров?
– Самарская Губернская Дума – один из инициаторов федерального Закона о промышленной политике, принятом недавно в первом чтении. Для нас это совсем не дежурный документ. Он должен защитить производителя, обеспечить развитие промышленности в России.
Самарская область сегодня развивается под гарантии одного человека – губернатора. Он очень сильный и человек, и руководитель, но он не всесильный, и систему таких гарантий нам еще предстоит построить. Однако уже очевидно, что окно инвестиций расширяется, свежего воздуха все больше и представление о Самарской области инвесторов будет меняться.