Вы сейчас просматриваете Три года без Renault

Три года без Renault

  • Автор записи:

Экономика санкций

Прошло уже три года с момента начала специальной военной операции, и это важное событие не могло не отразиться на экономике нашей страны. В первые же дни многие иностранные компании объявили о своем уходе и закрытии своих отделений на территории России. Правительство фактически поставило иностранным брендам ультиматум: либо продавайте, либо переоформляйте бизнес. Это заставило иностранных производителей срочно переоформить предприятия, но не останавливать их. В некоторых договорах были прописаны условия возвращения. Так произошло и с Renault–АВТОВАЗ…

Работники предприятия почти сразу поняли, что «импортное» руководство уходит. Официальные представители пытались отрицать очевидное, но уже в мае 2022 года французский концерн Renault за один рубль передал свою долю в АВТОВАЗе (67,61%) Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ).

Позже АВТОВАЗ был включен в SDN-list (запрет на все финансовые операции со стороны США). Проблемы с отключением России от системы SWIFT и другие санкции также не способствовали деятельности завода. В таких условиях предприятие возглавил бывший министр транспорта Максим Соколов. На его лоббистские возможности возлагались большие надежды. Забегая вперед, можно сказать – не зря.

СПРАВИЛИСЬ

Складские запасы позволили продержаться недолго. К тому же новой команде нужно было время, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Поэтому было решено остановить сборку и уйти в очередной отпуск, перенеся его с лета на весну.

Сразу же после этого Правительство Российской Федерации внесло изменения в законодательство. В частности, были временно снижены экологические нормы, и автозаводы получили право производить моторы класса Евро-0. Постепенно, когда был преодолен дефицит датчиков и электроники, более строгие экологические требования вернулись в силу.

Для стимулирования спроса на отечественные автомобили были запущены программы льготного кредитования. Хотя основную выгоду от них получали банки, предприятие имело стабильный спрос на свою продукцию, пока сохранялась относительно невысокая ставка рефинансирования Центрального банка.

АВТОВАЗу были предоставлены дополнительные налоговые льготы в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК). Региональная ставка по налогу на прибыль была снижена до 10%, а по налогу на имущество  – до 1,1%. Кроме того, Фонд развития промышленности выделил льготные займы, в том числе 7,1 миллиарда рублей под 1% годовых.

Правительство страны фактически ввело заградительные пошлины на иностранные автомобили, значительно увеличив утилизационные сборы. Например, для автомобиля с объемом двигателя до 2 литров утилизационный сбор вырос с 20 тысяч рублей в 2022 году до 600 тысяч в 2025 году.

В Думу Российской Федерации был внесен закон о локализации машин для такси и каршеринга. Этот закон отсечет значительную долю иностранных производителей и позволит отечественному предприятию увеличить продажи.

Правительством области была разработана программа поддержки АВТОВАЗа в рамках СПИК и локализации производства, рассчитанная до 2030 года. В нее включено содействие инвестиционным проектам на крупных химических предприятиях, которые могут обеспечить производство автомобилей материалами.

В результате за три года заместили не всё, но многое. Некоторые компоненты стали производить сами, с некоторыми поставщиками договорились о новых поставках. Даже удалось привлечь некоторых производителей автокомпонентов на площадки внутри АВТОВАЗа. Научились обходить санкции и наладили параллельный импорт. Сегодня на тольяттинские автомобили постепенно возвращаются прежние опции.

Запущено производство «Лады Ауры» – удлиненной «Весты» повышенной комфортности. На нее почти приказным порядком пересели чиновники, чего ранее не удавалось сделать. Почти готова к серийному выпуску «Лада Искра» – модернизированный «Логан» третьего поколения. По словам инженеров предприятия, в конструкцию «Искры» было внесено огромное количество изменений с целью локализации и отвязки от платформы Renault. Постепенно модернизируются моторы, устанавливается новая автоматическая коробка передач.

Модернизируется и переезжает на новую, большую площадку производство «ВИС-Авто» – дочки АВТОВАЗа, производящей специализированные автомобили. Налажено более тесное взаимодействие с вузами и техникумами города. В СМИ вновь появилась реклама «Лады». Проделана большая работа.

