Вы сейчас просматриваете Николай Меркушкин. В поисках точек опоры

Николай Меркушкин. В поисках точек опоры

  Абсолютно ожидаемо и даже неизбежно победив на выборах губернатора 14 сентября, Николай Меркушкин уже через неделю инициировал принятие губернской Думой областного Закона «Об избрании главы местного самоуправления г. Самары», дав старт политической реформе на территории региона.

  С чего такая спешка? — спросит досужий обыватель, — не следовало ли, получив поддержку подавляющего числа избирателей и всю полноту власти,  сделать паузу и поразмыслить о грядущих кадровых рокировках?
  Дело в том, что во главе губернии Николай Меркушкин «прослужил» уже два с половиной года и поразмыслить о многом, в том числе и об этом, у него время было. А вот полноты власти, можно сказать, не доставало…
  Встреча в Самаре
  Сведения о том, что  губернатором в Самарскую область будет назначен глава республики Мордовия Николай Меркушкин, пришли в 2012 году как раз на майские праздники.
  Ну, понятно, что региональные политики, чиновники, бизнесмены и журналисты сразу полезли в Интернет собирать информацию. Однако самое авторитетное областное издание «Самарское обозрение» опередило всех. В очередном выпуске оно посвятило новому губернатору сразу несколько страниц.
Подборка материалов выглядела однобоко. Мордовия рисовалась депрессивным регионом, а бывший руководитель подавался в образе местечкового князька, сквозь пальцы смотревшего на процветающие в республике коррупцию и кумовство.
  Так Самара встретила нового губернатора. Можно было бы данную публикацию и проигнорировать. Тем более, что в прочих СМИ подобных выпадов не случилось. Однако тот факт, что собственником медиа-холдинга, в который входит «Самарское обозрение», являются структуры, подконтрольные Владимиру Аветисяну, Николай Меркушкин проигнорировать не смог.  Публичное противостояние с бизнес-элитой региона в его планы явно не входило.
  Неизвестно, заручился ли новый губернатор Самарской области чьей-то поддержкой или, что скорее всего вероятно, справился сам, но медийная война против него закончилась, едва начавшись.
  «Когда верстался номер», Владимир Аветисян, как выяснилось, был на гастролях со своей музыкальной группой и о планах редакции «Самарского обозрения» вроде бы не знал. Соответственно, отвечать за нерадушный прием  Николая Ивановича пришлось руководителю медиа-холдинга Дмитрию Сурьянинову.  Некоторое время журналистскую общественность региона  ошеломляли слухи о том, что Сурьянинов ищет работу, но вскоре и они пропали. Появилась, однако, уверенность в том, что бизнес-элита Самары постарается Меркушкина и, так и снимут. Он уедет, а мы останемся. Уверенности «партизанам» добавляло и то, что мэром Самары оставался Дмитрий Азаров, которого молва традиционно относила к «людям Аветисяна».
  Таким образом, едва приехав в Самару, Николай Меркушкин осознал, что без оглядки опираться в своей работе на крупный региональный бизнес и власти столицы губернии он не может. Последней каплей стало появившееся вдруг напряжение в отношениях с руководством регионального отделения «Единой России». Говорят, что Николай Иванович рассчитывал возглавить региональный совет партии, но однопартийцы ему этот пост не предложили. Как говорят, конфликт умело, а главное, вовремя загасил видный партийный функционер Володин, который «перезагрузил» отношения губернатора и областного руководства «Единой России», сделав их союзниками.
  Таким образом, у назначенного губернатора появилась первая точка опоры в регионе. Как показали дальнейшие события, для него этого оказалось достаточно.

  «Безобразия» в Тольятти
  Ситуация в Тольятти Николаю Меркушкину легкой, надо полагать, тоже не представлялась. Подоспевшие выборы мэра превратились в региональную выставку черных PR-технологий, грозя дестабилизировать не только политическую ситуацию, но и, казалось, саму жизнь Автограда.
  Волею кремлевских стратегов новый губернатор не должен был поддерживать кого-то из кандидатов чересчур очевидно и как руководитель региона был обязан проследить за тем, чтобы соблюдались хотя бы внешние приличия. Последнее оказалось почти невозможным – люди, работавшие на победу Александра Шахова, консультирование которых политмолва приписывает депутату губернской Думы Владимиру Дуцеву, атаковали его оппонента Сергея Андреева, не стесняясь ни в средствах, ни в выражениях. «Андреевские» тоже не молчали, и предвыборная кампания уверенно превращалась в вакханалию. Эксперты рассказывают, что Николай Меркушкин лично предложил Владимиру Дуцеву «прекратить это предвыборное безобразие». Владимир Иванович в ответ на просьбу Николая Ивановича промолчал, и накал предвыборной гонки не спадал до самых выборов.
  Выбрали, как известно, все-таки Андреева, а Николай Меркушкин получил ситуацию, отчасти похожую на самарскую. Мэр Андреев обрел свой пост вместе с обязательствами перед структурами, которые связывают с именем известного предпринимателя Вексельберга, а значит, «своим» для губернатора не мог стать по определению. При этом Дума Тольятти оказалась сформирована в достаточной части из людей, лояльных к Дуцеву. Впрочем, Дуцев оппонировать Меркушкину и не собирался, а губернатор, регулярно критикуя мэра и думу Тольятти за неумение находить общий язык, нередко делал это с думской площадки. Впрочем, и эту проблему удалось решить, когда однопартийцы губернатора стали консолидированно вести нормотворческий процесс.
  Однако с чиновниками, в действиях которых можно усмотреть «признаки коррупционной составляющей», бороться оказалось труднее. По оценке некоторых тольяттинских бизнесменов, уровень откатов вырос в шесть раз.
  Есть контроль?
  Что в данной ситуации оставалось Николаю Меркушкину? Идти в народ. Он и пошел: лично провел десятки, если уже не сотни  встреч с рядовыми гражданами. А подняв свой рейтинг до 80 процентов, вышел на досрочные выборы, главной целью которых был именно мандат избранного губернатора, закрывающий тему «как назначили, так и снимут».
  Став «полновесным» губернатором, Николай Меркушкин, пов­торимся, почти сразу инициировал политическую реформу в регионе. Зачем? Ответ всё тот же: для большей управляемости подвластной ему территории, и прежде всего — Самары и Тольятти.
  Что дает губернатору реформа? Опишем вкратце. По новому Закону меняется система управления Самарой. Отменяются прямые выборы мэра. Депутаты выбирают председателя городской Думы, который одновременно является и мэром. Однако функции мэра в данном случае ограничиваются представительскими задачами. А за бюджет,  работу ЖКХ, муниципальные землю и имущество отвечать будет сити-менеджер, принимаемый на работу специальной комиссией, в которую войдут представители Думы и губернатора. При сегодняшней ситуации абсолютно велика вероятность того, что сити-менеджером Самары станет человек, которому Николай Меркушкин сможет доверять и которого будет контролировать. В ноябре будет принят аналогичный закон о самоуправлении в Тольятти. С аналогичным результатом.
  Сегодня в сити-менеджеры Тольятти прочат вице-мэра Анташева, бывшего первого заместителя мэра Кирпичникова и даже министра экономики и развития областного правительства Кобенко, несмотря на полученный им на днях пост вице-губернатора.
  Мэр Самары Азаров уже отправлен в почетную ссылку в Совет Федерации. Дальнейшая судьба мэра Тольятти Андреева пока неясна, но, по мнению экспертов, он также продолжит свою работу в столице.

 

*Евгений Бакланов