Вы сейчас просматриваете Растим  обыкновенного  гения?

Растим обыкновенного гения?

  Приближается новый учебный год. Новый виток в жизни детей и их родителей. И школьников, и дошколят ждёт рабочий нелетний ритм. Слова «работа», «садик», «школа» вновь станут главными словами лексикона большинства тольяттинских семей. Неизбежно станут актуальными кружки и клубы. И неудивительно. Ведь дать ребёнку больше возможностей – это желание каждого ответственного родителя. И в Тольятти таких немало. Ведь мы, папы и мамы, очень хотим, чтобы наши чада нас радовали и умом, и здоровьем, и общественными успехами. Частные учебные заведения с углубленным изучением отдельных предметов, репетиторы, секции – это не только возможности, но и большая нагрузка на ребёнка. Выдержит ли будущий гений сверхнагрузку? Нужна ли она ему? Как сделать так, чтобы приближение к воспитательному идеалу не принесло проблем в здоровье и психическом развитии ребёнка? Поговорим об этом сегодня…

  В здоровом теле – здоровый дух
  Итак. Выбирая коммерческий детский сад, репетитора или секцию мы должны держать в уме правило гармоничного развития ребёнка. Оно, это правило, основывается на пяти принципах.
  Первый принцип – беречь и приумножать здоровье ребёнка. Экология в нашем городе оставляет желать лучшего. С каждым годом число респираторных заболеваний растёт. Статистика хронических заболеваний детей просто ужасает. Школьная нагрузка  – особенно в лицеях и гимназиях – очень высока. Руководство престижных заведений гонится за показателями, и в результате здоровье детей отступает на второй, а то и на третий план.  Поэтому здесь должны вмешаться мы, родители.
  Так, например, в секции тренер не должен ставить спортивные результаты выше техники безопасности. В частном детском садике обязательно должны быть валеологические мероприятия. Разнообразные упражнения, общая физическая активность и особенно – правильное питание должны быть неотъемлемой частью жизни ребёнка. Кормить ребёнка в перерыве между секцией и школой чипсами и соком – путь в никуда. Обзаведитесь термосом с широкой горловиной, носите ребёнку суп. Это неудобно, тяжело, но правильно.
  Именно родители должны озаботиться тем, чтобы привить ребёнку ту модель мышления и поведения, которая сохранит и приумножит его здоровье. Возведите в ритуал  утреннюю зарядку. Хороший способ для занятых родителей – сочетать свой активный отдых с отдыхом детей. Отмените свою йогу – сходите на семейные старты. Зимой катайтесь всей семьёй на «ватрушках» в лесу. Весной и осенью ходите в непродолжительные походы. Запишитесь в семейную секцию (таких немного, но они есть). Покажите своим детям многообразие движения – сами катайтесь на коньках и роликах, плавайте, играйте в футбол и теннис. Устройте, наконец, домашний турнир по игре в дартс.
  Именно физическая активность обеспечивает хорошую работу всех внутренних органов. Активность ребёнка укрепляет иммунитет, улучшает кровообращение, дыхание, стимулирует рост тела. Регулярные занятия содействуют формированию хороших психических качеств: настойчивости, уверенности, смелости.
  Вместе с тем нужно помнить про правильный отдых. Если ребёнок недосыпает, организм не успевает восстанавливаться (а ведь ему ещё нужно расти). Поэтому девять часов сна – это святое!
  Растите, мозги, большие и сильные
  Второй принцип – развивать интеллект. Именно интеллектуальное развитие ребёнка близко и понятно каждому родителю. Именно здесь, как говорится, кашу маслом не испортишь. Увеличивайте словарный запас, учитесь рисовать, пробуйте разные музыкальные инструменты, изучайте иностранные языки, играйте в экзотические игры (благо есть Интернет) ставьте опыты с растениями и минералами, ходите в музеи и театры, на выставки.
  На развитие интеллекта направлены комплексные программы дополнительного образования Центра быстрого чтения и развивающего обучения. Начальная ступень Центра предполагает работу со школьниками младшего звена (1-3 классы). Получая дополнительное образование по этой программе, учащиеся демонстрируют значительное повышение скорости чтения (в 2-3 раза),  улучшение показателей зрительной и слуховой памяти, положительную динамику в развитии логического мышления.
  Следующая ступень занятий – программы «Подросток-1» и «Подросток-2» – направлена на интеллектуальное развитие школьников среднего звена (4-6 классы). Девиз этих программ: «Научиться легко учиться». Занимаясь по данным программам, слушатели развивают речь, память, внимание, расширяют поле зрения, активизируют образное мышление. У них значительно повышается скорость чтения, появляется понимание прочитанного, появляется интерес к  самому процессу чтения, а это, как известно, основной источник получения информации. Школьники приобретают умения и навыки работы с текстом, его качественного пересказа. Можно сказать, что итогом обучения является то, что у детей появляется уверенность в себе, они убеждаются в том, что учиться на «хорошо» и «отлично» легко и доступно!
  Следующий этап обучения реализуется в программе «Скорочтение и тренировка памяти», главной целью которой является  получение и развитие способности обрабатывать значительные объемы информации в короткие сроки, то есть очень быстро и качественно читать, используя при этом новые формы умственной деятельности. Содержание данной программы предполагает, что в группе обучающихся могут участвовать слушатели различных возрастных категорий, начиная с 14 лет. Программа полезна как для старшеклассников, так и для работающих людей, имеющих  значительный дефицит бюджета времени. Помимо всего прочего, в ходе освоения данной программы заметно улучшаются показатели памяти, внимания и образного мышления.
  Все программы нацелены на повышение скорости чтения и качественное запоминание прочитанного. Как правило, они состоят из 8-10 занятий каждого курса по 2-3 академических часа.
Как рыба в воде
  Не секрет, что умные и даже гениальные люди не всегда добиваются в жизни больших успехов. При этом налицо случаи, когда уверенные «середнячки» достигают действительно колоссальных высот. В чём тут дело? Где подвох?
  Да. Мало уметь что-то делать. Нужно ещё и суметь реализовать это в обществе. Здесь без умения общаться с людьми не обойтись. Поэтому третий принцип гармоничного развития ребёнка – социальное развитие.
  Как развить в детях общение, умение передать другим свои желания, мысли, умение понимать других, находить решение в различных ситуациях? Важное правило – недопустима изоляция ребёнка. В полном смысле этого слова. Социальный опыт накапливается только в реальных ситуациях. Но при этом важное условие – родитель (или другой воспитатель) обязательно должен  выступать «поводырём ребёнка», его «переводчиком» в мире взрослых.
  Давайте ребёнку посильные «взрослые» задания, а потом обсуждайте их в кругу семьи. Купить молоко, помочь маме выбрать платье, рассудить спор других детей – кажется просто, но для малыша ваши объяснения всегда будут откровением.
  Если ваш малыш не ходит в детский сад, тогда стоит задуматься, как организовать общение ребенка со сверстниками: ходить на занятия в детские центры,  посещать детские площадки, приглашать к себе в гости.

