Вы сейчас просматриваете «Здравствуй, отец! Я тебя нашёл!..»

«Здравствуй, отец! Я тебя нашёл!..»

«ТН» уже рассказывал о Германе Михайловиче Сантьеве, 74 года мечтавшем найти своего отца. Точнее, место, где он захоронен, поскольку сержант-радист Михаил Иванович Сантьев до Победы не дожил.

В ходе боя за деревню Вешки в Ленинградской области он под огнём противника четырежды восстанавливал оборванные провода связи. Был ранен. Попал в передвижной госпиталь, где и скончался от ран. Похоронили выходца из Тисульского района Кемеровской (тогда ещё Новосибирской) области неподалёку от деревни Костова. Так и значилось в похоронке, пришедшей в родную Восточную Сибирь. Вот только похоронка потом волею судеб оказалась утерянной. Но Герман Михайлович твёрдо помнил: Костова.

Располагая лишь этим названием да именем-фамилией отца, Герман Михайлович обратился к тогда еще кандидату в депутаты думы г.о. Тольятти Георгию Акоеву – а вдруг? «Вдруг» сработало. С помощью Сергея Туркина Георгию Акоеву удалось узнать и восстановить многое.

И стало известно про подвиг сержанта-связиста. И о том, что представили за его геройство к самой почетной медали «За отвагу». Но вот дальше начиналась путаница. И с местом захоронения, и с фамилией. В разных источниках Михаил Иванович числился и СантЬевым, и СантИевым. При всех прочих одинаковых данных. В качестве захоронения указывался населенный пункт Новоселицы Новгородской области.

– Напутали где-то, – решил Герман Михайлович и собрался ехать искать могилу отца, не дожидаясь окончательного ответа из архивов Министерства вооруженных сил…

– Сейчас это не Ленинградская, а Новгородская область, – рассказал он, вернувшись. – Доехали мы до Великого Новгорода. А там пришлось брать такси. Автобус ходит лишь дважды в сутки. Пришлось бы где-то там ночевать. Что? Нет, такси до Костова. Нет больше той деревни. Только одноимённый остров на реке. Все захоронения перенесены в Новоселицы. Там выстроен огромный мемориал. Вот справа-слева от него и упокоены перезахороненные…

Побывал Герман Михайлович с супругой своей Надеждой Ивановной и на месте боёв. Видели бараки, где во времена боёв располагались госпитали.

В сельсовете Новоселиц подтвердили Герману Михайловичу: да, именно ваш отец здесь и похоронен. А что путаница с буквой в фамилии – ну время было такое. Военное. А вот медаль герою-сержанту вручить успели.

– Возложили мы цветы к мемориалу, – рассказывает Герман Михайлович. – Здравствуй, говорю, отец! Я тебя всё же нашёл. Всплакнули – не без этого. Таксист же нас и сфотографировал у памятника. Ну и поехали обратно. Едем, а я всё думаю: мемориал огромный. Сейчас за ним пенсионеры ухаживают да те, кто еще жив с тех времен остался. На 9 Мая возлагают цветы… А что будет дальше?

Хороший вопрос. И вдвойне хорошо, если есть на него у кого-то логический ответ.

P.S. Кстати, в том же комплексе похоронен и отец бывшего президента Украины Леонида Кучмы. Парадокс – известный своей антисоветской направленностью политик даже поучаствовал в облагораживании мемориала тем, кто сражался за советскую родину. Даже часовню выстроил.

Алексей Шишканов, специально для ТН

На фото: Герман Михайлович с супругой Надеждой Ивановной около воинского мемориала. На заднем плане – та самая часовня.

Комментарий

Георгий АКОЕВ, депутат Думы г.о. Тольятти, председатель Автозаводского местного отделения общественной организации «Дети войны»:

— Герман Михайлович – большой молодец! Такое почтение к предкам дорогого стоит. В самом деле, кем мы будем, если забудем своё великое прошлое, великие подвиги своих отцов, дедов и прадедов? Пока жива память о героях, герои будут рождаться на нашей земле. Не так давно я был избран руководителем Автозаводского местного отделения общественной организации «Дети войны». На этом поприще я буду продолжать работу, которая приносит такие социально важные результаты.