ЛОЖКА ДЁГТЯ

С уходом Renault и других иностранных производителей освободилась значительная часть рынка: до своего ухода Renault продавал в России около 200 тысяч автомобилей под собственным брендом.

Пытаясь занять эту долю, отечественное предприятие вышло на объем производства 500 тысяч автомобилей в год. Однако не смогли конкурировать с моделями из Китая, хлынувшими в страну. На фоне насыщенности китайских автомобилей современными опциями отечественные модели выглядели значительно более скромно. В результате рынок оказался затоваренным, и не все произведенные автомобили удалось реализовать.

Выросшая ставка рефинансирования сделала покупку автомобиля в кредит невыгодной, в то время как раньше доля таких покупок была значительной. Многие программы кредитования были свернуты.

Политика предприятия в СМИ, которая часто проявляется в виде слащавых репортажей и отчетов, вызывает у жителей Тольятти и работников завода недоумение. Реклама на телевидении, которой в новогоднюю ночь было больше, чем других товаров и услуг, вызывала лишь смех. В фильмах и сериалах после рекламного блока не было ни одной модели «ВАЗ». Создается впечатление, что на предприятии не знают о таком приеме скрытой рекламы, как продакт-плейсмент.

Клип молодой поп-певицы, который должен был возродить былую славу наших автомобилей в южных регионах страны, столкнулся с проблемой: у молодежи нет возможности персонализировать свой автомобиль. Большинство производителей обвесов и услуг по тюнингу ушли с рынка, а «колхозить в гараже», за исключением немногих энтузиастов (а это – совсем не рынок), нынешняя молодежь не хочет и не умеет. В результате – снова мимо цели.

Ролики о работе автогиганта с молодежью содержат кадры полугодовой давности.

Программы по целевому набору в интересах автоиндустрии в высшие учебные заведения не носят массового характера. О количестве студентов, заключивших договор, почему-то стараются не распространяться. Наверное, всё печально.

Мы знаем из новостей, что АВТОВАЗ помог своим работникам, получившим ранения и инвалидность за ленточкой, предоставив то ли шесть, то ли больше автомобилей. Также мы знаем, что производятся квадроциклы с ВАЗовскими двигателями. Мы видели, как Максим Соколов позировал на 23 февраля на фоне пикапа на шасси «ВАЗ» в цвете хаки. Но это всё. В свое время в Великой Отечественной войне прославился Willys, который фигурировал на фотографиях и кадрах видеохроники. А наша «НИВА», где она сегодня? Про «буханки» УАЗа, актуальные на СВО, мы слышим и видим в разы больше. Неужели «НИВА» не тянет? Или тянет, но пиар плохой?

Может быть, своим молчанием и цензурой ВАЗ пытается избежать еще большего давления и санкций, пытается усидеть на двух стульях? Пора уже определиться за три-то года.

ПОТЕПЛЕНИЕ

Сегодня, весной 2025 года, когда на горизонте стали очерчиваться контуры окончания специальной операции, посыпались заявления о возможном возвращении иностранных компаний в Россию. От чиновников и руководителей звучат слова, которые можно принять за условия такого возвращения.

Якобы Россия будет пристально рассматривать возвращение тех, кто «убежал» с рынка РФ в 2022 году. По крайней мере, так сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров.

Директор компании по связям с общественностью АВТОВАЗа Сергей Ильинский выразил надежду, что вернувшиеся иностранные бренды откроют свои автосалоны, в том числе на новых территориях и в Крыму, а также будут помогать мобилизованным.

Французский автоконцерн Renault должен будет возместить инвестиции в размере минимум 112,5 млрд рублей, вложенные в развитие производства АВТОВАЗа во время отсутствия бывшего акционера. Об этом журналистам сообщил президент АВТОВАЗа Максим Соколов. При этом генеральный директор Renault Лука де Мео не исключил возвращения автоконцерна в Россию, передает Financial Times.

