Вы сейчас просматриваете Ольга Сотникова: 2 435рублей в год заплатит каждый родитель дошкольника

Ольга Сотникова: 2 435рублей в год заплатит каждый родитель дошкольника

На прошлой неделе глава города сообщил о намерении снизить размер платы за присмотр и уход в части прочих расходов за детьми в муниципальных дошкольных учреждениях с 17 руб. в день до 14,36 руб. в день.

Кроме этого Сергей Анташев поручил установить дифференцированный подход к взиманию родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных учреждениях Тольятти. Принято решение, что плата за обеспечение режима дня (групповой инвентарь и постельные принадлежности) в размере 9,86 руб. в день останется постоянной величиной и будет взиматься независимо от присутствия или отсутствия ребёнка в детском саду.

Пресс-центр администрации, распространяя пресс-релиз на данную тему, привёл слова главы города, в которых он называет окончательное решение по вопросу изменения родительской платы «справедливым и взвешенным… которое в равной степени удовлетворяет интересы и родителей, и муниципалитета». «Тольяттинский навигатор» вместе с руководителем фракции КПРФ в городской думе Ольгой Сотниковой рассуждает о том, что сподвигло главу города после вынесения судебного решения о законности «мыльного» сбора пойти на такие меры.

Ольга Сотникова: – 15 мая на сайте горадминистрации размещён проект постановления, согласно которому плата за детские сады составит 212,92 руб. для детей до трёх лет и 147,36 руб. для детей старше трёх лет. 23 мая глава города должен подписать постановление, после того как в течение недели будет проведена независимая антикоррупционная экспертиза. И замечания по проекту постановления уже имеются. Так, специалисты выявили, что такая коррупционная составляющая имеется.

Корр.: – В чём её суть?

Ольга Сотникова: – У нас есть малоимущие семьи, которые получают компенсацию на оплату детсада. Её размер зависит от величины дохода. Если доход на одного человека ниже прожиточного минимума, то компенсация начисляется. Если доход стал превышать прожиточный минимум (из-за роста зарплаты или снижения размера прожиточного минимума), её перестают выплачивать. И родители обязаны уведомить администрацию города через МФЦ о прекращении нуждаемости в соцподдержке. Не сделавшие этого своевременно, а именно в 10-дневный срок, рискуют получить судимость. Потому как за неисполнение нормативно-правовых актов местной администрации грозит административное наказание. А в случае если данное неисполнение длилось некоторое время и сумма пользования бюджетными деньгами превысила 2,5 тыс. рублей, то в силу может вступить Уголовный кодекс. И пользование бюджетными деньгами может быть рассмотрено по статье «хищение». Учитывая, что справки необходимо обновлять раз в полгода, у части родителей есть все шансы по невнимательности стать формально расхитителями бюджетных денег.

Корр.: – Занятная перспектива! И что же администрация?

Ольга Сотникова: – 15 мая на депутатских слушаниях представитель юридической службы администрации пояснила, что они получили независимую антикоррупционную экспертизу и что её аспекты учтут в новом постановлении.

Корр.: – Ольга Владимировна, по-вашему, что же всё-таки произошло, если администрация изыскала возможность снижения постоянной составляющей родительской платы, пусть и на незначительную сумму?

Ольга Сотникова: – Я думаю, что финансово-экономического обоснования, о представлении которого ходатайствовала истица Елена Казаку в суде (напомним, что суд отказал ей в этом. – Прим. авт.), просто-напросто не существовало в природе. Иначе бы снижения не было. А теперь расчёты сделаны. И стало очевидным, что расходы, связанные с обеспечением соблюдения воспитанниками личной гигиены (мыло, туалетная бумага, салфетки), «стоят» 0,47 руб. в день, хозяйственно-бытовое обслуживание (моющие, чистящие средства) – 4,03 руб. в день, расходы на соблюдение режима дня (постельные принадлежности, посуда, электрические лампочки и т.д.) – 9,86 руб. Итого 14,36 руб. в день вместо 17.

В 2016 году министерством образования был установлен размер максимальной платы 150 руб. в день. И Самара тут же его приняла… Отсутствие финансово-экономического обоснования и долгие расчёты чайников, термометров и лампочек как раз подтверждают версию о том, что плату в Тольятти просто подняли до максимально предела в 150 рублей, а потом подгоняли под 17 рублей необходимые расходы.

А теперь хозяйственно-бытовые нужды разделили на три вида. Значительная из них – 9,86 руб. – расходы на обеспечение режима дня. И эта величина является постоянной составляющей.