  Ещё один интеллект…
  Да-да. Всё правильно. Сейчас среди родителей очень модна тема эмоционального интеллекта ребёнка.  Не удивительно: умение различать, управлять своими чувствами и эмоциями очень влияет на самостоятельность, самодостаточность и сообразительность вашего чада. Кроме этого умение определять чувства других людей, умение сопереживать делает ребёнка более гибким, а значит – неконфликтным. Третий принцип – совершенствуем эмоциональный мир.
  Занятия в театральных студиях – один из универсальных способов развития эмоционального интеллекта. В доброй половине американских детских фильмов дети участвуют в постановке школьного спектакля. И это не случайно. Умение управлять своим эмоциональным миром – великое достижение.
  Но никакую секцию не заменит эмоционально здоровая семья.  Таких семей сейчас очень мало. И не удивительно. В своём глазу, как говорится, мы не видим брёвен.

  Самое тонкое, самое сложное… Душа
  Духовно-нравственное начало – основа личности ребёнка. Всё это неуловимо, трудно оцениваемо. И здесь нельзя ошибиться. Пятый принцип – принцип духовно-нравственного развития.
  Будьте внимательны к фильмам, которые ребёнок смотрит, к книгам, которые он читает. Именно в этой области я бы порекомендовал классический подход: только проверенные авторы, только одобренные мультики.  
  Массовая культура – недопустимый источник примеров для подражания. Взять хотя бы мультфильм «Шрек», который прививает ребёнку цинизм и изобилует шутками с сексуальным подтекстом. Фильмы про супергероев насаждают среди детей стремление к насилию и самовредительству. Ещё свеж в памяти пример 2006-го года, когда 17-летний китаец, начитавшийся комиксов  про супермастеров кунг-фу, встал на рельсы и попытался остановить прибывающий на вокзал поезд «восемнадцатью ударами ладоней». Лишь действия дежурившего на станции наряда полиции позволили предотвратить трагедию. Полицейские вытащили юношу буквально из-под колес поезда, который не успевал затормозить. За кажущейся «лёгкостью и занимательностью» массовой культуры  скрывается страшная разрушительная  сила.
  Особенно опасно, когда родители пытаются воспитать в своих детях те обоюдоострые качества, которых лишены сами. Например, забитый папа воспитывает в сыне агрессивность и жестокость. В результате вырастает преступник. Много блудившая в юности мама сажает дочь под замок, следит за каждым шагом, читает её СМС. В результате – побег из дому в 15 лет.
  Спокойное, педантичное воспитание на классических образцах – залог отсутствия таких вот «завихрений» в психике.  С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе, труду. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума.

 

   Комментарий эксперта

  Существует огромное количество авторских развивающих и образовательных программ, созданных замечательными педагогами и апробированных временем. Подходить к выбору программы развития ребенка в раннем возрасте нужно очень тщательно и ответственно. Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться? Вот несколько советов.

  Любая программа подготовки и развития должна быть направлена на индивидуальное развитие  ребенка. Применять индивидуальный подход к подаче знаний или иного материала, с учетом возрастных и личностных особенностей в данный период обучения и развития.  
  Обучение  по той или иной программе оправданно лишь тогда, когда программа является системой – целесообразной совокупностью функционально связанных элементов. Все элементы программы неразрывно связаны между собой и дают системный эффект (достижение цели) только при освоении каждого из элементов. Результат должен быть видимым  и достижимым.
  Маленькие дети, у которых еще не сформировались информационные фильтры, принимают любую информацию за чистую монету и встраивают ее в собственную картину мира. Это может отрицательным образом сказаться на его будущем.  Поэтому давать им некачественную информацию более чем аморально.   Лозунг «не навреди» актуален не только для врачей, но и для педагогов. Информацию можно считать качественной, если она отвечает  требованиям одновременно пяти критериев:
истинность;
целесообразность;
своевременность;
полнота;
чистота.
  Любая программа, направленная на обучение или развитие, обязательно должна быть современна (направлена на усвоение знаний современного мира, использовать для этого современные методы и средства обучения), экологична  и комфортна (создание психологически здоровой образовательной среды для ребенка).
Балабкин А.В., преподаватель программ БАКАЛИБРИКИ

 

*Владимир  Кропоткин