Безопасность под угрозой
Тольятти, как и многие другие города, столкнулся с новым явлением: с приходом весны по городу массово появляются электрические самокаты. С одной стороны, электросамокат – это удобный и экологичный вид транспорта, который в условиях городской среды может стать отличной альтернативой автомобилю. С другой стороны, использование электросамокатов сопряжено с рядом проблем. В первую очередь – в сфере безопасности горожан. Таких проблем, к сожалению, становится всё больше и больше. Именно поэтому «Тольяттинский навигатор» решил посвятить отдельную публикацию этому новому средству транспорта, которому власти по умолчанию разрешили ездить по городским тротуарам.
КАЛЕЧАТ И УБИВАЮТ
18 апреля 2024 года стало памятным днем в истории Тольятти, когда сразу трое детей пострадали из-за водителей электросамокатов. Первый наезд произошел утром на Приморском бульваре. Пострадал шестилетний ребенок, которого бабушка вела в детский сад. По вине самокатчика ребенку потребовалась медицинская помощь. Второй случай произошел на улице Родины. Молодой человек на электросамокате сбил сразу двух школьников. Оба мальчика, 10 и 12 лет, были доставлены в больницу…
Согласно данным МВД РФ, в 2024 году количество аварий по стране с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло на 42,8%, а число погибших – на 25,6%. Большинство инцидентов произошло с использованием кикшеринговых самокатов (которые сдаются в аренду).
В текущем, 2025 году, несмотря на то, что электросамокаты и другие СИМы используются еще только месяц, уже произошло несколько зарегистрированных случаев травматизма. В частности, 15 марта в 00:40 43-летний мужчина, «управляя электросамокатом, двигался по улице 40 лет Победы со стороны улицы Ворошилова. Возле дома № 69 он допустил падение», – сообщили в областном ГУ МВД. Великовозрастный «пилот» самоката и его 37-летняя пассажирка «получили травмы головы. После обследования медиками им рекомендовано амбулаторное лечение», – добавили в полиции.
В тот же день произошло похожее ДТП на улице Фрунзе. В 20:15 35-летняя женщина, управляя электросамокатом, двигалась по тротуару со стороны Степана Разина в направлении улицы Юбилейной. Возле дома № 15 по улице Фрунзе самокатчица нарушила правила расположения на проезжей части, не справилась с управлением и упала. Пострадавшей потребовалась помощь врачей, с места ДТП она была госпитализирована.
К сожалению, в Тольятти уже были случаи трагических наездов электросамокатов на пешеходов. Например, днем 4 августа 2023 года 19-летний местный житель, управляя электросамокатом, не соблюдал скоростной режим и на пешеходной дорожке в сквере имени 50-летия АВТОВАЗа на улице Юбилейной совершил наезд на мужчину. Потерпевший был сотрудником МБУ «Зеленстрой» и в момент аварии занимался благоустройством площадки. Суд признал молодого человека виновным в нарушении правил дорожного движения по ч. 2 ст. 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Всего за прошлый, 2024 год в России зафиксировано 4420 ДТП (+42,8%), в результате которых погибли 54 человека (+25,6%), в том числе 6 детей (!!!).
Наибольшее количество аварий зафиксировано в Москве (1320), Красноярском крае (406), Нижегородской области (234), Краснодарском крае (202), Санкт-Петербурге (202), Тюменской (162), Свердловской (129) и Самарской областях (104). В 65,5% случаев электросамокаты принадлежали кикшеринговым компаниям.
54 смерти, согласитесь, это уже повод для того, чтобы предпринимать меры. В первую очередь, конечно, законодательного характера. Но у нас быстро только цены в магазинах растут, а законодатели…
БОЛТОЛОГИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Власти активно обсуждают (акцент на слово «обсуждают») возможные меры для снижения аварийности в сфере электросамокатинга. Примерно раз в год (перед выборами) депутаты и чиновники всех уровней возбуждаются, планируют внести новые поправки в Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях. Однако разработка этих поправок всегда затягивается, новые законопроекты раз за разом отправляются на доработку, а граждане РФ продолжают калечиться и гибнуть из-за дури одних (водителей самокатов), жадности других (хозяев самокатопрокатческих контор) и нерешительности третьих (чиновников и депутатов).
Между тем рост числа аварий с участием электросамокатов требует от властей и общества принятия действенных мер. Необходимо разработать и внедрить четкие правила использования СИМ, контролировать их соблюдение, а также проводить действенную просветительскую работу среди горожан. Только совместными усилиями общество и государство сможет сделать использование электрических самокатов безопасным для всех участников дорожного движения. Но это, как говориться, мечты… Мечты…
Впрочем, в России всё больше городов самостоятельно вводят ограничения на использование электросамокатов. В частности, в Перми, Плесе запрещено передвигаться на электросамокатах. В Сочи, Геленджике и других приморских городах запрещено их использование на набережных: чтобы гуляющие туристы не испытывали стресса из-за риска потенциального наезда. Почему за безопасностью туристов нужно следить тщательнее, чем за безопасностью всех остальных граждан, – сие тайна, покрытая мраком. Но что есть, то есть.
