Культуру на выход?
На днях министерство культуры Самарской области издало приказ. Документ состоит всего из полутора страниц. Если не считать герба, занимающего треть листа, то получится и вовсе одна страница. Содержание приказа тоже лаконичное: исключить один абзац из Положения о порядке оценки последствий реорганизации или ликвидации подведомственных министерству учреждений. Что задумало министерство? Что скрывается за чиновничьей тягой к лаконичности? Давайте разберемся.
ВЫ УВОЛЕНЫ
«Увольняем кого хотим и как хотим!» – по моему мнению, именно такую формулировку скрывает витиевато-абстрактный текст приказа министерства культуры Самарской области. А если быть очень точным, то из Положения исключаются следующие строки: «Обеспечено соблюдение трудовых прав высвобождаемых работников, кадровое обеспечение процесса в реорганизуемом или ликвидируемом учреждении культуры».
Конечно, вряд ли речь идет о нарушении прав работников, положенных по Трудовому кодексу РФ. Его областное министерство, к счастью, отменить не в силах. Выплаты и компенсации, положенные по закону, будут. Мы, по крайней мере, на это надеемся. А вот, например, само сокращение численности, судя по всему, теперь не является препятствием к реорганизации. То есть если раньше реорганизация подразумевала изменение численности штата и сокращение работников, то она могла быть признана незаконной. Работник организации мог пойти в прокуратуру или суд и восстановиться на работе.
Однако теперь ситуация изменилась. Реорганизацию можно проводить без оглядки на соблюдение трудовых прав высвобождаемых работников. По крайней мере, можно не оценивать последствия такого рода несоблюдений.
ОБКАТАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Гонения на культуру подтверждаются широкой практикой реорганизации муниципальных учреждений в Тольятти. В 2016 году здесь массово объединили детские библиотеки со взрослыми и школьными, изгнав юных читателей из помещений по всему городу. В 2023 году закрыли консерваторию. В том же году тольяттинские художники и дизайнеры жестко боролись за свои мастерские, из которых их фактически выгоняла на улицу администрация Ренца. Слияние детских садов и школ продолжается и сегодня. Например, в текущем, 2025 году планируют реорганизовать еще четыре детских сада и две школы. О грядущих потенциальных сокращениях по всей области можно судить уже по самому факту появления одиозного приказа.
Власти прикрывается формулировками о «создании эффективной образовательной среды, способствующей повышению качества предоставляемых населению услуг». Однако под сокращение попадают не только руководители «оптимизируемых» учреждений, но и рядовые сотрудники. С 2016 года десятки работников детских библиотек, дошкольного образования, педагогов и преподавателей консерватории были уволены или отправлены на пенсию, хотя многие из них хотели работать дальше.
Таким образом, о качестве «культурных» услуг говорить не приходится, разве что в отрицательном ключе. Так называемые «модульные библиотеки», предназначенные для работы с младшим поколением, часто сводятся к кружкам и тематическим мастер-классам по рисованию, просмотру материалов на экране монитора или проектора. Времени на чтение выделяется гораздо меньше, чем раньше. Библиотекари отмечают значительное сокращение книжного фонда в целом и детских книг в частности.
ОПТИМИЗАТОРЫ ДООПТИМИЗИРУЮТСЯ
На основе предыдущего опыта нашего города можно сделать вывод: впереди работников культуры всей Самарской области ждут неприятные сюрпризы. Могут быть реорганизованы театры, концертные организации, библиотеки, музеи, агентства, музыкальные школы. Реорганизация учреждений культуры увеличит отток граждан в более успешные регионы. Если руководство области продолжит путь сокращения расходов на культуру и извлечения прибыли от приватизации освобождающихся помещений, наш регион может повторить судьбу Детройта. Репутацию депрессивного региона среди местных жителей он уже заработал.
За оптимизацией детских библиотек в Тольятти и за «оценочной» реформой в министерстве культуры Самарской области стоит один и тот же человек. На областном документе стоит подпись заместителя министра культуры Самарской области госпожи Тонковидовой. Во времена «оптимизации» библиотек Тольятти именно она занимала должность заместителя руководителя департамента. Сразу после закрытия помещений детских библиотек в 2017 году она из заместителей перешла в руководители. Вероятно, после завершения реорганизации на областном уровне ей тоже предложат повышение.
Григорий БАСИСТЫЙ