Вы сейчас просматриваете Спрут не тонет

Спрут не тонет

  • Автор записи:

ЖКХ

Наша редакция продолжает следить за судебными разбирательствами вокруг коммунальной империи олигарха Виктора Попова. 16 мая 2025 года в Автозаводском районном суде под председательством Анны Токаревой прошло очередное заседание. Оно было коротким, но насыщенным. В ходе заседания стали понятны перспективы Виктора Попова на получение судимости.

Напомним: в 2024 году на известного коммунальщика Тольятти, руководителя крупной управляющей компании ООО «ДЖКХ» (далее «ДЖКХ»), завели два уголовных дела. Первое касалось неуплаты налогов, второе – сокрытия денег при наличии налоговой задолженности.

Пока шли суды по уголовным делам, с 2023 года в арбитражном суде Самарской области компания «ДЖКХ» оспаривала решение ФНС о недоимке налогов и дроблении бизнеса.

В конце 2024 года суд встал на сторону «ДЖКХ», но налоговики подали апелляцию, которую поддержала прокуратура Самарской области. Но «ДЖКХ» борется за каждый рубль налогов не только потому, что отдавать своего не хочет, а скорее потому, что теперь от решения арбитражного суда зависит – сядет ли Виктор Попов или нет. А пока спор в арбитраже не закончился, уголовные дела тоже идут своим чередом (видимо, адвокаты Попова рекомендовали ему максимально отсрочить рассмотрение уголовных дел, растянув процессы во времени с целью их большей контролируемости).

Прокуратура Автозаводского района Тольятти, выступая в роли государственного обвинителя Попова, тоже понимала, что выигранное в арбитраже дело может развалить все уголовные дела, но ускорить процесс, видимо, не могла.

В итоге 26 марта 2025 года самарский арбитраж вынес решение в пользу «ДЖКХ». Этот документ стал, видимо, главным аргументом в вынесении решения по уголовному делу, рассматриваемому судьей Телиной. 14 апреля 2025 года одно из уголовных дел против Виктора Попова завершилось формулировкой: «назначена мера уголовно-правового характера – судебный штраф (ст. 25.1 УПК РФ)».

Согласно положениям части 1 статьи 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. При этом указанное лицо освобождается от уголовной ответственности. Судя по всему, большой опыт «взаимодействия» с государственными органами Виктора Попова, да и в целом умение лавировать в определенных ситуациях позволили ему снова выйти сухим из воды.

О, сколько нам открытий чудных!

Однако оставалось еще одно дело, на заседании которого побывал наш корреспондент. Итак, после начала заседания адвокат обвиняемого Попова ходатайствовал о приобщении вышеназванного решения арбитражного суда. А также (вот тут стоит заострить внимание) о приобщении иных документов: «…Практически аналогичное дело в отношении Попова Виктора Ивановича расследовал 2-й отдел следственного комитета Самарской области в 2022–2023 годах. И 21 марта 2023 года вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, и одним из оснований прекращения уголовного дела в постановлении указывается, что имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда», – уточнил адвокат Виктора Попова.

То есть адвокат в качестве аргумента невиновности подзащитного указывает, что на Виктора Попова с завидной периодичностью за налоговые нарушения возбуждаются уголовные дела, но при этом обвинение рассыпается, не дойдя до суда. Согласитесь, так себе аргумент. Не может же быть такого, что правоохранители начинают следствие по уголовному делу без серьезных на то оснований, а в налоговой работают какие-то неправильные аудиторы, которые сначала находят нарушения, т.е. недоимки по налогам, а потом в суде не могут их доказать? Еще один интересный момент: в документ, озвученный адвокатом, закралась техническая ошибка, однако устранить ее нельзя, так как следователь, подписавший постановление о прекращении уголовного дела, больше не работает в данном подразделении. Какое удивительное стечение обстоятельств… Складывается устойчивое ощущение, что в этих судебно-следственных процессах присутствует предвзятость, а может быть, даже коррупционная составляющая…

Слово за прокуратурой

Вернемся в 16 мая, в зал заседаний, где после ходатайств защитника Попова выступила заместитель прокурора Автозаводского района, которой уже было известно о ходатайстве защиты приобщить к делу решение арбитражного суда. Заместитель прокурора просила суд вернуть уголовное дело в прокуратуру в порядке ст. 237 УК РФ. Но не потому, что все сразу уверовали в невиновность Попова, а потому что, во-первых, фискалы подали кассацию, и возможно, кассационная инстанция вынесет иное решение, примеры в российской практике имеются; а во-вторых, в ходе рассмотрения апелляции суд удовлетворил требования «ДЖКХ» лишь частично.

Изначально налоговики насчитали, что «ДЖКХ» не оплатил государству более 101 млн рублей налогов. В рамках судебного следствия арбитражный суд пришел к выводу: осталось еще почти 15 млн руб., которые должны пополнить казну. Но они не поступили? Значит, имеется факт нарушения Уголовного кодекса. Правда, данной суммы недостаточно для квалификации преступления Попова по п. «Б» ч.2 ст. 199 УК РФ – уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Нарушение обмельчало

Для справки: согласно Уголовному кодексу, крупным размером в 199-й статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 18 750 000 рублей, особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 56 250 000 рублей.

Точку в уголовном деле Попова судья Токарева намерена поставить 23 мая в 11:00. Есть стойкое ощущение, что судья удовлетворит ходатайство прокуратуры на возвращение дела на дорасследование.

Теоретически, если кассация не встанет на сторону государства в лице налоговой службы, то факт неоплаты налогов пусть и в меньшем размере все равно останется, и прокуратура просто переквалифицирует дело под другую статью. Однако если лицо, обвиняемое в неуплате налогов впервые, добровольно погасит всю недоимку, то оно освобождается от уголовного наказания. 15 млн руб. – не такие большие деньги для коммунальной империи Поповых, которая по-прежнему оперирует миллиардами.

Дамир Миратов