Вслед за упомянутыми выше городами и крупные мегаполисы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, также вводят запреты на передвижение на электросамокатах и их парковку в местах с большим скоплением людей.
Тольяттинские депутаты и депутаты Самарской губернской думы пока безмолвствуют. «Мэрия» Тольятти и правительство Самарской области – тоже.
А КАК У НИХ?
Правила пользования электросамокатами и им подобным транспортом в разных странах различаются.
Некоторые страны просто отказались от использования электросамокатов на законодательном уровне. Основные причины – загромождение городских улиц брошенными самокатами и большое количество ДТП, включая наезды на пешеходов. Сторонники запрета утверждают, что прокат самокатов приносит больше вреда, чем пользы.
Так, первым городом, который после нескольких лет использования арендных электросамокатов полностью от них отказался, стал Париж. Был собран народный референдум, на котором 90% французов проголосовали за полное удаление с улиц данного средства передвижения. Мэр города встала на сторону гражданского большинства, и решение приняло законную силу. Сегодня эксплуатация электросамокатов полностью запрещена как на дорогах общего пользования, так и на тротуарах в Индонезии, Канаде, Сингапуре и Шанхае.
Другие страны применяют избирательные меры.
Так, в Швейцарии использование электросамокатов на тротуарах не допускается, а на велосипедных дорожках максимальная скорость движения для них ограничена 20 километрами в час.
В США эксплуатация электросамокатов в целом по стране разрешена, но, например, в Сиэтле допускается только в специально отведенных зонах, а в Нью-Йорке использование электросамокатов на улицах и тротуарах полностью запрещено.
В Дании, Испании и Норвегии власти требуют от пользователей электросамокатов соблюдения ряда мер предосторожности. Среди них – обязательное ношение шлема, запрет на парковку в центральных районах городов и соответствие самоката минимальным техническим стандартам, таким как наличие встроенного ограничителя скорости и звукового сигнала на руле.
Итальянские власти объявили о планах по повышению минимального возраста для проката электросамокатов в Риме до 18 лет, установлению максимальной скорости в 20 километров в час и сокращению числа операторов проката с введением ограничений на парковку.
Если говорить о компромиссах, то в Великобритании, пожалуй, сфера электросамокатов урегулирована самым эффективным образом: управление электросамокатами разрешено лицам, достигшим возраста 18 лет и при наличии действующих водительских прав. Запрещено использование самокатов, способных развивать скорость более 20 километров в час, а также самокатов, не оснащенных постоянно включенными фарами.
Что говорить, регулирование использования электросамокатов – важная задача для обеспечения безопасности на дорогах и тротуарах и каждая страна ищет оптимальный баланс между развитием новых технологий и защитой граждан. Если ищет…
ЧТО ПОКА ЕСТЬ У НАС?
В нашей стране электросамокаты, моноколеса и прочие устройства с электромотором – средства индивидуальной мобильности (СИМ) – были законодательно признаны транспортными средствами и обрели статус полноправных участников дорожного движения весной 2023 года. Оговоримся, что электровелосипеды к категории СИМ не относятся. В ПДД они приравнены к обычным велосипедам при условии, что мощность электромотора не превышает 0,25 кВт.
Итак, перемещение на средствах индивидуальной мобильности регулируется правилами дорожного движения (ПДД). Согласно пункту 1.2. ПДД РФ, «Средство индивидуальной мобильности (СИМ) – это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя».
Написанное означает, что во время управления самокатом человек считается водителем, а не пешеходом, и должен соблюдать ПДД наравне с автомобилистами. Это означает необходимость соблюдения скоростного режима, требований дорожных знаков, сигналов светофора, приоритет пешехода на тротуаре и прочее. Вместе с тем если водитель СИМ хочет пересечь автомобильную дорогу по пешеходному переходу, ему придется стать пешеходом – спешиться и перейти «зебру» пешком, ведя электросамокат рядом с собой. К слову, именно этого самокатчики стараются не делать и в результате попадают под колеса автомобилей.