Корр.: – Значит, родителям детей, которые не ходили в детсад, за дни отсутствия положен теперь перерасчёт?

Ольга Сотникова: – Да, перерасчёт будет сделан по оплате питания (133 руб. – для детей старше трёх лет и 107,56 руб. – до трёх лет), личной гигиены и хозяйственно-бытового обслуживания. Но 9,86 руб. будут платить все. Итого в год 2435 руб. за рабочие дни заплатит каждый родитель.

Корр.: – А что является уважительной причиной?

– Мы уточнили, что значит «пропуск по уважительной причине», это справка от врача и отпуск родителей в течение 28 календарных дней. Раньше к уважительной причине относился и длительный летний отпуск – до 70 дней. Теперь нет.

Корр.: – Основными предпосылками увеличения родительской платы, по мнению общественности, является пресловутая «мусорная» реформа, согласно которой дошкольные, да и школьные учреждения столкнулись со значительным ростом платы за обращение с отходами. Но это неофициальная версия. А какова официальная?

Ольга Сотникова: – То, что индексации не было с 2016 года. И в то же время одним из главных аргументов, заявленных главой города на встрече с депутатами, является то, что благодаря всей этой, я бы сказала, скандальной ситуации многие родители, кто имел место в саду, но не водил детей, были вынуждены написать заявления и выйти из дошкольного заведения.

Корр.: – И много таковых?

Ольга Сотникова: – Целый детский сад. Но я не думаю, что большинство родителей не водили детей по причине того, что им хорошо дома, а финансовое положение семьи позволяет мамам не работать. Если таковые и есть, то их не 321 семья, а гораздо меньше. В основной массе не работают те мамы, дети которых либо имеют ограниченные возможности здоровья, либо часто болеют, либо нуждаются в длительной реабилитации после болезни. Например, мама, подавшая иск в суд на администрацию. У сына Елены Казаку сложные хронические заболевания, и он нуждается в регулярном лечении, в том числе санаторно-курортного вида. И потому он часто по уважительной причине отсутствует в своём саду, посещая специализированный. Кроме того: в семье, где растут часто болеющие дети, каждая копейка на счету… Ну а администрация таким образом убила двух зайцев: и «очередь продвинула», и получила «дополнительные средства».

Корр.: – Ольга Владимировна, а почему об увеличении платы за муниципальные детсады ничего не было слышно при вёрстке бюджета?

Ольга Сотникова: – Когда мы формируем бюджет, мы смотрим на доходную и расходную части. Доходную – только в разрезе межбюджетных трансферов, то есть учитываем, сколько придёт денег и сколько есть уже заработанных. При этом родительская плата – это внебюджетные источники. И мы их не рассматривали при формировании бюджета. Иначе мы бы увидели, что внебюджетные поступления увеличились. И спросили бы, за счёт чего увеличились доходы департамента образования: за счёт расширения дополнительных услуг или за счёт увеличения родительской платы. То есть, знай это заранее, мы имели бы возможность обсудить этот вопрос в ноябре-декабре прошлого года. Но это, как вы понимаете, было бы администрации невыгодно.

Корр.: – Новое постановление о снижении постоянной составляющей родительской платы до 9,86 руб. вступит в силу 1 июня. С 1 марта по 1 июня постоянная составляющая была 17 рублей. Положен ли родителям перерасчёт?

Ольга Сотникова: – Могу лишь предположить, что перерасчёт положен, исходя из того что постоянная составляющая снизилась с 17 до 9,86 руб., и он будет сделан для тех, кто не посещал детский сад по уважительной причине, с 1 июня. То есть родителям не стоит обольщаться, что им вернут без малого 7 руб. в день. До 1 марта действовало одно постановление администрации, потом – другое, с 1 июня – третье.

Корр.: – Как вы думаете, почему смягчение условий было сделано после судебного решения? Администрация вопреки решению суда пошла навстречу родителям?

Ольга Сотникова: – СМИ, лояльные к городской администрации, действительно подают информацию так, что администрация города, имея благоприятное для нее решение суда, всё-таки сделала родителям поблажку, показывая таким образом, что исполнительная власть весьма «лояльна» и «гуманна» к людям. Но не стоит забывать, что 17 рублей постоянной составляющей ввела та же самая власть. Я присутствовала на заседании суда, знакомилась с документами. И считаю, что суд прошёл с многочисленными нарушениями, которые мне, даже не юристу, отчётливо бросаются в глаза.