В том, что иностранные производители вернутся, можно не сомневаться. Будет ли это возвращение на старые площадки или «французы» начнут всё с нуля и на каких условиях –  вот ключевые вопросы, которые нужно продумывать уже сегодня.

ИТАК, ДАВАЙТЕ ПРИКИНЕМ ВАРИАНТЫ

ВАРИАНТ 1: Возвращение Renault. Просто возвращение Renault

Если Renault выкупит свой прежний блокирующий пакет акций и вернется к прежней политике закупок и поставщиков, это может положительно сказаться на общей прибыли концерна и конечного производителя автомобилей. У Renault есть свои поставщики, входящие в состав концерна. Переход на их комплектующие позволит загрузить иностранные площадки и положительно отразится на деятельности компании.

Однако российские предприятия-смежники, которые во время «размолвки» осваивали новые технологии, набирали персонал и брали кредиты под оборудование и внедрение этих технологий, могут разориться и уволить рабочих. Неизбежны и увольнения на головном предприятии, как это было при шведском майоре НАТО Бу Инге Андерссоне. Также, вероятно, будет свернута часть социальных программ предприятия.

ВАРИАНТ 2: Возвращение Renault в рамках совместного предприятия

Вариант возвращения Renault на АВТОВАЗ в рамках совместного предприятия, где его доля не будет блокирующей, практически не отличается от предыдущего. Мы уже проходили через это, пока у Renault не стало 67,61% акций. В этом случае процессы социальной деградации предприятия будут растянуты во времени. Сдерживающим фактором станет то, что отвечать за социальные потрясения будут свои, местные руководители. В этом варианте переложить вину за социальную деградацию на варягов будет сложнее, ведь юридически, несмотря на наличие иностранных инвесторов, главными на предприятии всё-таки будут наши, российские менеджеры.

ВАРИАНТ 3: Начать с нуля

Renault может вернуться в страну и «начать всё сначала». У АВТОВАЗа появится конкурент с мощным инженерным потенциалом и современными наработками, способный работать в жесткой конкурентной среде. Однако этот вариант требует стабильной экономической и политической ситуации на десятилетия вперед. Сегодня никто не может гарантировать этого. Но если это всё же произойдет, что сможет противопоставить АВТОВАЗ? Низкую цену автомобилей, простоту конструкции и всенародную любовь, как это было в начале 90-х? Нет, этого уже нет. Если, конечно, менеджеры предприятия не позаботятся о новой стратегии преимуществ, которая сделает бренд уникальным и востребованным. И начинать это делать нужно уже сегодня.

Иван Гариновский

КОММЕНТАРИЙ

Григорий БАСИСТЫЙ, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ» (уволен с АВТОВАЗа в 2019 году.  Директором в то время был Ив Каракатзанис):

– С точки зрения удержания АВТОВАЗа на плаву после 2022 года нынешние руководители предприятия действительно проделали большую работу. В свое время я высказывал свои предложения по социальным программам, работе с молодежью и использованию производственных мощностей АВТОВАЗа для выпуска автокомпонентной продукции сторонними организациями. Сейчас предприятие активно реализует, развивает эти и другие направления. Некоторые программы направлены на среднесрочное и долгосрочное развитие.

Отказ и сворачивание таких программ может ударить по имиджу предприятия и, соответственно, сбыту продукции. Однако возможность спихнуть на плечи иностранных варягов головную боль от необходимости жестко, по-рыночному развивать предприятие очень соблазнительна. Развитие АВТОВАЗа в отсутствие реальной конкуренции с глобальными автоконцернами может привести к стагнации и откату к устаревшим технологиям.

Из заявлений и отчетов мы уже можем сделать вывод, что для нынешних руководителей главное – выполнить поставленные показатели в установленные сроки, а не обеспечить качество исполнения и учесть все возможные негативные последствия. Плановая работа на долгосрочную перспективу по-прежнему не является приоритетом. Видимо, это не стиль работы, а изначальная ментальность российских управленцев.

Если руководство предприятия будет отчитываться о результатах своей деятельности не перед рынком, а только перед вышестоящими органами, то мы снова увидим в новостях «нарисованные» цифры и красивые картинки, которые не будут отражать реальную ситуацию.