———————————————————- ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ ————————————————————
Согласно законодательству РФ (Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (ред. от 19 апреля 2024 года) «О Правилах дорожного движения»
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ (ВОДИТЕЛИ) ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ
ОБЯЗАНЫ:
- передвигаться исключительно в одном ряду, при этом обгонять или объезжать другие транспортные средства слева не разрешается (пункт 24.5);
- держаться скорости, не превышающей 25 км/ч (пункт 24.6);
- предоставлять преимущество пешеходам. Если движение водителя СИМ затрудняет или угрожает безопасности пешеходов, необходимо уменьшить скорость до уровня пешеходов или полностью спешиться (пункт 24.6);
- отдавать преимущество другим участникам движения при пересечении проезжей части вне перекрестка (пункт 24.6(1), при этом в велосипедных зонах СИМ сохраняют приоритет перед автомобилями (пункт 24.11);
- быть видимыми для других участников дорожного движения. В темное время суток и при плохой видимости велосипедистам и пользователям СИМ рекомендуется, а вне населенных пунктов обязательно использовать светоотражающие элементы (пункт 24.10);
- следовать Правилам дорожного движения и учитывать предписания дорожных знаков.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ (ВОДИТЕЛЯМ) ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
(согласно пунктам 24.8 и 24.9 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090)
- эксплуатировать ТС, не управляя им хотя бы одной рукой (при наличии руля);
- транспортировать багаж, затрудняющий управление устройством или превышающий габариты СИМ более чем на полметра;
- транспортировать пассажиров, если это не предусмотрено компоновкой СИМ;
- транспортировать пассажиров до 7 лет без специализированного сиденья;
- выполнять левый поворот или разворот на участках с трамвайными путями или несколькими полосами для движения в одном направлении;
- преодолевать пешеходные переходы, оставаясь на транспортном средстве;
- перевозить другие транспортные средства или велосипеды на буксире, если это не предусмотрено эксплуатационной документацией.
—————————————————————————————————————————————-
Как видим, «на бумаге» законодатели заботу проявили. Что на практике?
ПОРА УЖЕСТОЧИТЬ?
А на практике 16 апреля в Тольятти произошло еще одно электросамокатное ЧП, о котором написали многие региональные и городские СМИ. Дети, ехавшие на электросамокате, попали под колеса автомобиля Lada Granta.
При выяснении обстоятельств ДТП выяснилось, что две девочки, тринадцати и четырнадцати лет, на одном электросамокате пересекали перекресток улиц Юбилейной и Фрунзе на запрещающий (красный) сигнал светофора. В этот момент они и попали под колеса автомобиля, который двигался на разрешающий зеленый свет.
К сожалению, юные лихачки получили травмы: одна – царапины, другая – ударилась затылком. Обеим понадобилась медицинская помощь.
И это не единственное ДТП с участием несовершеннолетних детей, произошедшее в нашем регионе в апреле 2025 года. В Самаре девочка-подросток 13 лет, ехавшая на электросамокате по тротуару, сбила девятилетнего мальчика.
Оба происшествия вызвали настолько большой общественный резонанс: пользователи соцсетей активно писали в комментариях, что необходимо установить более строгие правила для водителей электросамокатов. Очевидно, что профилактические беседы, которые пообещали в качестве профилактических мер тольяттинские власти, не решат проблему самокатного травматизма на дорогах Автограда.
Редакция «Тольяттинского навигатора» считает, что решить сложную ситуацию с электросамокатным травматизмом на дорогах помогут строгие ограничения на законодательном уровне и серьезные штрафы. Но, в принципе, ездить на электросамокатах детям разрешают взрослые – родители и представители власти. Поэтому, полагаем, именно городские власти обязаны оперативно взять ситуацию под строгий контроль, издав соответствующие нормативные акты. А затем – требовать от вышестоящих коллег более оперативного принятия более результативной законодательной базы. Тем более социологические опросы показывают, что большинство жителей Самары и Тольятти считает, что за руль электросамокатов стоит допускать только водителей, достигших совершеннолетнего возраста.
Напомним, что сегодня штраф водителю СИМ за нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или среднего вреда здоровью, согласно части 2 статьи 12.30 КоАП РФ – просто смехотворен и колеблется от 1000 до 1500 рублей.
Понятно, что последующее судебное разбирательство может присудить виновнику выплату компенсации по возмещению всех медицинских расходов потерпевшего (там сумма легко может дойти до миллиона), но ведь эти деньги еще и отсудить надо. А государство карает быстрее и эффективнее. Или вот, скажем, штраф от 1000 до 1500 рублей, если водитель электросамоката нарушил ПДД, будучи нетрезвым (часть 3 статьи 12.29 КоАП РФ). Такой штраф – просто смехотворен. Считаем, что он должен быть как минимум в 10 раз больше!
Конечно, есть ряд штрафов, которые операторы кикшеринга устанавливают самостоятельно, выписывая квитанции горе-водителям на основании обращений граждан в службу поддержки, а также свидетельств камер видеофиксации. Но такие случаи – единичны и не способны серьезно повлиять на ситуацию.
Наталья Краснова