Я думаю, что пересмотр дела в областном суде будет, и, возможно, решение будет вынесено в пользу Елены Казаку. Потому как апелляционный суд всегда рассматривает соблюдение судебной процедуры, а она была нарушена. Елена подала иск в суд Центрального района, но мы все прекрасно знаем, что канцелярия суда должна была посоветовать направить иск в область. Именно так и было сделано с заявлениями других истцов. Им были возвращены иски, так как судьи районного суда некомпетентны в таких делах.

Корр.: – Но судья Катасонов оказался компетентен. И суд всё равно состоялся…

Ольга Сотникова: – Отмечу, что очень редко перед заседаниями проходят какие-то установочные мероприятия и консультации в закрытой форме. Потом, вынесение определения об отказе в запросе информации также считаю неправомерным элементом процедуры. В основе отказа – аргумент: данная информация не имеет отношения к делу. Как это так? Если истица, оспаривая часть фактического пребывания, желает доказать, что при отсутствии в саду её ребенка на него затраты учреждение не производит. Но эти затраты не представлены суду. Более того, суд не хотел знать суть затрат. Таким образом, напрашивается предположение, что судья Катасонов не хотел вникать в процесс.

Корр.: – Ольга Владимировна, почему в городе, где доходы населения постоянно снижаются, люди вынуждены больше платить за пребывание детей в дошкольных учреждениях?

Ольга Сотникова: – Ситуация с бюджетом города действительно очень и очень сложная. И администрация, обращаясь в область за дополнительными средствами для города, постоянно получает ответ: а вы по максимуму выжали из собственных ресурсов?

В такой ситуации виновна не столько администрация города, сколько вся бюджетная система страны, и в первую очередь – правительство Медведева, которое формирует «правила игры» для бюджетов всех уровней. Недавно в Самарской губернской думе рассматривалось наше обращение по молодым семьям. В нём мы просили изменить соотношение финансирования этой программы. Снизить долю города и увеличить – для области и федерального центра. Нам в целом для предоставления субсидий молодым семьям, которые вот-вот перешагнут возрастной ценз, нужно порядка 1 млрд рублей, при этом доля города составит 250 млн рублей. Для Тольятти это много. За эти деньги мы содержим две зимы городские дороги. То есть мы физически не можем столько выделить. И мы просили старших коллег пересмотреть пропорции областной программы. На что нам ответили: ищите дополнительные источники финансирования в городе, и мы вам найдем региональные. Это как разговор глухого со слепым.

А то, что в городе нет денег, говорит и тот факт, что прогноз по собираемости НДФЛ в 1-м квартале не оправдался. В бюджете заложена большая сумма, а в реальности она ниже. В бюджете города остаётся только два вида налогов – это налог на землю и НДФЛ, который частично возвращается в город. Доля налоговых поступлений от земли снижается который год: люди оспаривают кадастровую стоимость. А НДФЛ уменьшается, потому что либо уменьшается доля людей, получающих зарплату (сворачивается экономика среднего класса, уезжает экономически активная молодёжь и так далее), либо снижается уровень зарплат. И администрации нужно предусмотреть дополнительные ходы, если налоговые поступления ещё более снизятся во втором квартале. И это будет, например, основанием для получения бюджетного кредита. Но прежде чем выдать его, областное правительство нас спросит: по всем ли амбарам чиновники Тольятти помели и по всем ли сусекам поскребли? То есть получить бюджетное финансирование невозможно без доказательства губернатору, региональному и федеральному правительству, что нам больше негде взять денег на выполнение социальных обязательств.

Корр.: — Между тем по уровню ожидания позитива наш город вошёл в пятерку лидеров, разделив с Читой 4-ю позицию… Вы верите подобным рейтингам?

–Тольятти уже достиг дна. И падать нам ниже некуда. Вот потому у людей, возможно, преобладают эмоция надежды. Типа: будет лучше, потому что хуже уже не будет. Люди надеются, что наконец-то на город сверху обратят внимание и скажут: а ведь Тольятти загнётся, если ему не дать денег. Или, точнее, если ему не вернуть те деньги, которые он зарабатывает. Об этом постоянно говорит мой коллега Владимир Петрович Краснов – Тольятти приносит в бюджеты разного уровня минимум 60 млрд рублей, а оставляют нам из них только 6 млрд. Однако ждать социальной справедливости в условиях господства олигархически настроенного правительства РФ не приходится.