На дорогах Самарской области действует более 200 камер. За восемь месяцев этого года вынесено более 400 тыс. постановлений на штраф на сумму около 360 млн рублей.
«С 1 сентября из эксплуатации выведена морально устаревшая техника, а вместо нее начали работать еще 179 передвижных комплексов «Арена». На 38 участках появились установки, измеряющие среднюю скорость движения автомобиля. Кроме того, в ближайшее время на дорогах могут появиться очередные технические новинки, фиксирующие выезд на встречную полосу», – сообщил начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Самарского ГУ МВД Алексей Платов.
Основной упор при установке камер сделан на аварийные участки, где в ДТП погибает много людей, – это Самара, Тольятти, Сызрань, дороги М-5, М-32, Самара — Бугуруслан, Самара – Волгоград. Сейчас разрабатывается проект, где будут учтены малые города и поселки. Что касается комплексов, измеряющих среднюю скорость движения транспорта, то в настоящее время в столице региона действует 16 таких установок, в Тольятти – семь, четыре в Жигулевске и два в Сызрани.
В нашем городе установлены несколько типов камер. Камеры видеофиксации потока автомобилей расположены на перекрестках города. За последнее время они установлены на пересечении ул. Новозаводская – ул. 50 лет Октября, ул. Ларина – ул. 50 лет Октября, Южное шоссе – Автозаводское шоссе, Обводное шоссе – Южное шоссе. Благодаря им в онлайн-режиме можно отследить длину пробки и затем при необходимости перенастроить работу светофоров. Устанавливает и обслуживает данные камеры Центр безопасности дорожного движения мэрии Тольятти.
В ведении областной ГИБДД – стационарные камеры, установленные за счет федерального бюджета. К этим устройствам большинство водителей уже привыкли и, как правило, нареканий не высказывают. При фиксации скорости движения камерой отсутствует человеческий фактор, ее не обманешь, и нарушивший правила вождения, как правило, своей вины не отрицает: виноват, нарушил. Однако много «непоняток» с теми камерами, что установлены недавно. Знаки, предупреждающие о их наличии, еще в конце лета нанесены на асфальт во многих местах города, в частности на Южном шоссе. Но, судя по всему, камеры пока не обслуживаются. На одном из недавних аппаратных совещаний в мэрии руководитель тольяттинского МВД Сергей Гудилин сообщил, что прежде область должна заключить соглашение с УВД Тольятти. Когда это случится, в тольяттинской ГИБДД нашему изданию не пояснили.
Самая же скандальная ситуация складывается в отношении мобильных камер «Арена», что находятся в ведении местной ГИБДД. Дело в том, что эти камеры часто устанавливаются с нарушением инструкции. Например, напротив металлических ограждений и без использования треноги. Предупреждающие знаки при этом отсутствуют. То есть камеры сознательно прячут от участников дорожного движения! Таким образом, «Арена» из инструмента обеспечения безопасности дорожного движения превращается в инструмент наказания или наживы. Судите сами: водитель издалека видит знак, предупреждающий об установке камеры, и сбрасывает скорость. Что позволит ему затормозить, например, перед ребенком, который выбежал на дорогу! А спрятанная полицейским камера не предупредит водителя о выборе безопасной скорости, потому он продолжит ехать с превышением скорости, создавая опасную ситуацию для других участников дорожного движения. Что интересно, некоторые инспекторы ГИБДД не понимают «тонкостей» этого момента. Они говорят: если камеру будет видно, то и нарушать никто не будет. Но постойте, господа инспекторы! Вы где работаете? В Государственной инспекции БЕЗОПАСНОСТИ дорожного движения! И ваша основная задача – обеспечение безопасности. Понятно, что вам нужно и отбить деньги, затраченные на установку камер, и пополнить бюджет, но с 1 июля 2013 года предупреждение в виде знака о наличии комплекса автоматической фиксации отражено в законодательстве РФ. И Дмитрий Медведев призывал не охотиться на граждан, а сосредоточиться, как раз, на безопасности дорожного движения. Напомним, за восемь месяцев нынешнего года на дорогах России произошло 126 тыс. ДТП, в которых 16,6 тысяч человек погибли, а еще 160 тысяч получили ранения различной степени тяжести. При этом большая часть ДТП – 88,% – происходит по вине автоводителей.
Для того чтобы перенаправить цели при использовании передвижных камер, Тольяттинское отделение межрегионального движения «Комитет защиты прав автовладельцев» намерено обратиться в тольяттинское отделение ГИБДД.
В ближайшее время количество видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД, на дорогах области будет увеличиваться по мере приближения к дате проведения чемпионата мира по футболу – 2018 год и составит 501 штуку, – рапортует ГИБДД. Мы же, участники дорожного движения, ратуем за то, чтобы их устанавливали в первую очередь на аварийно-опасных участках и только затем там, где дорога хорошая и потому существует возможность превышения скорости.
Существует несколько легальных и доступных способов защиты от видеофиксации. Это установка в автомобили радар-детекторов и современных навигаторов, которые указывают на наличие камер, радаров и стационарных постов ГАИ. Однако самый лучший – не нарушать правила дорожного движения.